Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Национальный обзор жилищного сектора: местные и зарубежные эксперты действуют сообща

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Национальный обзор жилищного сектора: местные и зарубежные эксперты действуют сообща

Министерство архитектуры и строительства Беларуси завершило работу над Национальным обзором по развитию жилищного сектора Беларуси и представило его 10 декабря 2009 года. Данный обзор разработан совместно с международными экспертами Комитета по жилищному хозяйству и землепользованию Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и местными специалистами. Национальный обзор завершают рекомендации Национального обзора по развитию жилищного сектора Беларуси, которые широко были обсуждены на презентации с участием представителей органов госуправления, международных организаций, частных компаний, научно-исследовательских и проектных институтов, общественных организаций.

Напомним, что в течение 2007-2009 годов международными экспертами ЕЭК ООН при содействии местных экспертов разработан Национальный обзор по развитию жилищного сектора Беларуси. Документ содержит 4 главы: социально-экономические тенденции и меры жилищной политики; существующий жилищный фонд и строительство нового жилья; финансирование жилищного сектора; управление земельными ресурсами и территориально-пространственное планирование. Национальный обзор завершают рекомендации (всего их 27 по каждой главе обзора) национальным, местным органам управления, выполнение которых должно привести к улучшению жилищной политики и управления земельными ресурсами.

Отметим также, что рекомендации подготовлены года полтора-два назад, и, как было отмечено многими участниками презентации при их обсуждении, за это время многие рекомендации уже выполнены.

В приветственном слове к участникам презентации Министр архитектуры и строительства РБ А.Селезнев выразил убеждение, что во время двух миссий координаторы проекта и международная группа экспертов имели возможность убедиться в позитивном опыте Беларуси как по созданию условий для обеспечения граждан доступным жильем при соблюдении принятых социальных стандартов его комфортности, так и в части улучшения жилищных условий проживания. По словам министра, международной группой экспертов дана относительная высокая оценка мерам при реализации жилищной политики в Беларуси. Рекомендации, данные по результатам анализа, могут быть использованы в дальнейшем при реализации конкретных мероприятий на национальном и местном уровнях.

Как отметил А.Селезнев, Национальный обзор по развитию жилищного сектора Беларуси явился первым совместным проектом в сфере строительства. Он также выразил надежду, что сотрудничество в рамках выполнения отдельных рекомендаций международной группы экспертов с белорусскими специалистами будет продолжено.

Строительный комплекс Беларуси, по словам министра, - один из наиболее динамично развивающихся сегментов национальной экономики. Несмотря на кризисные явления, в текущем году в республике по сравнению с прошлым годом увеличен рост ввода жилья до 1 млн.кв.метров. В следующем году ставятся еще более грандиозные задачи. Ежегодные объемы жилищного строительства будут увеличиваться и к 2011 году достигнут 10 млн.кв.метров.

Придавая первоочередное значение социальному фактору, руководством страны принято решение увеличить долю строящего жилья, предназначенного для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сегодня в Беларуси такого жилья возводится 76 % от общего объема.

Особое внимание уделяется гражданам, проживающим в сельской местности. Ежегодно третья часть жилья предназначается для сельчан и жителей малых городов. В соответствии с госпрограммой возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы в сельской местности намечено построить не менее 50 тысяч жилых жомов. Несмотря на то, что впереди еще год для реализации программы, на сегодняшний день уже построено 56,5 тысяч домов.

В связи с возрастающими объемами строительства, и прежде всего жилищного, в ближайшие годы, подчеркнул А.Селезнев, будет проведена масштабная реконструкция практически всех промышленных производств стройматериалов. Реконструируются и строятся 3 новых цементных завода, в 2 и более раз увеличилось производство стеновых материалов, на 5 млн.кв.метров увеличены мощности по керамической плитке и керамограниту, введены мощности по производству теплоизоляционных материалов. В общей сложности на 76 предприятиях отрасли реализуется 18 инвестиционных проектов по модернизации и строительству новых производств.

Как отметил в своем выступлении Александр Горваль, начальник управления жилищного строительства Министерства архитектуры и строительства, исторически получилось, что подготовка Национального обзора совпала с моментом подготовки очередного концептуального документа в сфере жилищных отношений – Концепции строительства и реконструкции доступного и комфортного жилья для граждан Беларуси. Поэтому ряд вопросов, которые обсуждались в процессе подготовки Национального обзора, нашли свое отражение в Концепции, принятой в феврале 2008 года. Такой комплексный подход, по мнению А.Горваля, позволил уже за прошедший период решить ряд вопросов, поставленных зарубежными коллегами из европейской комиссии, по вопросам развития жилищного строительства в Беларуси.

