Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

ЖК организации борются с неплательщиками услуг, а прокуратура – с самими ЖК организациями

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » ЖК организации борются с неплательщиками услуг, а прокуратура – с самими ЖК организациями

Какие только меры и санкции не принимают жилищно-коммунальные службы к неплательщикам ЖК услуг: и «на доску позора» вывешивают, и электричество отключают, и водоснабжение, и кабельное телевидение. Идут и на крайние меры – переселяют из квартир и даже выселяют. А с недавнего времени принято решение о злостных неплательщиках сообщать вдобавок и по месту работы. И все бы ничего, если бы только отдельные ярые борцы за справедливость сами не были бы злостными нарушителями закона и «нечистыми на руку».

Меры борьбы с неплательщиками коммунальных услуг у работников столичных ЖЭСов разные. Одна из них явно ассоциируется с «черным пиаром». Как только кто-то из жильцов задерживает плату за квартиру за один месяц, ему делается публичное напоминание: работники ЖЭСа вывешивают на дверях подъезда, в котором проживает квартировладелец или наниматель, объявление с указанием фамилии неплательщика. А чаще всего на доске вывешивается объявление ЖЭСа с угрозой напечатать фамилии должников. Это что-то типа общественного порицания, существовавшего в советские времена. Но дальше угроз дело не идет. По крайней мере, на доске у подъезда, в котором проживает автор публикации, угрозы время от времени появляются, но списков еще ни разу никто не вывешивал. Хотя, возможно, они и вывешивались, но тут же срывались самими же неплательщиками. Думается, такая мера может воздействовать только на порядочных и совестливых людей, которым может действительно стать стыдно или неудобно перед соседями, если вдруг их фамилия появится на такой доске. К тому же, как правило, причиной несвоевременной оплаты за потребленные услуги таких квартиросъемщиков и нанимателей может стать либо их забывчивость, либо задержка заработной платы по месту работы, либо отъезд в командировку. А вот на злостных неплательщиков, к которым относятся неработающие, пьющие и иные категории неблагополучных граждан, эта мера воздействия вряд ли повлияет.

К другим мерам воздействия к должникам относятся тексты-напоминания о необходимости своевременной оплаты, предупреждения, высылаемые по почте или передаваемые по телефону, посещения на дому с сотрудниками милиции, отключение коммунальных услуг и нотариальное оформление исполнительных надписей. А в скором времени к ним добавится и еще одна мера. Сведения о должниках будут направляться по месту их работы. Городские жилищные службы надеются, что руководители предприятий и организаций, где работают должники, примут все меры, чтобы их подчиненные погасили долги по оплате услуг ЖКХ.

В данном случае с работающими – все понятно. Если человек официально работает и получает заработную плату, то, в конце концов, с него могут удержать долг с заработной платы. А если человек работает неофициально или вообще не работает (и таких неплательщиков больше всего), как с них взыскать долг?

А вот к таким злостным неплательщикам, как показывает практика, применяются более жесткие меры. Как сообщило ИА «Минск-Новости» со ссылкой на слова генерального директора ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Владимира Реентовича, высказанные им на оперативном совещании в Мингорисполкоме 1 марта, в г.Минске за неоплату коммунальных услуг от электричества и водоснабжения отключены 4 800 квартир должников (всего на балансе ГО «Минское городское жилищное хозяйство» находится 609 тыс. квартир). При этом в столице к должникам применяются и другие меры, предусмотренные законодательством. Так, в текущем году в суды поданы более 4 тысяч исков на удержание просроченной задолженности и 131 иск – на выселение злостных неплательщиков.

В прошлом году в столице за огромные долги по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцы выселены из 41 квартиры. Им пришлось переехать в менее комфортное и меньшее по площади жилье. Всего же в 2009 году на злостных неплательщиков было подано 265 исков о выселении из квартир. Эта информация также передана ИА «Минск-Новости» со ссылкой на В.Реентовича.

Кроме того, как сообщили корреспонденту информационного агентства в ГО «Минское городское жилищное хозяйство», сумма задолженности по коммунальным платежам в г.Минске за прошедшую зиму увеличилась более чем вдвое. Если по состоянию на 1 декабря 2009 года она составляла Br5 млрд. 92 млн., то на 1 марта текущего года – Br11 млрд. 420 млн. С просроченной задолженностью оказался 65521 лицевой счет из существующих 585780. Это на 3,5 % больше, чем в начале зимы. Городские жилищные службы связывают увеличение долга в зимний период в первую очередь с возросшей за счет отопления квартплатой. В большинстве случаев задолженность составляет 2-3 месяца. Но этого достаточно, чтобы оставить несознательных жильцов без электроэнергии, горячей воды, кабельного телевидения. Только за январь и февраль текущего года было приостановлено предоставление коммунальных услуг в 3517 минских квартирах. Задолженность свыше полугода на начало марта имели обладатели 1695 лицевых счетов.

