Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Дети диктуют свои правила сделок

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Дети диктуют свои правила сделок

Ежедневно совершаются десятки сделок с недвижимым имуществом. Многие из них затрагивают права детей, поскольку дети наряду сo взрослыми могут быть сособственниками, наследниками или получателями недвижимого имущества в дар. Законодательством предусмотрена защита прав этой категории граждан при заключении сделок, в том числе с объектами недвижимости.

Данный вопрос не теряет своей актуальности. Поэтому сегодня мы расскажем, насколько важно при совершении сделок с недвижимостью учитывать интересы детей. Ведь в случае невыполнения требований законодательства, в том числе и государственными органами, сделка в любой момент может быть признана недействительной.

Так, в соответствии со ст.123 Жилищного кодекса Республики Беларусь отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства.

Подготовка проектов решений местных исполнительных и распорядительных органов о даче согласия на совершение сделок отчуждения, залога и обмена жилых помещений, в которых проживают несовершеннолетние дети, возложена на управления (отделы) образования. Поэтому при рассмотрении подобных вопросов управления образования в каждом конкретном случае определяют, отвечает ли сделка правам и законным интересам несовершеннолетнего и последствия ее совершения для несовершеннолетнего (где будет проживать ребенок вследствие отчуждения жилья, на каких правах и условиях, чем будут отличаться условия проживания несовершеннолетнего от настоящих). Анализируется также информация о приобретаемом жилом помещении взамен отчуждаемого и учитываются другие обстоятельства, относящиеся к совершаемой сделке.

Если при подготовке проекта решения будет установлено, что сделка ущемляет права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка, управление образования составляет проект решения об отказе в согласии на продажу жилого помещения с указанием мотивов отказа.

Однако результаты и анализ проверок органами прокуратуры по соблюдению законодательства и защите законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе их жилищных прав, показывают, что несмотря на значительные гарантии обеспечения жилищных прав несовершеннолетних нередки случаи нарушения данного законодательства. Отделами образования не всегда соблюдаются процедура и полнота подготовки разрешения (согласия) на совершение сделок с недвижимостью, что приводит в конечном итоге к ущемлению законных прав несовершеннолетних.

Особую категорию несовершеннолетних детей составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Это наиболее уязвимая на сегодняшний день категория граждан. Поэтому именно такие дети нуждаются в повышенном внимании и защите со стороны госорганов.

Так, например, сообщается на официальном сайте Генеральной прокуратуры, в конце апреля 2010 года состоялось заседание коллегии Генеральной прокуратуры по результатам проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей данной категории.

Коллегией отмечено, что, согласно сведениям Национального статистического комитета, по итогам 2009 года (в сравнении с 2008 годом) в республике наблюдается снижение числа детей сиротской категории на 6,3%. В то же время на 17,8% возросло количество несовершеннолетних, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичная динамика отмечается и в отношении численности лиц сиротской категории и их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Анализ практики прокурорского надзора показал, что в последнее время деятельность по защите жилищных прав детей и лиц сиротской категории активизировалась. В 2009 году возросла обеспеченность этих лиц жилыми помещениями социального пользования. Большее количество граждан построили или приобрели жилье с использованием мер государственной поддержки.

Вместе с тем, отмечает Генпрокуратура, местные исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие государственный контроль в сфере охраны прав детей и лиц из числа сирот, не оказали необходимого управленческого влияния на эффективность деятельности всех заинтересованных по обеспечению исполнения законодательства, что способствовало распространенности недостатков и упущений в практической деятельности. В ходе проведенных проверок выявлены нарушения порядка и процедуры сохранения за несовершеннолетними права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли.

Так, например, в Ошмянском и Ветковском районах, Первомайском районе г.Витебска и Октябрьском районе г.Минска установлены факты, когда при наличии оснований закрепление жилья за несовершеннолетними не производилось. Установлено, что закрепление жилых помещений нередко осуществлялось без исследования вопроса их пригодности для проживания. Не налажена должным образом система работы по обследованию и обеспечению сохранности закрепленных жилых помещений.

Не везде велся учет незаселенных жилых помещений, освобожденных в связи с устройством детей на государственное обеспечение, а также не всегда принимались меры по их использованию в интересах детей. Не были сформированы единообразные подходы к решению вопросов организации учета детей и лиц сиротской категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На заседании коллегии было уделено внимание проблеме обеспечения лиц сиротской категории жилыми помещениями. Результаты проверок показали, что на местах по-прежнему допускаются нарушения порядка и сроков предоставления им жилья социального пользования. Недостаточно используются возможности бронирования и предоставления им жилых помещений в общежитиях. В органах исполнительной власти базового и областного уровней не анализируется должным образом состояние работы по исполнению законодательства в данной сфере.

Коллегией поручено прокурорам областей и г.Минска средствами прокурорского надзора обеспечить выполнение местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами и организациями требований законодательства о защите жилищных прав детей и лиц сиротской категории, руководствуясь приоритетом их интересов.

Елена МАСЛОВСКАЯ

16.05.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 19/2010