Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Выбирая жилье – не забывайте об экологии

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Выбирая жилье – не забывайте об экологии

Большинство из нас, накопив необходимую сумму на приобретение жилья, мало задумывается о том, насколько небезопасно с точки зрения экологии проживать в выбранном районе. Экология в нашей стране в целом не является предметом повышенного внимания и рассматривается скорее как приятный бонус, если все же повезет поселиться в местности с нормальным воздухом и приемлемым качеством воды.

Между тем в европейских странах экологические характеристики района проживания являются едва ли не определяющим фактором привлекательности жилья в этом округе. Ведь от этого зависит как общий комфорт и самочувствие жильцов, так и наличие или отсутствие возможных проблем в отдаленной и не очень перспективе.

Тем не менее, понемногу осознание важности экологического аспекта приходит и к белорусам. Они все больше интересуются, насколько в том или ином районе загрязнены воздух и почва, каково качество водопроводной воды, есть ли поблизости парк, сквер и т.д.?

Со своей стороны отметим, что в последние годы в столице исследования по данной проблематике стали весьма актуальны. Как не крути, а Минск – огромный мегаполис, оказывающий на состояние проживающего в нем человека не всегда самое благотворное влияние. Но чтобы оградить себя от вредного воздействия мегаполиса, неплохо бы знать и состояние его окружающей среды.

Так, например, в 2008 году специалисты КУП «Минскградо» совместно с другими специалистами ведущих институтов г.Минска завершили работу над большим новым проектом «Схема охраны окружающей среды г. Минска и Минского района», работа над которым длилась на протяжении нескольких лет. В итоге получился документ, очень важный для города и для Минского района. Предыдущая Схема окружающей среды г.Минска разрабатывалась уже очень давно. Последняя такая работа была выполнена в 1992 – 1996 годах. А еще раньше аналогичная работа выполнялась в середине 80-х годов. Поэтому перед разработчиками Схемы стояла задача посмотреть, как изменился город за такой достаточно длительный период времени, в каком состоянии он находится и какова экология в нем? И результат получился непредсказуемый. В целом полученные результаты порадовали специалистов. В ходе исследований выяснилось, что экологическая ситуация в городе не ухудшается, несмотря на бурное развитие промышленности и рост объемов производства.

Транспорт – бич нашего времени

Если говорить об экологической ситуации в г.Минске сегодня, то, как отмечают специалисты, большое влияние на состояние окружающей среды оказывает транспорт. По данным Минского городского комитета природных ресурсов и окружающей среды, общая эмиссия загрязняющих атмосферу веществ в 2009 году составила в столице 260,1 тысячи тонн. При этом на долю транспорта пришлось около 82 % выбросов (214 тыс. т).

За последние годы увеличилось количество автомобилей, причем «не первой молодости», ввозимых из-за рубежа. И выбросы газов от этих авто создают достаточно мощный фон. Это в основном касается главных магистралей города, основных узлов, кольцевой автодороги.

Как же решается эта проблема в городе? В настоящее время в столице приняты несколько программ по решению транспортной проблемы. Расширяется ряд основных магистралей для увеличения пропускной способности автомобилей, строятся транспортные развязки разных уровней. Так, к 2014 году в Минске запланировано построить 8 развязок и реконструировать прилегающие к ним улицы. Это улицы Маяковского, Тимирязева, Ташкентская, Кабушкина, проспекты Дзержинского и Партизанский. В ходе реконструкции на отдельных участках будут построены подземные пешеходные переходы. Наиболее масштабные работы будут вестись на проспекте Дзержинского - здесь появятся 3 развязки, 8 подземных переходов, а проезжая часть будет расширена до 8 полос движения.

Интенсивное строительство транспортной развязки ведется на пересечении улиц Маяковского и Денисовской. Это будет стандартная двухуровневая развязка, предусматривающая только правый поворот. Проезжая часть улицы Маяковского пройдет по дугообразному 8-полосному путепроводу (с уклоном в сторону улицы Ванеева), длина которого составит 90 метров, а высота 4,5 метра. Вместе с тем проходящий внизу участок улицы Денисовской, который также расширят до 8 полос, станет ниже на 2 метра. Попасть с путепровода на Денисовскую и наоборот можно будет по четырем транспортным кольцам. Также эти две улицы соединят прямые съезды, которые станут окаймлением транспортного узла. Перед развязкой с четырех сторон построят по подземному пешеходному переходу, а также 5 остановочных пунктов общественного транспорта на улице Маяковского и 4 - на Денисовской.

Учитывая то, что при меньшем торможении автомобилей и их запуске в атмосферный воздух выбрасывается меньшее количество вредных выбросов, все программы нацелены на создание непрерывного движения, что в конечном итоге должно привести к снижению загрязнения атмосферного воздуха. С этой целью в отдельных частях города будут строиться пешеходные мосты. К примеру, два новых пешеходных моста перекинут через Свислочь от улицы Торговой к выставочному павильону БелЭКСПО и зеленой зоне рядом с ним. Они соединят Верхний город с территорией, прилегающей к 2-й клинической больнице. Один мостик расположится напротив улицы Кирилла и Мефодия, второй - ближе к выставочному центру.

