Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Приватизация – не самоцель, а способ привлечения инвестиций

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Приватизация – не самоцель, а способ привлечения инвестиций

Инвестиционные процессы являются одним из тех факторов, которые определяют экономическое развитие государства, тем более в период кризисных явлений. В свою очередь на развитие инвестиционных процессов очень большое влияние оказывает приватизационная политика. Однако, как показывает практика, процесс приватизации предприятий в Беларуси идет медленными темпами. И ускорить его помогло бы более активное привлечение в экономику страны инвестиций. На это направлена сегодня работа отраслевых министерств и ведомств.

В современных условиях особое значение приобретают вопросы эффективного управления государственным имуществом. Государственная политика в сфере управления госимуществом как составляющая часть единой общеэкономической политики Беларуси направлена на решение такой важнейшей задачи, как реализация действующих и формирование новых механизмов повышения эффективности управления госимуществом, сказал на недавно проходившей в Минске III Международной научно-практической конференции «Экономика, оценка и управление недвижимостью и природными ресурсами» Владимир Ваулин, начальник управления государственной политики в сфере имущественных отношений Минэкономики. «Проблема повышения качества управления госимуществом многогранна и имеет целый ряд аспектов, среди которых выделяется 2 основных – это обеспечение эффективного использования госимущества, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого госимущества и приватизация госимущества», – сказал В.Ваулин.

Что касается приватизации, то она, по словам начальника управления Минэкономики, «вызывала и вызывает неоднозначную оценку как со стороны специалистов, причастных к данному процессу в силу своей деятельности, так и со стороны тех лиц, которые по собственной самооценке являются знатоками и специалистами во всех областях». В послании Президента белорусскому народу, отметил В.Ваулин, также уделено внимание данному вопросу. Так, в частности, отмечено, что приватизация у нас в стране не является самоцелью. Кроме того, уточнил выступающий, Всемирный банк признал, что проводимая в Беларуси точечная приватизация, является, в принципе, правильной. Так, в частности, постоянный представитель Всемирного банка в Беларуси в своем интервью журналистам указал, что Всемирный банк не рекомендует Беларуси проводить массовую приватизацию. И такая оценка сторонней организации, уточнил В.Ваулин, – немаловажная и имеет большое значение для республики в целом.

Одной из задач, решаемых в ходе приватизации, является привлечение в экономику страны инвестиций, сказал В.Ваулин. Он также отметил, что в Беларуси проводится работа по реформированию госорганов, которые будут проводить приватизацию. В частности, создается Национальное агентство по инвестициям и приватизации. Одной из основных задач, стоящей перед агентством, является поиск потенциальных инвесторов для участия в приватизации госимущества.

Как инвестируем?

В свою очередь, как отметил на конференции С.Пятков, первый заместитель председателя Госкомимущества, приватизация в Беларуси не рассматривается как способ продажи имущества, это больше способ привлечения в страну стратегических инвесторов. По словам С.Пяткова, сегодня иностранные инвесторы вместе с государством могут инвестировать в Республике Беларусь посредством участия в создании открытых акционерных обществ (ОАО), внесения средств в уставный фонд предприятий в процессе акционирования или приобретения принадлежащего Республике Беларусь пакета акций ОАО. Кроме того, инвестор может приобрести предприятие полностью через покупку на аукционе, по конкурсу по начальной цене, равной 1 базовой величине. Можно вкладывать инвестиции через приобретение отдельных объектов недвижимости с отдельным участком. Есть и еще один способ приобретения объектов, который, к сожалению, по словам С.Пяткова, у нас в республике не нашел должного применения. Это приобретение объектов в концессию (концессия – договор, заключаемый государством с частным предпринимателем, иностранной фирмой на эксплуатацию промышленных предприятий, земельных и других угодий).

Сколько предприятий реформировано?