Как видим, столичные жилищно-коммунальные организации ведут активную борьбу с неплательщиками услуг. Но в то же самое время некоторые из них сами являются далеко незаконопослушными гражданами и «нечистыми на руку». Так, как сообщается на официальном сайте Генеральной прокуратуры Беларуси, Генпрокуратурой проведен анализ состояния борьбы с коррупцией в сфере жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, а также проверена эффективность мер, принимаемых Министерством жилищно-коммунального хозяйства с целью противодействия ей.

По сообщению Генпрокуратуры, всего в 2009 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства Беларуси зарегистрировано 87 коррупционных преступлений. Большинство из них – хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (26), служебные подлоги (26) и взяточничество (19). Высок также уровень злоупотреблений служебными полномочиями (14).

Так, например, в г.Минске директор УП «ЖЭС №44» в 2008 году путем злоупотребления служебными полномочиями по предварительному сговору с главным бухгалтером указанного ЖЭСа, путем незаконного начисления себе заработной платы в завышенном размере похитил денежные средства, принадлежащие предприятию, в сумме более Br42 млн. А заместитель главного бухгалтера УП «ЖРЭО Заводского района» г.Минска совместно с 4 бухгалтерами с 2005 года по 2008 год похитили денежные средства в сумме более Br10 млн.

Как установила прокуратура, основная причина совершения хищений (это относится не только к столице, но и в целом к организациям республики) – отсутствие на предприятиях надлежащего внутрихозяйственного контроля, что позволяет должностным лицам злоупотреблять своими полномочиями.

Несмотря на ряд хищений путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенных в жилищно-эксплуатационных службах, отмечает прокуратура, в системе жилищно-коммунального хозяйства до настоящего времени не разработаны мероприятия, направленные на исключение способа хищений денежных средств путем неправомерного перечисления на карт-счета завышенных сумм лицам, не состоящим в штате организации.

Кроме того, в данной сфере распространены факты совершения коррупционных преступлений руководителями организаций, их структурных и обособленных подразделений, что свидетельствует о неэффективности работы кадровых служб по подбору руководящего состава, низкой требовательности к деловым и личностным качествам руководителей.

По итогам проведенного анализа Генпрокуратурой внесено представление Министру жилищно-коммунального хозяйства с предложением принять исчерпывающие меры по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений законодательства о противодействии коррупции. Указано о необходимости усиления роли ведомственного контроля, разработки методологии предотвращения хищений денежных средств через карт-счета по заработной плате. Кроме того, в данной сфере должно быть обеспечено безусловное выполнение требований законодательства о порядке декларирования доходов и имущества и представления письменных обязательств по выполнению ограничений, предусмотренных ст. 17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Из представленной информации напрашивается только один вывод, что каждый гражданин, получающий услуги ЖКХ, должен своевременно их оплачивать. Это предусмотрено законодательством. Но в свою очередь и организации ЖКХ должны оказывать гражданам своевременные и качественные услуги и соблюдать законы.

Ну а малообеспеченные семьи могут рассчитывать на поддержку государства по оплате жилищно-коммунальных услуг в виде социальных пособий. По информации Минского городского жилищного хозяйства, в прошлом году только в столице социальные пособия были предоставлены 2062 семьям, общая сумма выплат составила Br89,3 млн.

С начала 2010 года в связи с принятием указа № 458 «О государственной адресной социальной помощи» заявления горожан о назначении пособий принимают в управлениях социальной защиты администраций районов по месту регистрации (раньше в ЖЭС). Оплата коммунальных услуг производится полностью или частично в безналичной форме путем перечисления средств на счет организации, осуществляющей эксплуатацию жилфонда. Причем при наличии задолженности по квартплате адресная социальная помощь предоставляется в первоочередном порядке.

На получение выплат могут претендовать семьи, а также отдельно проживающие либо ведущие раздельное хозяйство граждане, если за два последних квартала их среднедушевой доход по объективным причинам был ниже бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. С 1 февраля по 30 апреля текущего года этот показатель составляет Br255220.

Обязательное условие – заявитель должен аргументировать, по каким причинам оказался в затруднительном материальном положении. Для этого он должен приложить к заявлению сведения о месте жительства, составе семьи, полученных доходах и их источниках, наличии имущества на правах собственности. В случае предоставления неверной информации, заявитель лишается права на получение государственной поддержки в течение ближайших двенадцати месяцев. Как правило, социальное пособие назначается сроком на три месяца. Чтобы возобновить выплаты, необходимо заново предоставить сведения о составе и доходах семьи.

Елена МАСЛОВСКАЯ

04.04.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 29

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 13/2010