Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Особенности проведения работ на историко-культурных ценностях

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Особенности проведения работ на историко-культурных ценностях

Большинство белорусских городов имеют древнюю историю существования, которая насчитывает не одну сотню лет. Это в равной степени относится к г.Минску, столицам областей, а также к подавляющему количеству районных центров.

Материальным воплощением многовековой истории являются памятники археологии, архитектуры, градостроительства, истории и искусства, находящиеся в городских поселениях Беларуси.

Большинству памятников придан статус историко-культурной ценности. Правовое регулирование материальных объектов с таким статусом обеспечено Законом Республики Беларусь от 9 января 2006 года «Аб ахове гісторыка-культрнай спадчыны Рэспублікі Беларусь». Названным Законом установлен порядок внесения предложений, придания и лишения статуса историко-культурной ценности Советом Министров Республики Беларусь.

В соответствии с Законом памятники, которым придан статус историко-культурной ценности, включаются в Государственный список историко-культурных ценностей, ведение которого осуществляет Министерство культуры Республики Беларусь. В настоящее время в Государственном списке насчитывается 4799 материальных недвижимых историко-культурных ценностей.

Прежде чем перейти к освещению основной темы статьи следует отметить вопрос собственности на историко-культурные ценности. В вышеназванном Законе установлено, что историко-культурные ценности могут находиться в собственности Республики Беларусь, юридических и физических лиц. Вместе с тем, Кодексом Республики Беларусь «О земле», принятом в 2008 году, определено понятие «земли историко-культурного назначения», к которым относятся «земельные участки, предоставленные для размещения недвижимых материальных историко-культурных ценностей и археологических объектов». Статьей 13 Кодекса установлено, что земли историко-культурного назначения могут находится только в собственности государства.

В городах в отличие от более мелких населенных пунктов отмечены различные виды историко-культурных ценностей: одиночные, комплексы, ансамбли и т.д.

Как правило, самым объемным объектом наследия является исторический центр города. В Государственном списке представлены 10 таких историко-культурных ценностей, в городах Минск, Брест, Витебск, Могилев, Гродно, Пинск, Кобрин, Заславль, Мозырь, Полоцк. В составе исторического центра обычно размещаются до двухсот зданий, являющихся историко-культурными ценностями без категории (в г.Минске – 167). Кроме того, в границах исторического центра, утвержденных Советом Министров Республики Беларусь, охраняются планировочная структура, ландшафт, а также археологический культурный слой.

Нормативные правовые акты в сфере охраны историко-культурного наследия направлены на предотвращение уничтожения историко-культурных ценностей, сохранение отличительных художественных и исторических черт, которые обусловили придание объектам такого статуса, обеспечение изучения памятников. В перечне видов работ, которые выполняются на историко-культурной ценности (статья 36 Закона) отсутствуют такие виды как снос, демонтаж и так далее, соответственно такие работы не могут выполнятся на объектах наследия.

Для выполнения вышеназванных принципов Законом установлена процедура, после выполнения, которой разрешается производить работы на историко-культурной ценности.

Следует отметить, что в месячный срок с момента вступления в права собственности на историко-культурную ценности либо придания ей подобного статуса собственник обязан подписать охранное обязательство, в котором перечислены его обязанности, в том числе и при проведении работ на историко-культурной ценности.

Работы по обеспечению соответствующего технического и санитарного состояния историко-культурных ценностей могут выполнятся на историко-культурных ценностях ежедневно либо с иной периодичностью без разрешения Министерства культуры.

Согласно статьи 37 Закона работы на историко-культурной ценности, а также работы по разработке научно-проектной документации могут выполняться только с разрешения Министерства культуры.

Перед получением разрешения на разработку научно-проектной документации на историко-культурную ценность назначается научный руководитель, который осуществляет руководство ходом работ и разработкой научно-проектной документации, в том числе проводит авторский надзор за исполнением этих работ, несет персональную ответственность за сохранение отличительных духовных, художественных и (или) документальных черт историко-культурных ценностей, а также за научную обоснованность проектных решений и их реализацию.

В составе научно-проектной документации разрабатывается раздел «Комплексные научные изыскания», который состоит из фотофиксации, обмеров, исторических, археологических и химико-физических исследований. Для справедливости следует сказать, что обязательное проведение химико-физических исследований, помогает принять правильные проектные решения по применению отделочных материалов на историко-культурных ценностях и, соответственно, большей долговечности проведенных работ. Так как, зачастую, ни заказчики работ, ни подрядчики не знают о последствиях применения современных отделочных материалов на зданиях, при строительстве которых использованы известковые растворы.

