Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилые территории г.Минска: недостатки и потенциал развития

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилые территории г.Минска: недостатки и потенциал развития

Кто из нас, побывав в новых районах города, будь то, к примеру, Лошица или Каменная горка, не обратил внимания на плотность жилой застройки. Окна одного дома расположены напротив окон другого дома. Того и гляди, что вот-вот взгляды соседей пересекутся. А дворовые территории заставлены автомашинами – ни проехать, ни пройти. Некоторые предприимчивые водители уже используют детские площадки во дворах для хранения своих авто. Недалек тот час, когда пешеходом придется передвигаться по воздуху.

Впрочем, та же ситуация наблюдается и в жилых районах, возводимых гораздо ранее – в 80-90-х годах прошлого столетия. И если в некоторых старых районах еще в начале XXI века оставались какие-то территории для зеленых зон, то за десяток лет и они почти полностью застроились жилыми домами, произошло так называемое уплотнение территорий.

К примеру, еще с добрый десяток лет назад район Серебрянка считался вполне пригодным для проживания, не густонаселенным. И что теперь мы видим в этом районе? Все более-менее свободные территории застроены жилыми домами-высотками. Сколько их выросло только за последнее время по проспекту Рокоссовского! Причем строительство многоэтажек активно ведется и сегодня. Полностью застроена и зеленая зона на пересечении пр.Рокоссовского и ул.Плеханова. Неудивительно, что в районе в разы выросло количество проживающих в нем людей, а количество общественного транспорта осталось практически прежним. А если добавить к этому, что сегодня на пересечении ул.Плеханова и пр.Рокоссовского ведутся строительные работы по перекладке коммуникаций, а в скором времени обещают начать и строительство подземного перехода, а также то, что уже с весны не ходят трамваи, и пока конца и краю не видно, когда же закончатся ремонтные работы по укладке новых трамвайных путей, то не приходится удивляться и тому, что выехать с района людям будь то на общественном транспорте, будь то на личном авто, весьма проблематично. Уже стало нормой образование пробок на пересечении ул.Плеханова и пр.Рокоссовского. Постоянно образуются пробки и по пр.Рокоссовского в сторону автовокзала «Восточный», а также в направлении площади Ванеева. Поэтому если раньше человеку, проживающему, например, на ул.Плеханова, чтобы добраться до работы, надо было тратить на дорогу времени минут 20-30, то сейчас надо выходить из дома как минимум за час. Да и то не факт, что удастся своевременно добраться до места работы. Возмущению людей нет предела. Только и слышишь со всех сторон в общественном транспорте: «что понаделали», «трамваи сняли, и теперь вместо одного талона надо пробивать два – и в автобусе, и в трамвае», «все раскопали, разрыли, а работы не ведутся», «да им так выгодно строить, потому что расценки зимой, когда земля замерзнет, дороже», «таких раскопок Серебрянка лет 20 не видела» и т.д. И это только один частный пример.

Местные власти хорошо знают и наслышаны о данной проблеме, и пытаются различными способами ее решать, например, строительством транспортных развязок, подземных переходов или увеличением полосности дорог. Во всей видимости, дискомфорт в передвижении по городу присущ сегодня практически всем районам города. И тут встает вопрос: надо ли в одном районе одновременно вести строительство многочисленных участков дорог? Например, в том же Ленинском районе, в дополнение к названным участкам, где ведутся строительные работы, вдобавок закрыли для проезда и ул. Денисовскую в связи с работами по ул.Маяковского. То есть жители района, по сути, очутились в замкнутом кольце.

Проблема застройки жилых территории г.Минска очень глубока, поэтому постоянно находится в поле зрения специалистов. Обсуждали данную проблему и специалисты на заседании секции «Стратегии управления землепользованием в крупном городе: гармоничное развитие центральных, периферийных и сопредельных территорий. Инвестиционные строительные программы», проходившей в белорусской столице в рамках Международной научно-практической конференции «Ресурсы крупных городов – ресурсы социально-экономического развития региона и страны». Так, в частности, с докладом «Потенциал развития жилых территорий г.Минска» выступила на заседании секции архитектор КУП «Минскградо» Катерина Таберко.