Первый заместитель председателя Госкомимущества рассказал также о мерах, принятых в Беларуси по созданию ведения благоприятного бизнес-климата. К ним, в частности, относятся: реформирование объектов госсобственности в ОАО, совершенствование правового регулирования в вопросах, касающихся распоряжения госимуществом, введение нового институционального механизма осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционных агентов, усовершенствование порядка предоставления земельных участков и соответственно сокращение административных процедур по регистрации недвижимости, прав на него и сделок с ним.

Что касается реформирования объектов госсобственности, то в Беларуси начиная с 1991 года по 2009 год реформировано более 4,5 тыс. госпредприятий. Практически полностью – до 80% – реформированы предприятия бытового назначения, деревообработки, химии и нефтехимии, несколько меньше – предприятия машиностроения, строительства, транспорта. По способам приватизации в АО преобразованы более 53% предприятий – 2422. Продано на аукционах 983 предприятий (21 % от общего количества), по конкурсу – 426 (9%).

Согласно плану приватизации с 2008 по 2010 год в республике перешли на 3-летнее планирование реформирования объектов госсобственности – акционирование или продажа объектов во время акционирования. За 3 года в республике планируется реформировать 844 предприятия, в том числе в сфере строительства – 22 предприятия, промышленности – 140, транспорте – 135, агропромышленном комплексе – 103, торговли, бытовых услуг – 89, в других сферах – 147 предприятий.

В 2008 году фактически реформировано 193 предприятия, в 2009 году – 232, на 2010 год запланировано к реформированию 419 предприятий госсобственности, 130 из которых относится к республиканской форме собственности, остальные – к коммунальной форме собственности. Также планируется реализовать пакеты акций 159 ОАО. Хотя, к сожалению, подчеркнул С.Пятков, пока данная работа налажена слабо. Были приняты решения только по продаже пакетов акций 10 ОАО, а реализованы на сегодняшний день только пакеты акций 3-х предприятий.

Сделаны первые шаги по пилотной приватизации

Кроме всего прочего, в республике проводится работа по пилотной приватизации. Так, в настоящее время реализуется пилотный проект по приватизации пакетов акций 5 ОАО, которые предполагается реализовать с привлечением иностранных инвесторов. Среди отечественных предприятий – ОАО «Бобруйский машиностроительный завод», ОАО «ВолМет» (Волковыск, Гродненская обл.), ОАО «Лидский литейно-механический завод», ОАО «Бархим» (Барановичи, Брестская обл.) и ОАО «Речицкий текстиль».

На сегодняшний день уже объявлены конкурсы по продаже акций предприятий, направлены письма иностранным компаниям, проведено заседание коллегии Госкомимущества. Чтобы обеспечить дополнительные гарантии открытости и законности, к приватизации пяти ОАО пригласили консультантов. На приглашение уже откликнулись компании «Эрнст энд Янг», «КПМГ» и «Юнитер». С ними заключены предварительные соглашения на предмет получения статуса инвестиционного агента. Однако решения вступят в силу после одобрения в Правительстве.

Покупаем имущественный комплекс

Инвесторы могут приобретать полностью имущественный комплекс на конкурсах, аукционах. Но при этом они должны выполнить обязательные условия продажи предприятий. У них в наличии должен быть инвестиционный проект, включающий как социальные программы поддержки коллектива работников того или иного предприятия, так и сохранение рабочих мест, создание дополнительных рабочих мест, принятие на себя неисполненных обязательств. Но все эти обязательные условия компенсируются другими условиями, заложенными в указе № 113, которые определяют, что начальная цена продажи предприятий как имущественных комплексов устанавливается в размере 20% при их остаточной стоимости на 1 января текущего года, а также при оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину. В этом случае цена продажи составит 1 базовую величину. Кроме этого, предоставляются определенные льготы в виде рассрочки или отсрочки платежей по долгам данного предприятия до 5 лет.