Также запланировано возведение и третьего аналогичного сооружения, которое соединит Троицкое предместье с будущим Минским замчищем.

Как считают специалисты, кардинально улучшить сложившуюся ситуацию можно и за счет улучшения экологических характеристик автотранспорта. Это касается качества топлива, ужесточения прохождения технического осмотра, установки на автомобилях систем снижения вредных выбросов.

Кроме того, в Минске планируется создание интеллектуальной транспортной системы безопасности с видеонаблюдением. По мнению специалистов, это позволит уменьшить количество заторов на городских магистралях и тем самым снизить количество вредных выбросов от мобильных источников.

Атмосферный воздух – приоритетный фактор окружающей среды

Что касается загрязнения города вредными веществами по интегральному показателю, то если в 80-х годах темным непрерывным пятном было покрыто 96 % территории современного города, а в 1992 – 1994 годах пятно «накрывало» территорию от радиаторного завода и выходило далеко за пределы городской черты, то сегодня в столице имеются только локальные пятна, которые достаточно четко дислоцированы. Повышенное загрязнение территорий создается в районе радиаторного завода. Кроме того, такие локальные пятна наблюдаются на территориях размещения предприятий стройкомплекса – район МАПИДа, завода «Керамин» и др. Но особенно вредными являются литейные производства - Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Минский завод отопительного оборудования и др. В этой связи, если раньше перед предприятиями стояла задача снижения уровня загрязнения воздуха на 10-20 %, то сегодня относительно предприятий, которые формируют повышенное поле загрязнения, приняты решения о модернизации производств и выносе их за городскую черту.

Традиционно наиболее загрязненной оказывается юго-восточная часть города. Это обусловлено градостроительной схемой города. Самое возвышенное место - ул.Притыцкого (завод вычислительной техники), а самое низкое – районы Шабаны, Новый Двор. Поэтому все стоки Минска постепенно смещаются в юго-восточную часть города. К тому же, в столице в основном дуют западные и юго-западные ветра и несут в сторону востока все воздушные загрязнения. Поэтому, для того чтобы создать одинаковые условия проживания в городе для всех жителей, стоит задача повысить экологическое состояние предприятий и сократить санитарно-защитные зоны, которые сегодня занимают 5600 га городских территорий, «накрывают» жилые районы, ландшафтно-рекреационные и общественные зоны.

Одним из самых проблемных в городе остается Заводской район, где сосредоточено большое количество промышленных предприятий. Как сообщили ИА «Минск-Новости» в Центре гигиены и эпидемиологии Заводского района, сейчас в состав «Схемы охраны окружающей среды г.Минска и Минского района» включены 39 предприятий, расположенных на территории района. Среди них ТЭЦ-3, подшипниковый и автомобильный заводы, очистная станция аэрации, завод по переработке бытовых отходов «Экорес», УП «Жилкомплект». Большинство объектов относятся к 3-му и 4-му санитарному классу, а это значит, что их санитарно-защитная зона составляет от 300 до 100 метров.

Уже второй год предприятия работают над сокращением этих территорий. Так, два этапа реконструкции проведены на заводе «Экорес». Здесь полностью демонтировано технологическое оборудование по биомеханическому компостированию твердых коммунальных отходов. Взамен установлено новое, позволяющее проводить сортировку, прессование и первичную переработку вторичного сырья, собранного раздельным способом. Благодаря модернизации размер санитарно-защитной зоны для данного объекта составляет сейчас 100 метров.

Соблюдение гигиенических норм в 100 метровой зоне (по сравнению с нормативной - 0,5 километров) обеспечили также ЗАО «МАЗ-МАН» и ОАО «МЗКТ», а УП «Завод Радиан» - в 50 метровой зоне (по сравнению с нормативной - 0,5 километров).

Технологическая модернизация с установкой современного технологического и пылегазоочистного оборудования проводится сейчас на АБЗ ДСУ № 43 и АБЗ ОАО «Макродор». Перед предприятиями поставлена задача сократить санитарно-защитные зоны с 500 до 300 метров.

Сейчас Заводской район занимает в столице 2-е место по объему выбросов от стационарных источников. В 2009 году общий объем валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от предприятий района составил 15 233 тонны.

