Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Не хватает магазинов

Среди дефицитных позиций в области рынка торговой недвижимости лидирует так называемый street retail (магазины уличной торговли. И такая ситуация, по мнению аналитиков, сохранится еще долго.

В этой связи хотелось бы упомянуть вступивший в силу 1 января текущего года Указ от 25.09.2009 г. №479 об упрощении порядка перевода жилых помещений в нежилой фонд. Казалось бы, данный указ должен был значительно активизировать процесс развития в Минске сети магазинов уличной торговли. Однако, как утверждают столичные риэлтеры, процесс перевода квартир, например в магазины на первых этажах не получил массового развития.

Напомним, что с 1 января этого года разрешен перевод жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а также на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Данное разрешение позволяет собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения с целью использования их в предпринимательской деятельности.

То есть, по сути, собственник одноквартирного жилого дома может разделить функции имеющегося у него в собственности жилого помещения. Например, он будет использовать одну его часть как жилую, а другую как нежилую, совмещая в собственном доме и жилье и магазин. При этом он имеет полное право на сдачу в аренду такого нежилого помещения.

При этом весьма значительным фактом является то, что если ранее перевод жилых помещений в нежилые осуществлялся только по решению облисполкомов или Мингорисполкома, то со вступлением в действие данного Указа, принять решение о переводе могут также городские (районные) исполнительные комитеты или администрации районов в городах.

Что касается самой процедуры перевода, то она осуществляется по заявлению собственников жилого помещения и при условии соблюдения правил градостроительства, природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований технических нормативных правовых актов.

В частности, не допускается размещение в помещениях, переведенных в соответствии с настоящим указом в нежилые, промышленных производств, а также объектов, которые являются источниками выделения вредных веществ, шума, вибрации в размерах, превышающих установленные нормативы. В число запрещенных объектов включены также объекты, которые по своим санитарным нормам не совместимы с жильем – например, пункты приема посуды, специализированные рыбные или овощные магазины и так далее. Но эти ограничения не распространяются на случаи перевода в нежилые помещения одноквартирных жилых домов.

Исполком может отказать собственнику жилого помещения в переводе его в нежилое помещение, мотивировав его вескими причинами, которые приводятся в указе. При этом отказ может быть обжалован в вышестоящий орган и (или) суд.

В соответствии с Указом решение о переводе жилого помещения в нежилое может быть просто отменено исполкомом. Например, собственник в течение одного года с даты принятия такого решения не приступил к использованию этого помещения или же вид (виды) деятельности, осуществляемый в данном помещении, не соответствует требованиям указа или, например, природоохранным, санитарным, противопожарным и иным нормам. Кроме этого, решение о переводе будет аннулировано, если собственник сам того пожелает.

Возвращаясь к ситуации на рынке торговых объектов, можно отметить, что в целом по данным Министерства торговли РБ, на сегодняшний день в Беларуси функционируют 34863 магазина общей площадью 3,5 млн. кв. м, 365 торговых центров площадью 466 тыс. кв. м, 406 рынков на 103,2 тыс. торговых мест и 11,6 тыс. объектов общественного питания на 723 тыс. мест.

На тысячу жителей республики на начало текущего года приходилось 362 кв. м торговых площадей и 25,1 места в объектах общественного питания, такие данные были приведены на пресс-конференции, состоявшейся 20 июля.

Отвечая на вопрос корреспондента НБ, начальник управления организации торговли и услуг Министерства торговли Артур Карпович рассказал, что в соответствии с концепцией развития торговли на 2011—2015 годы в Беларуси планируется более чем в два раза увеличить обеспеченность торговыми площадями — до 600-800 кв. м на 1 тысячу населения. Это будет достигнуто благодаря активному строительству торговых сетей, гипермаркетов и так называемых магазинов шаговой доступности, а также реконструкции и модернизации уже существующих торговых объектов.

Марина БОБЛОВСКАЯ

25.07.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 26

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 29/2010