Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Чтобы избежать конфликта - внимательно читайте договор

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Чтобы избежать конфликта - внимательно читайте договор

В редакцию нашей газеты зачастую звонят читатели, которые при совершении сделок с недвижимостью пользовались услугами агентств недвижимости. Они высказывают ряд претензий относительно работы некоторых фирм и предоставленных им услуг и пытаются выяснить, куда же им обращаться при возникновении конфликтных ситуаций? Как найти надежную компанию, чтобы решить свой квартирный вопрос как можно быстрее, без ущерба себе и своему здоровью, не рискуя при этом собственными деньгами и жильем? Помочь разобраться в данной ситуации мы попросили Сергея Владимировича Соловьева, начальника отдела сертификации РУП «Институт недвижимости и оценки» - организации, которая за время своего существования выдала в республике порядка 170 сертификатов соответствия на оказание риэлтерских услуг и которая на сегодняшний день является ведущим в Беларуси органом по сертификации.

Сергей Владимирович, прошло уже почти три года с момента введения в нашей стране сертификации лицензирования риэлтерских услуг, которое в первую очередь было направлено на то, чтобы на рынке недвижимости остались работать только сильные и добросовестные субъекты хозяйствования, способные благодаря своему профессионализму оказывать качественные услуги. Но можем ли мы сегодня с полной уверенностью сказать, что наличие лицензии - это тот основной гарант качества и надежности в получении риэлтерской услуги?

Безусловно, лицензирование - это один из наиболее эффективных способов защитить интересы и права потребителей риэлтерских услуг. И при возникновении необходимости в получении этой услуги надо, конечно же, обращаться в компании, получившие разрешительные документы Минэкономики заниматься этим видом деятельности. А вот является ли лицензия неким гарантом? Допустим, на момент получения лицензии субъект хозяйствования - будь то крупная компания с большим штатом сотрудников и шикарным офисом или индивидуальный предприниматель с несколькими сотрудниками в штате, арендующий площадь, - выполнил все необходимые требования: получил сертификат соответствия, его сотрудники прошли аттестацию, сам руководитель не был судим. Министерство в данном случае не имеет оснований отказать в выдаче лицензии, тем самым запретив работать в данной сфере деятельности. А вот что касается дальнейшей деятельности компании, то здесь все зависит от конкретного субъекта, организации работы в фирме, ее руководителя и сотрудников.

Осуществляется ли в дальнейшем контроль со стороны органа, выдавшего лицензию, за деятельностью субъекта хозяйствования?

Лицензия выдается сроком на пять лет. Надзор и контроль за оказанием риэлтерских услуг фирмами осуществляется государственными контрольными и надзорными органами в пределах их компетенции. Министерство со своей стороны также проводит проверку деятельности субъектов лицензирования по соблюдению ими требований, прописанных в Положении о лицензировании, а также в законодательных актах, нормативных и методических документах в сфере риэлтерской деятельности. Если во время проверки обнаруживаются нарушения в работе компании, то министерство может приостановить действие лицензии до их устранения сроком до трех месяцев. Если же субъект лицензирования своевременно не устранил выявленные нарушения, может быть принято решение об аннулировании лицензии. В отдельных случаях министерство имеет право аннулировать лицензию без приостановления ее действия.

Ну а что же орган, выдавший сертификат соответствия? Контролирует ли он работу тех субъектов, которым выдал сертификаты?

Не побоюсь сказать, что сегодня наш институт является основным органом в республике по сертификации риэлтерских услуг. Если учесть, что на рынке недвижимости в целом работает порядка 230 субъектов хозяйствования, то 162 из них сертификаты соответствия выданы нашим институтом. Срок действия сертификата - три года. Но для осуществления контроля за деятельностью компаний мы проводим ежегодные плановые инспекционные контроли. В случае, если на какие-то фирмы поступают жалобы со стороны потребителей услуг, по каждой из них проводим разбирательство незамедлительно. В случае обнаружения нарушений в работе субъектов приостанавливаем действие сертификата, а в особых случаях можем его аннулировать.

В каких случаях вы приостанавливаете или отменяете действие сертификата? И у скольких субъектов, к примеру, вы аннулировали сертификаты?

Приостановление или отмена действия сертификата происходит, если в случае инспекционного контроля обнаруживается, что субъект оказывает услуги, не соответствующие установленным требованиям в СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования»; если он скрывает информацию о проверках, проводимых органами государственного и общественного контроля; нарушает процедуру исполнения услуг; отказывается от проведения инспекционного контроля и другие. В процессе работы мы аннулировали 11 сертификатов соответствия, а 24 субъектам отказали в их выдаче.

Сергей Владимирович, часто ли в ваш орган поступают жалобы на работу фирм от потребителей услуг? На что в основном они жалуются? И всегда ли эти жалобы обоснованы?