На каждого жителя столицы – по дереву

Подробно в Схеме рассмотрен и вопрос озеленения города, а также вопросы обеспеченности города зелеными насаждениями. В целом по количеству зеленых насаждений на 1 жителя в столице наблюдается переизбыток зелени. А вот «окультуренных» зеленых насаждений, которыми можно пользоваться, в городе недостаточно. Поэтому сегодня стоит задача максимально привести в порядок запущенные зеленые насаждения в парках и скверах и дать возможность жителям города ими пользоваться. Как написало БЕЛТА со ссылкой на исполняющего обязанности генерального директора УП "Минскзеленстрой" Игоря Кушнеревича, только в текущем году предприятия "Минскзеленстроя" планируют посадить в столице около 25 тыс. деревьев и 85 тыс. кустарников, а также 2 млн. 60 тыс. однолетних цветов. Кроме того, нынешней весной в Минске будут выполнены работы по пересадке деревьев на пр.Независимости – всего будет заменено около 250 деревьев. Такие работы будут проведены и на проспекте Победителей. Там будет пересажено 30 деревьев. У предприятия существует план и по подготовке зон отдыха, которые охватывают 6 водохранилищ, среди которых Вяча, Дрозды, Заславское, Птичь.

Что влияет на цену

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на формирование цены на жилье, является месторасположение объекта недвижимости, то есть район проживания и экологическая обстановка в нем. Как показывает многолетняя практика, в неблагоприятном с точки зрения экологии Заводском районе цены на жилье одни из самых низких в городе. Так, например, по данным Информационного центра долевого строительства ОДО «Твоя столицаконсалт», если в марте месяце текущего года средневзвешенная цена предложения на вторичном рынке жилья г. Минска составила 1489 долл. США за кв.м, то в Заводском районе она составила 1325 долл.США за кв.м. Для сравнения, средневзвешенная цена предложения на вторичном рынке жилья г. Минска по итогам марта в Ленинском районе составила 1475 долл.США/кв.м, Октябрьском – 1440, Московском – 1409, Фрунзенском – 1424, Партизанском – 1596, Первомайском – 1559, Советском – 1616 и Центральном районе – 1745 долл.США/кв.м. Согласно рейтингу микрорайонов г.Минска по цене предложения жилья на вторичном рынке, составленному Информационным центром долевого строительства ОДО «Твоя столицаконсалт», в марте 2010 года средняя цена кв.метра жилья в районе Партизанского проспекта составляла 1394 долл.США, тракторного завода – 1388, в Лошице – 1363, Дражне – 1354, ул.Ангарской – 1326, Шабанах – 1250, в районе ДК «МАЗ» - 1239 долл.США, в то время как в центре города по ул. Заславской, Захарова она приближалась к 2000 долл.США за кв.м, а на ул.Кирова даже перешагнула эту отметку и составила 2269 долл.США за кв.м.

Учитывая то, что с наступлением мирового финансового и экономического кризиса в 2009 году существенно снизился спрос на жилье, который до настоящего времени остается невысоким, мы поинтересовались у специалистов рынка недвижимости, насколько в кризисных условиях при выборе жилья важен для человека такой фактор, как экология?

Как пояснил заместитель директора агентства недвижимости «Центростиль» Анатолий Звездин, экологический фактор сейчас практически не влияет на выбор покупателей по той простой причине, что в настоящее время продается в основном достаточно дешевое жилье. Сегодня людей, которые могут позволить себе выбирать недвижимость более высокого класса, на рынке не много. В то же время А.Звездин отметил, что покупатели, конечно, ориентируются на район проживания. Но при выборе района отдают предпочтение тому месту, где проживают их родители, дети. Если же квартира покупается второй раз, то чаще также выбирается тот район, в котором люди проживали ранее. Но есть и категория граждан, которые покупают жилье впервые, и в случае если они могут позволить себе выбирать, то, конечно, предпочтение отдается наиболее благоприятным с точки зрения экологии районам – скорее купят квартиру в более чистых с точки зрения экологии Советском или Первомайском районах, нежели в Заводском.

С другой стороны, сказал замдиректора АН «Центростиль, всегда есть покупатели на жилье и в Советском районе, и в Заводском. Поэтому нельзя сказать, что квартиры в менее благополучных с экологической точки зрения районах не покупаются. Даже во времена расцвета рынка недвижимости квартиры в Заводском районе покупались. Потому что ценовая составляющая на жилье является все же приоритетной для большинства покупателей.

Что касается экологии, то минчане ее хорошо знают в городе и, как правило, решив покупать жилье впервые или менять его, определяются с выбором района самостоятельно, сказал А.Звездин. Иногородние выбирают жилье также по своим критериям: чтобы недалеко была работа или место учебы, а главное, чтобы цена устраивала.

Послесловие

Есть масса факторов, связанных с экологией, не зависящих от человека, на которые он не может повлиять. Но многое зависит и от человека. Производя ремонт в своей квартире, надо думать о том, чтобы не ухудшить ее экологическое состояние. Покупая бытовые приборы и обставляя ими свою квартиру, также надо задумываться о том, какое влияние они оказывают на здоровье человека. А уж посадить дерево, следить за порядком в своем дворе, подъезде – это простые обязанности, которые должен соблюдать каждый человек. И если каждый будет следовать этим простым правилам, возможно, и район проживания не надо будет менять. Ну а если он все-таки не подходит, что ж – выбор за вами.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

11.04.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 11, за месяц 120

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 15/2010