По мнению С.Пяткова, все эти меры являются дополнительным стимулом, позволяющим вовлекать предприятия в хозяйственный оборот. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Проданы первые предприятия

Как было озвучено на конференции, в прошлом году проданы на конкурсах такие предприятия, как Дзержинская текстильная фабрика, Узденская швейная фабрика и предприятие «Полесье» в г.Витебске. Данные предприятия были хронически убыточными, поэтому стояла задача или их ликвидировать, или привлечь потенциальных инвесторов.

Что касается Узденской швейной фабрики, то на нее претендовали 2 инвестора. Победителем стало белорусское предприятие, купившее фабрику за Br325 млн. при начальной цене Br298 млн. По условиям конкурса инвестор должен создать на предприятии 170 новых рабочих мест, вложить в предприятие более Br2,5 млрд. инвестиций. На сегодняшний день уже практически полностью произведена оплата за предприятие, открыт учебный центр по подготовке специалистов, на предприятии производятся ремонтные работы.

Дзержинскую текстильную фабрику приобрело латвийское предприятие за Br752 при начальной цене Br716 млн. Проектом предусмотрено создание 70 новых рабочих мест, сохранение профиля предприятия. Уже завезено оборудование, и в текущем году предполагается начать работы по производству текстильной продукции.

Одновременно реформируются земельные отношения

Еще одним направлением, способствующем более активному привлечению в Беларусь инвесторов, стало реформирование в республике земельных отношений. Так, в настоящее время полномочиями по предоставлению земельных участков наделены местные органы власти. Упрощена процедура предоставления земельных участков, то есть действует принцип «одного окна». Законодательством предусмотрено, что земельные участки для строительства объектов предоставляются по результатам аукционов и без проведения аукционов в случае строительства объектов в населенных пунктах с численностью населения менее 50 тыс. человек, в СЭЗ, в целях добычи полезных ископаемых.

Юридические лица имеют право получать земельные участки в частную собственность. Это предусмотрено новым Кодексом о земле. Предоставлена рассрочка внесения платы за право заключения договора аренды земельных участков. Также ставится вопрос рассрочки по выплате недвижимости. Госкомимуществом подготовлены предложения, которые позволили бы ввести рассрочку платежа при выкупе объектов. Данное предложение находится на рассмотрении в Правительстве. Если оно найдет поддержку и будет принято, то это станет очередным шагом либерализации тех подходов, которые заложены в основы приватизации, выразил свою точку зрения выступающий.

Срок аренды, на который предоставляются земельные участки, установлен до 99 лет. Как проинформировал С.Пятков, на сегодняшний день в республике сформировано 3300 земельных участков для различных целей – развитие логистики, придорожного сервиса, туризма и др. Конкретным инвесторам предоставлены 1200 земельных участков. «Однако, к сожалению, не на всех участках пока начато строительство. Но этот вопрос отслеживается нашим контрольным управлением, и если инвесторы не приступят к освоению своих участков, то они будут изыматься и предоставляться другим инвесторам», – сказал первый заместитель председателя Госкомимущества.

Дошло дело и до регистрации

Полноценный рынок недвижимости не может эффективно функционировать и без прозрачной и понятной системы регистрации недвижимости, прав на него и сделок с ним. Такая система регистрации в республике налажена, сказал С.Пятков. Так, сокращен срок регистрации недвижимости, прав на него и сделок с ним до 14 дней. Такие реформы признаны Всемирном банком и позволили Республике Беларусь в разделе «Регистрация собственности» в рейтинге Всемирного банка ведения бизнеса 2009 года переместится с 95 на 14 место, а в рейтинге банка ведения бизнеса 2010 года – с 14 на 10 место.

Все вышеперечисленные меры, заключил С.Пятков, призваны активизировать процессы приватизации в Беларуси, стимулировать развитие рынка ценных бумаг, а также создать более привлекательные рыночные условия функционирования экономики в целом, способствовать координальному улучшению инвестиционного климата в Республике Беларусь.

Елена МАСЛОВСКАЯ

10.05.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 7, за месяц 86

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 18/2010