Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Стоимость бизнеса – понятие относительное

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Стоимость бизнеса – понятие относительное

Оценка стоимости бизнеса во многих случаях может быть сведена к оценке недвижимости, имеющейся у объекта оценки.

Одним из направлений в оценке, которое в последнее время приобретает все большую актуальность, является оценка бизнеса. Для чего она нужна, от чего зависят ее результаты – на эти и другие вопросы мы попросили ответить Дмитрия РИТВИНСКОГО, начальника отдела оценки земель и мониторинга рынка недвижимости Национального кадастрового агентства.

– В белорусском законодательстве нет четкого и однозначного определения, что такое бизнес. Для целей оценки в свое время был разработан стандарт (он действует и сейчас) СТБ 52.1.01-2007 «Оценка предприятий как имущественных комплексов (бизнеса)». Объектами оценки по данному стандарту могут выступать предприятие (его часть) как объект прав или как имущественный комплекс, коммерческая организация, доля в уставном фонде юрлица, акция или пакет акций.

Под определение бизнеса, на мой взгляд, больше всего подходит «коммерческая организация». Если, к примеру, взять предприятие как имущественный комплекс, то данный объект по белорусскому законодательству вообще является объектом недвижимости и никакого по своей сути отношения к бизнесу не имеет, за исключением того, что может являться активом, в лучшем случае.

Существует также Инструкция по оценке предприятий как имущественных комплексов (бизнеса), утвержденная постановлением Госкомимущества №70 от 9 сентября 2008 года. В ней бизнес – это любой вид предпринимательской деятельности, приносящий доход или другие выгоды. Однако, как может быть предпринимательской деятельностью предприятие как объект прав или предприятие как имущественный комплекс, не совсем ясно.

В связи с этим в ходе определения объекта оценки на стадии заключения договора и составления задания на оценку возникают вопросы и у оценщика, и у собственника бизнеса, предприятия и т.д. То есть перед тем как приступить непосредственно к оценке, мы консультируем заказчика, ведем переговоры, пытаемся услышать друг друга. Причем

часто в ходе переговоров приходим к мнению, что оценить лучше и быстрее недвижимое имущество, то есть активы предприятия.

– Дмитрий, для каких целей проводится оценка бизнеса?

– В случае продажи (мены) бизнеса конкретному покупателю или на аукционе (конкурсе), включая продажу в процедуре экономической несостоятельности (банкротства); при внесении акций (долей) в виде неденежного вклада в уставный фонд юридического лица; при передаче объекта оценки в залог (ипотеку), в доверительное управление, в аренду; при наследовании, разрешении имущественных споров, реализации управленческих решений; в случае выхода (исключения) участника из хозяйственного общества и иных случаях.

Какая информация используется при оценке бизнеса и как делается оценка?

– Информации много: история предприятия, его связи с клиентами, сами клиенты, конкуренты на рынке – проще сказать, какая информация не используется. А методы те же, что и в международной практике – классические: сравнительный (рыночный), доходный и затратный.

Следуя доходному принципу, оценщик оценивает будущие выгоды (доходы) от владения собственностью и трансформирует эти доходы в текущую стоимость, используя норму дисконта, которая учитывает риски, связанные с реализацией этих выгод. В качестве упрощенного приема, использующего доходный принцип, оценщик может капитализировать некоторый нормализованный уровень непрерывно меняющихся выгод (доходов).

Рыночный принцип предполагает, что стоимость может быть выявлена с помощью анализа недавних продаж сравнимых активов. Но в Республике Беларусь крайне сложно использовать данный принцип и метод сравнения продаж в условиях отсутствия достаточного количества информации о купле-продажи бизнеса, экономических показателей проданного предприятия, условий продажи, его менеджмента, ключевых фигур и т.д. Однако если оценщик все-таки использует данный принцип и метод, то он анализирует сравнимые акционерные компании (и частные компании, где это возможно) и (или) сопоставимые сделки, чтобы определить стоимость объекта оценки.

При затратном методе стоимость актива определяется суммой затрат на его воспроизводство или замещение с учетом физического и морального износа. В международной практике этот принцип, как правило, относится к компаниям, стоимость которых не сильно превышает стоимость их материальных активов, например, к холдинговым компаниям. Он также используется при оценках отдельных компонентов предприятия (компании).

– Качество оценки бизнеса имеет прямую зависимость от количества используемых методов, как при оценке недвижимости?

– Если есть возможность применить несколько методов, то лучший вариант – применять все возможные. Основная задача, которая стоит перед оценщиком – это получить представления о стоимости объекта оценки или о величине доли собственника на конкретный момент времени.

Стоимость как экономическая категория имеет очень широкий спектр значений, так что в зависимости от ситуации термин «стоимость» может трактоваться по-разному. Наиболее часто востребованной при оценке бизнеса является рыночная стоимость (СТБ 52.0.01.-2007 (Оценка стоимости объектов гражданских прав. Общие положения)).

Рыночная стоимость представляет собой стоимость, по которой наиболее вероятно продавец объекта оценки согласен его продать, а покупатель объекта оценки согласен его приобрести. При этом учитывается ряд условий. Например, стороны сделки обладают достаточной осведомленностью об объекте оценки и рынке объектов-аналогов; действуют компетентно, добровольно и добросовестно; объект оценки представлен продавцом в форме публичного предложения на рынке и другие условия. Но если одно из условий, невыполнимо, то уже необходимо рассматривать другой вид стоимости.

В этой связи профессиональные оценщики различают стоимости: инвестиционная, ликвидационная, балансовая, оценочная и другие.

Да и итоговая величина стоимости не всегда обозначается одним числом. В большинстве случаев оценщик в результате оценочной деятельности определяет допустимый (разумный) диапазон для стоимости, с его обоснованием.

Сам по себе процесс оценки полон различного рода предположений и допущений. Никто не может со 100-процентной достоверностью предсказать размер доходов, которые получат собственники компании при использовании данного бизнеса в прогнозный период в течении будущих 3-5, а иногда и более лет. Информированные инвесторы могут иметь различные представления о размерах этих доходов. Точно так же инвесторы могут претендовать на разные нормы окупаемости вложений в зависимости от собственной оценки рисков, связанных с обладанием данной компанией.

Тема определения величины рисков очень остро стоит при оценке бизнеса, особенно в условиях экономического кризиса. Соответственно, и рыночная стоимость бизнеса для конкретного участника сделки зависит от того, как оценщик и, конечно же, сам собственник оценивает выгоды и риски, связанные с данной экономической деятельностью компании.

В итоге функция оценщика сводится к функциям консультанта, задача которого заключается в том, чтобы вынести такое заключение, с которым охотно согласятся и продавец, и покупатель. Поэтому оценщику целесообразно выслушивать обе стороны процесса купли-продажи – потенциального продавца и покупателя бизнеса, у каждого на этот счет могут быть свои мысли.

И еще один момент. В основе оценки бизнеса лежит предположение, что его сегодняшняя стоимость равна стоимости будущих выгод (доходов), которые собственник может получить в результате владения данной собственностью (бизнесом).

И поскольку речь идет о неопределенности будущих доходов компании, лежащих в основе ее стоимости, то соответственно, не может быть единой универсальной формулы, по которой можно было бы оценить стоимость любой компании в любых обстоятельствах.

Марина СИРОТКО

30.05.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 14, за месяц 50

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 21/2010