Первое и, пожалуй, самое главное, что я хочу отметить: белорусский рынок недвижимости в последнее время стал более цивилизованным и прозрачным. В отличие от России у нас нет криминала, очень редко встречаются случаи мошенничества (за последние годы отмечу лишь один ярко выраженный случай мошенничества. Наверное, у многих он еще на слуху, потому что об этом говорили даже по республиканскому телевидению. А произошла, на первый взгляд, достаточно банальная вещь: в компании работал не оформленный по всем правилам трудового законодательства агент, оказывал населению услуги по купле-продаже объектов. И вот в один прекрасный момент ему захотелось подзаработать...). Как правило, компании, особенно крупные, проработавшие не один год на рынке недвижимости, дорожат своим именем и при возникновении каких-либо конфликтных ситуаций стараются, наоборот, пойти навстречу клиенту, зачастую оказавшись в проигрышной ситуации. А уж если дело все-таки доходит до суда, что, кстати, бывает крайне редко, то агентство идет туда только в том случае, если полностью уверено в своей правоте. К слову, замечу: в Белорусской ассоциации «Недвижимость» работает Примирительная комиссия, которая разбирает конфликты, возникающие между субъектами - членами БелАН и потребителями услуг. И, как правило, все споры между сторонами здесь и заканчиваются.

То, что белорусский рынок недвижимости отличается цивилизованностью, подтверждает и сокращение количества жалоб от потребителей. Так, если на момент введения обязательной сертификации риэлтерских услуг Институт недвижимости и оценки рассматривал в год до 30 жалоб, то сегодня с начала года их зарегистрировано лишь 4, и жалобы в основном касались сдачи в аренду объектов недвижимости.

В связи с предоставленной мне возможностью хочу отметить, что чаще всего в возникновении конфликтных ситуаций между субъектами и потребителями услуг виноваты сами потребители. Большая часть жалоб с их стороны так или иначе связана с договором, являющимся основным документом в предоставлении услуги компанией и выплатой ей за предоставленную услугу комиссионных. В договоре ясно и четко прописано, какие обязательства берет на себя фирма, что она обязуется сделать, в какие сроки, за что получит свое вознаграждение и т.д. Многие клиенты, невнимательно изучив договор на оказание услуг, подписывают его. И уже после того, как субъектом проведена работа по подбору варианта, собраны и подготовлены к нотариальному удостоверению сделки определенные документы, проверена их подлинность и многое другое, со стороны клиента вдруг возникают претензии по пунктам договора, его что-то не устраивает или он считает, что за данную работу ему приходится много платить. Вот вам и причина для жалобы: меня обманули, обещали одно, а предоставили другое. В связи с этим я настоятельно порекомендовал бы гражданам: внимательно читайте договор, и если вас что-то в нем не устраивает или вызывает подозрения, без выяснения всех нюансов - не подписывайте. А уж если подписали, то помните: в случае расторжения договора по вашей инициативе, вам придется агентству платить штрафные санкции. И вряд ли суд, в случае вашего обращения, будет на вашей стороне.

Очень часто клиенты жалуются не на сам субъект, куда они обратились за услугой, а на того агента, с которым ему приходится работать. Как правило, агенты очень любезны с клиентами в начале работы и делают почти все для того, чтобы клиент заключил с фирмой эксклюзивный договор на обслуживание. Но как только договор заключен, многих как будто подменяют. Спустя полтора-два месяца они забывают о клиенте, особенно если нет удовлетворяющих клиента предложений, не звонят. Часто поступают жалобы на некомпетентность агентов, неопытность, невнимательность, а зачастую даже на грубость. Поэтому в этой связи хотелось бы посоветовать: если вас чем-то не устраивает риэлтер, вам некомфортно с ним работать, вы вправе обратиться к руководителю компании с просьбой заменить агента на более профессионального и культурного, и тогда не придется разрывать договор. Практика показывает, что лучшими агентами считаются женщины в возрасте от 35 до 45 лет, с высшим гуманитарным образованием, проработавшие в фирме более трех лет. За это время у них уже накоплено достаточно опыта, чтобы грамотно провести сделку, и достаточно ума, чтобы понимать, как нужно общаться с людьми для успешного завершения дела и за что, в конечном итоге, они получают свои комиссионные.

Сергей Владимирович, так все же, на ваш взгляд, к каким субъектам хозяйствования вы порекомендовали бы нашим читателям обращаться за услугами?

Однозначно, в компании, проработавшие на рынке недвижимости не менее 4-5 лет, где на протяжении нескольких лет не менялся руководитель, где работают опытные аттестованные специалисты в штате.

Если у вас возникли претензии к работе того или иного субъекта хозяйствования, если вы оказались не довольны предоставленными вам услугами, по закону о защите прав потребителей вы вправе обратиться в орган, выдавший субъекту хозяйствования лицензию или сертификат соответствия на право заниматься риэлтерской деятельностью.

Беседу провела Елена МАСЛОВСКАЯ.

12.05.2003

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 10, за месяц 54

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 19/2003