В своем выступлении архитектор отметила, что большая часть территорий жилой застройки г.Минска не удовлетворяет в полной мере потребностям населения. Так, часто конфликты, связанные с использованием пространства (нарушение комфортности), возникают из-за несоответствия планируемого назначения и фактического использования элементов окружения (например, когда площадки для игр детей используются в качестве автостоянок). А дефицит каких-либо территорий, сделала заключение специалист, неизбежно влечет за собой дискомфорт.

В докладе были обозначены и основные проблемы, существующие сегодня в микрорайонах города. «В последние годы ухудшились условия проживания минчан в микрорайонах города. Причем не только по причине старения зданий и оборудования придомовых территорий, но и вследствие загромождения этих территорий личными легковыми автомобилями, перепрофилирования отдельных обслуживающих учреждений (например, приспособление зданий ДДУ для других функций), уплотнения застройки, уменьшения доли зеленых насаждений», - сказала архитектор.

Говоря о социальном потенциале развития жилых территорий, К.Таберко отметила, что все население г.Минска проживает приблизительно на 1/5 части территории города с различной фактической плотностью. Плотность населения в целом по городу составляет 5800 человек на кв. км, что позволяет создать комфортную среду обитания со средней этажностью застройки. Для сравнения: в Мумбаи (ранее Бомбей), самом густонаселенном городе мира, плотность населения в целом по городу составляет 29 650 человек на кв.км, в Сеуле она достигает 16 700, в Шанхае – 13 400, в Пекине – 11 500 человек на кв.км (данные приведены по состоянию на январь 2007 г.). Растущая теснота жилой застройки присуща многим азиатским городам. Что же касается Европы, то в большинстве столиц выполняется программа по снижению плотности застройки и улучшению качества жилой среды. И это при том, что плотность населения европейских столиц ниже, чем в Минске. Например, в Варшаве показатель плотности составляет 4300 человек на кв.км, в Киеве - 3200, а в Вильнюсе 1400 человек на кв.км. Получается, сделала вывод специалист, что выбранный вектор развития Минска направлен в сторону перенаселенных азиатских мегаполисов, в то время как градостроительная стратегия декларирует достижение благополучных параметров европейских городов.

«Тенденция повышения этажности и предельное увеличение плотности массовой жилой застройки, проявляющиеся в последнее время, нередко приводят к ухудшению условий инсоляции и освещенности, увеличению нагрузки на инженерные и транспортные сети, придомовые территории и т.д. При этом сокращаются площади озелененных территорий, количество площадок для рекреационной, физкультурной и хозяйственной деятельности. Основные причины, приводящие к предельно допустимым показателям плотности, – экономия разовых затрат на строительство и стремление к извлечению максимальной экономической выгоды в условиях жесткого рынка. Нередко плотность застройки искусственно завышается инвесторами, задача которых – «выжать» максимум прибыли из каждого квадратного метра земли», - добавила архитектор. Поэтому, считает К.Таберко, в г.Минске, с учетом европейского опыта, для увеличения уровня комфортности проживания целесообразно осуществлять политику снижения плотности застройки и заселения кварталов, опираясь на среднюю этажность жилых домов (четыре – пять этажей).

Важным критерием, определяющим комфортность жилых территорий, сказала специалист КУП «Минскградо», является обеспеченность населения озелененными территориями. С течением времени в нормативах исчезли микрорайонный и районный сады, уменьшилась общая расчетная норма озелененных территорий на человека. Нормативное уменьшение площади и реальное отсутствие достаточного количества озелененных территорий приводит к ухудшению комфортности среды обитания, считает архитектор. «Причиной такой ситуации является не только экономическая выгода отвода озелененных территорий под различного вида застройку, но и неуклонно растущий уровень автомобилизации населения, требующий развитой инфраструктуры улично-дорожной сети (УДС) и все возрастающего количества мест для хранения и парковки автомобилей», - уточнила Е.Таберко.