Так, уточнены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (указ Президента № 543 от 16 ноября 2009 года). Внесен ряд изменений в порядок кредитования жилья, при этом особое внимание уделено незащищенным категориям граждан. Активизировалась работа над проектом закона о системе жилищных строительных сбережений. Усилено сотрудничество республиканских органов управления и местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению жилищной политики на местах. Принят целый ряд новых нормативных документов, которые регулируют этот процесс, обеспечивают доступ всех желающих в получении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Как отметил А.Горваль, меры, принимаемые по наращиванию объемов жилищного строительства, привели к тому, что впервые на начало 2009 года хоть и незначительно, но все же сократилось количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (по республике – на 3 %).

Что касается предложений Национального обзора в части децентрализации и усиления роли местных органов власти при реализации национальной жилищной программы, то Концепция явилась не только документом общенационального значения, но и получила свое развитие на местах. Так, во всех регионах, областях, городах, районах созданы свои региональные концепции, которые детализированы с учетом местных особенностей. Региональные концепции, как и общенациональная, рассчитаны на период до 2015 года. При этом местные органы власти получили большие возможности в формировании жилищных организаций, в которые объединяются граждане – жилищные строительные и потребительские кооперативы, коллективы индивидуальных застройщиков и др. В каждом регионе приняты нормативные документы локального характера, которые определяют процедуры определения земельных участков, для того чтобы стимулировать строительство индивидуального жилья граждан на местах. Это также, по мнению А.Горваля, позволило в значительной степени увеличить количество выделенных земельных участков под индивидуальные дома и тем самым привлечь ресурсы граждан и их трудовой потенциал к реализации жилищной политики.

Международными экспертами рекомендовано расширить роль некоммерческих, неправительственных, международных и частных участников в решении жилищной программы. В этой связи начальник управления жилищного строительства сказал, что коммерческие организации как участники процесса строительства имеют доступ на рынок строительства на условиях, определенных законодательством. Значительно расширилось и участие иностранных компаний (литовские, российские, турецкие и др.) в жилищном строительстве.

В рекомендациях Национального обзора отмечено, что новое жилье в республике реализуется по какой-то искусственно установленной цене. Комментируя это положение, А.Горваль отметил, что искусственно цена на те объекты, которые возводятся за счет средств инвестора либо участников долевого строительства, ни в коей мере не устанавливается. Это тот рыночный уровень цены, который определяется необходимыми затратами на строительство и договоренностями между всеми участниками строительства. По словам начальника управления, в настоящее время государство осуществляет определенное регулирование цен только на то жилье, которое строится с господдержкой. Во всех остальных сферах жилищного строительства цены устанавливаются исходя из экономических условий, в которых сооружаются объекты.

А вот что касается вопроса усиления адресности предоставления доступного жилья для граждан, то А.Горваль отметил, что очередь до 20 лет на получение «дешевого» жилья существует только в г.Минске. В регионах – областные центры, районные города либо другие населенные пункты - довольно широкий разброс временных рамок, в которые граждане обеспечиваются жильем. Есть и 10 лет, есть и 1-2 года, имеются отдельные районы, в которых на сегодняшний день таких людей остались единицы и там невозможно сформировать ЖСК, поэтому жилищная проблема решается через индивидуальное жилищное строительство.

Зарубежные эксперты рекомендуют также создание товариществ собственников как обязательную процедуру в жилищной политике. В этой связи, отметил А.Горваль, на стадии строительства новых домов у нас такие структуры созданы. Однако, по его мнению, в последующем этот вопрос должен также решаться, чтобы более активно привлекать граждан к управлению жилищным фондом.

Учитывая то, что в следующем году в г.Минске планируется приступить к строительству первого экспериментального дома для сдачи квартир в некоммерческий наем для граждан, не способных или не желающих построить собственное жилье даже с привлечением льготных кредитов, А.Горваль обратился к коллегам из европейской комиссии, чтобы они помогли с учетом мировой практики в разработке соответствующих нормативных документов, а, возможно, поспособствовали выделению грант на реализацию самого пилотного проекта с целью привлечь финансовые ресурсы международных организаций для строительства опытного дома.

В ходе презентации прошли дискуссии с участием местных и зарубежных экспертов, в ходе которых определены первоочередные действия по реализации рекомендаций Национального обзора.

Елена МАСЛОВСКАЯ

20.12.2009

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2009