Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Розовые очки мешают осмотреться

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Розовые очки мешают осмотреться

Чем можно объяснить, что заказчики, заявив о своем намерении реализовать какой-то очень масштабный проект, приступив к его реализации, начинают в спешном порядке менять концепцию проекта? С этим вопросом корреспондент «НБ» обратился к специалистам нескольких фирм, которые оказывают услуги по консалтингу.

Практика показывает, что пересмотры концепций проектов чаще всего вызваны либо возникшими у застройщика финансовыми проблемами, либо недостаточной проработанностью проекта на стадии концептуальной проработки.

Чаще всего, когда клиент обращается в консалтинговую компанию, у него кроме идеи и предварительно оговоренного с властями места реализации проекта может не быть ничего. В таких случаях бизнес-проект разрабатывается с нуля. Причем независимо от того, для каких целей заказывается бизнес-проект – для получения банковского кредита либо заключения инвестиционного договора – необходимо обоснование инвестиционной стоимости. А чем можно обосновать стоимость проекта, если не сметами?

Но сметы на стадии разработки бизнес-плана еще нет. Заказывать проектную документацию клиенту – дорого. По разумению заказчика, поскольку проект может не пройти экспертизу, то зачем заранее тратиться? Оценивать стоимость создания какого-то объекта недвижимости по объектам-аналогам, в том числе и зарубежным, тоже довольно проблематично. Своих собственных объектов, аналогичных тому, какой хочет построить заказчик, в Беларуси чаще всего нет.

Поэтому чтобы не ошибиться, консультантам приходится все расчеты делать экспертным путем, исходя из предыдущего опыта, исходя из собственного понимания ситуации. Используются при оценке инвестиционной стоимости проекты-аналоги, реализованные за рубежом. Здесь очень часто выручают страны СНГ – Россия, Украина, потому что они по многим направлениям впереди, и с ними нет языкового барьера. Объекты в Литве, Латвии можно принимать за аналоги, и не только если речь идет о бизнес– или торговых, торгово-развлекательных центрах, но в первую очередь если заказчик задумал некое совершенно новое производство.

Помимо обоснованности затрат, существует еще одна большая проблема – изучение рынка. То есть будет ли спрос на тот или иной объект, услуги, товар. Ведь заказчик задумал реализовать некую идею, но он не может точно сказать, готов ли белорусский рынок потребить, и что самое важное – оплатить то, что ему в конечном итоге будет предложено (товар, услуги, объект).

Чаще всего консалтинговая фирма готова предложить клиенту углубленное изучение рынка. Но в большинстве случаев клиенты ограничиваются результатами поверхностных оценок. Но для большинства клиентов самое важное – это сколько будет стоить их идея. Значение маркетингового изучения рынка с целью минимизации рисков, эффективности инвестиций, заказчика на начальном этапе мало интересует. И только потом он задумывается над тем, что с этим проектом делать, как структурировать продукцию (услуги, объект недвижимости), чтобы она была востребована на рынке. Хотя, как отмечают представители консалтинговых фирм, среди белорусских компаний уже есть такие, которые заинтересованы в углубленном изучении рынка.

Заметим, что в последнее время отечественные девелоперские компании стараются привлекать на начальной стадии проработки своих проектов международных консультантов, и не только консультантов, но и архитекторов. И это приносит свои положительные результаты.

Марина СИРОТКО

13.06.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 2, за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 23/2010