Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Упрощение налоговой системы как один из источников улучшения инвестиционного климата

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Упрощение налоговой системы как один из источников улучшения инвестиционного климата

Налоговая система любой страны является одним из источников для создания благоприятного климата по привлечению инвестиций. И Беларусь в этом плане не является исключением. О том, что сделано в республике в последние годы по упрощению налоговой системы, как налоговая система влияет на инвестиционную привлекательность страны, речь шла на пресс-конференции в Национальном пресс-центре.

Налоговая система нашей страны, как, в принципе, и любой другой страны оказывает стимулирующее воздействие на любую сферу экономики, в том числе и на привлечение инвестиций, сказал на пресс-конференции «Создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» Иван Шунько, заместитель министра финансов РБ.

Белорусская налоговая система молодая и постоянно совершенствуется. Так, в течение 2005–2009 годов в республике отменено 18 налоговых платежей, которые вносили затруднения в работу плательщиков и инвесторов, и 34 самостоятельных сбора, включенных в состав госпошлины.

За прошедший период уменьшена ставка сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции с 2-х до 1-го процента с выручки. Установлены единые ставки местного налога в размере 5-ти процентов (ранее существовала одна ставка на импортную продукцию, а другая ставка – на отечественную продукцию). Уменьшены ставки налога на приобретение транспортных средств. Из объектов налога на недвижимость исключена так называемая часть производственных фондов, за которую также уплачивался налог. Теперь налог на недвижимость уплачивается только по объектам, имеющим так называемое классическое определение недвижимости, то есть только на те объекты, которые «привязаны» к земле и стоят на земле. С 1 января 2009 года в отношении доходов физических лиц установлена единая ставка подоходного налога 12 % (ранее было декларирование доходов и скользящая шкала ставок). Введены упрощенные системы налогообложения для многих плательщиков налогов, в основном для мелкого и среднего бизнеса. По мнению И.Шунько, введение этих систем значительно упростило работу и дало некоторый толчок для притока инвестиций. Упрощается также налоговое администрирование, введено электронное декларирование.

В налоговом законодательстве предусмотрены и инвестиционные льготы. Одной из них является освобождение инвестора от уплаты налога на прибыль, которая направляется на создание производственных фондов. Как отметил замминистра, подобной льготы в сопредельных странах не существует, а она очень важна для инвесторов. Кроме того, юридические лица, реализующие инвестиционные проекты, финансируемые за счет внешних источников, при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запчастей к нему освобождаются от уплаты таможенных пошлин и от НДС. Эта льгота предусмотрена Декретом Президента № 10 от 6 августа 2009 года. По особо значимым инвестиционным проектам по решению Главы государства могут приниматься индивидуальные льготы.

Какие же изменения предполагаются в области налогообложения в 2010 году? Как уже отмечалось, в 2009 году был уменьшен сбор в фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. С 2010 года это сбор предполагается вообще отменить. Как пояснил замминистра финансов, это очень приличная сумма для любого производителя сельскохозяйственной продукции, и прочих равных условиях этот сбор (1 % от выручки) снижает конкурентоспособность отечественной продукции по сравнению с импортной. Это во-первых. А во-вторых, он снижает возможности для конкуренции на внешних рынках по стоимостному фактору.

Кроме того, предусмотрено отменить и существующий на сегодняшний день налог с продаж в розничной торговле в размере 5-ти процентов. То есть стоимость товара, пояснил И.Шунько, не будет увеличиваться на 5 % при его продаже в розничной торговле. Предполагается также отменить налог на приобретение автотранспортных средств. И хотя, по словам замминистра, он был небольшой, тем не менее, данный налог усложнял налоговую систему.

С 1 января 2010 года предполагается увеличить и ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20 процентов. Этот вопрос, уточнил И.Шунько, вызвал неоднозначные отклики. Тем не менее, в целом эта мера позволит сохранить плательщикам налога почти 900 млрд.рублей. По подсчетам увеличение ставки НДС до 20 процентов составит сумму более 1 трлн. рублей, а снижение всех остальных налогов – сумму более чем 2 трлн.рублей. Поэтому опасность того, что данная мера приведет к повышению цен, необоснованна. Наоборот, у отечественных предприятий появится возможность снизить цены, сказал И.Шунько. Кроме этого предполагается сократить сроки возврата НДС, если налог насчитывается по нулевой ставке, или производится возврат по внутренним продажам, до 5-ти дней с момента окончания срока. Таких коротких сроков возврата нет ни в одной стране, подчеркнул замминистра. Обычно он составляет от 3-х до 4-х месяцев.