По ее словам, рост уровня автомобилизации сопровождается увеличением нагрузки на УДС. Кроме трудностей внутримикрорайонного движения, сложно добраться до них из других районов города. Увеличение селитебных территорий вызывает изменение удельного веса каждого типа улиц и дорог в общей структуре УДС. Выбор нерациональной планировочной структуры жилых образований влечет за собой ухудшение транспортной ситуации в нем и в городе в целом.

В г.Минске насчитывается свыше 170 микрорайонов и лишь около 120 кварталов, сказала архитектор. В будущем при реконструкции территорий микрорайонов потребуется решение больших по пространственному масштабу и финансовым затратам проблем в планировочных образованиях на площади 40-100 га. Будет трудно найти таких богатых инвесторов. Альтернативой, считает К.Таберко, является квартальная застройка, которая решает не только транспортные, но и многие строительные, эксплуатационные и социальные проблемы города.

По ее мнению, основными изменениями могут стать: снижение плотности населения и застройки, что уменьшит транспортную нагрузку на территорию; расчленение крупных планировочных образований (микрорайонов) на более мелкие (кварталы), за счет чего сформируется более плотная местная улично-дорожная сеть; формирование развитой сети улиц местного значения («капиллярной системы»); изменение профилей существующих улиц и дорог; реорганизация планировки дворовых пространств; разработка типовых градостроительных схем застройки жилых кварталов, ограничивающих внутриквартальное перемещение транспорта.

Обратила в своем выступлении специалист и на возрастающие проблемы хранения индивидуального автотранспорта на территориях жилой застройки. Она проинформировала, что сегодня в г.Минске насчитывается 600 тыс. легковых автомобилей личного пользования. Уровень автомобилизации в настоящее время достигает 289 индивидуальных легковых автомобилей на 1000 жителей, что, естественно, не предел. Каждый год количество личных автомобилей возрастает на 6-8 %, а прогнозируемый предельно желаемый уровень автомобилизации составляет 600-650 автомобилей на 1000 жителей, т.е. 2 автомобиля на семью.

Говоря об организованных местах постоянного хранения авто, архитектор отметила, что на сегодняшний день в городе таковых имеется около 150 тыс., т.е. дефицит составляет около 450 тыс. машино-мест. «Причины нехватки мест хранения автомобилей определяются не нормами, а проектными решениями, не учитывающими нормы, и их реализацией. В пределах городской черты г.Минска не хватает территорий, на которых можно разместить гаражи и стоянки. Размещение необходимых мест ночного хранения легковых автомобилей в подземном уровне, а также строительство отдельно стоящих многоэтажных гаражей-стоянок является весьма дорогостоящим», - сказала К.Таберко. По ее мнению, реконструкция и превращение в трехэтажные существующих массивов одноэтажных боксовых гаражей, сооружение автостоянок типа «этажерок» – относительно дешевле. А самым недорогим вариантом является распланирование платных открытых площадок для стоянок на придомовых территориях. «Денег на строительство и эксплуатацию мест хранения пока мало и у государства, и у автовладельцев. А отношение сегодняшнего (не будущего, еще более высокого) уровня автомобилизации Минска к уровню ВВП страны в 2 раза выше, чем в европейских странах с высоким уровнем автомобилизации, и на 30-50% выше, чем в странах с аналогичными показателями ВВП», - добавила архитектор.

Подводя итоги, архитектор КУП «Минскградо» констатировала, что сегодня желание планирующих органов разместить на территориях как можно больше квадратных метров жилых и общественных зданий доминируют над интересами минчан в отношении развития планировочной и транспортной инфраструктур города. «В то же время, ресурсы развития жилых территорий Минска огромны,- сказала специалист. И речь идет не только о параметрах наращивания объемов нового жилищного строительства, а, в первую очередь, о потенциале повышения качественного уровня жилых образований белорусской столицы. Именно на это нацеливает Генеральный план развития г.Минска до 2030 года».

Елена МАСЛОВСКАЯ

25.10.2010

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 124

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 42/2010