------------------------------------------------------------------------------

В соответствии со статьей 43 Закона научно-проектная документация на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурной ценности согласовывается с Министерством культуры, в случае если историко-культурная ценность имеет категорию «0», «1», «2», либо реализация данной документации может привести к существенному изменению, уничтожению, потере и т.д. историко-культурной ценности, рассматривается на Белорусской республиканской научно-методической раде по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры. Документация, не одобренная Научно-методической радой не подлежит согласованию. Юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые являются заказчиками научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях, в обязательном порядке должны передавать бесплатно в Банк сведений об историко-культурном наследии Республики Беларусь установленные разделы научно-проектной документации.

Согласование Министерством культуры научно-проектной документации на выполнение реставрационно-восстановительных работ на историко-культурных ценностях не освобождает от необходимости ее согласования с другими государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

После названного согласования научно-проектной документации Министерством культуры либо (в случаях необходимости срочного проведения работ) после согласования и утверждения обоснованной программы научно-исследовательских работ выдается разрешение на проведение работ на историко-культурной ценности.

Разрешение Министерства культуры выдается до 31 декабря текущего года, к данному сроку заказчик должен представить отчет о работах, проведенных на историко-культурной ценности.

В случае если научно-проектной документацией предусматриваются также земляные работы, то заказчику работ необходимо получить разрешение Министерства культуры на проведение археологических исследований, археологом, которому государственным учреждением «Институт истории Национальной академии наук» предоставлено право на проведение археологических исследований. Археолог принимает решение о необходимости полномасштабного археологического исследования либо осуществления археологического надзора.

После окончания работ, по предоставлению отчета о соответствии проведенных работ согласованной научно-проектной документации, подписанного либо согласованного научным руководителем Министерство культуры выдает заключение о вводе объекта в эксплуатацию.

Дополнительно следует остановиться на проведении работ в зонах охраны историко-культурных ценностей. Необходимость установления зон охраны (охранная зона, зона регулирования застройки, зоны охраны ландшафта, зона охраны культурного слоя) установлена статьей 29 Закона. Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, их границы, склад и режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей, утвержденным Министерства культуры.

Режимами содержания и использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей предусматриваются ограничение или полный запрет деятельности, которая создает угрозу сохранению недвижимых материальных историко-культурных ценностей (их окружающей среде) и условиям их содержания и использования.

Исходя из практики охранная зона и зона охраны культурного слоя обычно совпадают с границами историко-культурной ценности для которой они устанавливаются. Зона регулирования застройки может подразделяться на несколько частей. К примеру. в одной части режимами может быть установлено ограничение нового строительства не выше одного этажа, во второй части - не выше двух этажей и т.д. Утвержденные зоны охраны должны наносится на территориальные карты землепользования и доступны для ознакомления потенциальных инвесторов. Проект зон охраны может разрабатываться как собственником так и заказчиком работ, которые могут оказать воздействие на объект наследия. Существуют примеры использования в свою пользу зон охраны как собственниками, так и заказчиками.

Так прихожане одной из православных церквей Минской области были недовольны установкой поблизости от храма ретранслятора одного из операторов мобильной телефонной связи. Остановить данное строительство удалось использовав ограничение, установленное режимом зоны регулирования застройки, утвержденного постановлением Министерства культуры проекта зон охраны.

В то же время в одном из райцентров Гродненской области индивидуальный предприниматель собрался построить кафе поблизости от католического храма, являющегося историко-культурной ценностью. Встретив противодействие католической общины предприниматель заказал изготовление проекта зон охраны, который был утвержден в установленном порядке. По этажности планируемое строительство соответствовало режимам зон охраны данной историко-культурной ценности.

Хотелось бы отметить, что за нарушение порядка проведения работ на историко-культурных ценностях статьей 19.6. Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до ста базовых величин, на юридическое лицо - до пятисот базовых величин.

В случае если собственник либо заказчик работ умышленно производил работы без получения соответствующих разрешений и согласований Министерства культуры, зная о статусе историко-культурной ценности, может быть по этому факту возбуждено уголовное дело.

Кроме того, подобное не выполнение положений Закона является основанием для приостановления льгот по платежам за землю и налогу на недвижимость, которые предусмотрены Законами Республики Беларусь «О платежах за землю» и «О налоге на недвижимость».

В заключение хочется отметить, что вышеназванные особенности проведения работ на историко-культурных ценностях в соответствии с действующим законодательством в сфере охраны историко-культурного наследия направлены на сохранение исторического своеобразия белорусского народа и привлекательного для туристов образа городов Беларуси.

Ю.А.Борисюк, главный специалист управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры Республики Беларусь

31.01.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 19, за месяц 164

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 4/2010