Что касается налога на прибыль, то со следующего года предполагается отказаться от законодательно установленного перечня затрат, относимых на себестоимость продукции. Данная мера, высказал свое мнение замминистра, может показаться бухгалтерам непривычной, поскольку они привыкли руководствоваться перечнем таких затрат. Однако этот перечень был актуален в то время, когда в республике еще не было законодательства, регламентирующего данные вопросы. И перечень был как бы основным документом, который регламентировал исчисление себестоимости продукции и даже использовался при ценообразовании. В настоящее время он потерял свою актуальность и в ряде случаев мешает в работе предприятий.

Со следующего года предполагается также отменить действующий механизм нормирования расходов на оплату труда, рекламу, информационные, маркетинговые, консультационные и другие услуги, что, по мнению замминистра, расширит свободу в реализации продукции.

В целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций в уставные фонды белорусских предприятий и повышения заинтересованности в основном в иностранных организациях предполагается снизить ставку на доходы в отношении иностранных инвесторов, которые получают доходы от доли в уставном фонде предприятий, с 15 до 12 процентов.

Также предполагается, что при исчислении подоходного налога будет увеличена сумма стандартного вычета. Кроме того, сообщил заместитель начальника главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Владислав Татаринович, будет повышена и величина предельного уровня заработной платы, в рамках которого предоставляется такой вычет. Два этих показателя будут проиндексированы с учетом планируемой инфляции (9%). В настоящее время стандартный налоговый вычет в размере 250 тыс.рублей предоставляется физическим лицам, чья заработная плата в месяц не превышает 1,5 млн.рублей. В следующем году предусматривается предоставить возможность получения стандартного социального вычета гражданам без постоянного места работы. В настоящее время такой вычет получают лишь физлица по месту основной работы.

По словам В.Татариновича, определенные изменения коснутся и упрощенной системы налогообложения предпринимателей. Предусмотрено увеличение на прогнозируемую величину инфляции критерия по объему валовой выручки, который будет давать возможность применения упрощенной системы налогообложения. Помимо этого планируется расширить перечень субъектов хозяйствования, занимающихся торговлей и оказанием услуг в сфере общественного питания, которые могут использовать упрощенную систему с применением валового дохода в качестве налогооблагаемой базы.

Отметим, несмотря на то, что в Беларуси проводятся мероприятия по усовершенствованию налоговой системы, по оценке Всемирного банка в последние годы республика занимает последнее место среди стран мира по такому индикатору ведения бизнеса, как уплата налогов. Почему так происходит? Как пояснил журналистам И.Шунько, «с рейтинговой оценкой получается очень интересная картина». Дело в том, что рейтинг производится по методике Всемирного банка. Поэтому замминистра не стал давать никаких оценок данной методике. И хороша она, или плоха, но методика одинаково действует и применяется во всех странах. Другое дело, что к оценке данного индикатора эксперты Всемирного банка привлекают отечественных специалистов и ссылаются на ими предоставленную информацию. А сведения наших специалистов зачастую бывают недостоверными либо их предоставляют неквалифицированные или не очень добросовестные специалисты. К примеру, экспертам Всемирного банка была предоставлена информация, что при уплате налога на недвижимость плательщику надо заполнять 7 деклараций. Но по законодательству, сказал И.Шунько, при уплате данного налога предполагается заполнение только 4-х деклараций, а возможна вообще 1 декларация. Или, например, оценка, которая «потянула» Беларусь на последнее место, - количество времени, затрачиваемое на составление налоговых деклараций по налогу на прибыль. По сведениям наших специалистов, предоставленных экспертам Всемирного банка, на заполнение данных деклараций уходит 900 часов в год. Однако, по словам замминистра, этого не может быть в принципе, потому что на весь бухгалтерский учет тратится только 220 часов в год, а по упрощенной системе налогообложения и того меньше.

И в заключение несколько слов о предполагаемых изменениях в налогообложении недвижимости. Как сказал В.Татаринович, отвечая на вопрос корреспондента «НБ», в следующем году предусматривается облагать налогом только здания, сооружения и передаточные устройства под ставку 1 процент. Кроме того, предполагается несколько упростить порядок уплаты налога на недвижимость, полученную по наследству, например по договорам дарения.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

25.10.2009

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 1, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2009