Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Региональные особенности нормативно-технического регулирования в жилищной сфере

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Региональные особенности нормативно-технического регулирования в жилищной сфере

Техническое нормативное регулирование, устанавливая технические условия и нормы в жилищной сфере, наряду с законодательным регулированием, обеспечивает безопасную эксплуатацию и сохранность жилищного фонда, реализацию гражданами своих жилищных прав, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и Законом «О правах потребителей жилищно-коммунальных услуг».

Кроме того, как следует из Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 4 октября 2006 г. №Р-196/2006 «О технических нормативных правовых актах», при принятии технических нормативных правовых актов должны учитываться требования, предусмотренные в Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Конституционный Суд отметил, что технические нормативные правовые акты, принимаемые республиканскими государственными органами, не только обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами на всей территории Республики Беларусь, но они являются основой для принятия локальных нормативных правовых актов.

Неотъемлемой частью технического нормативного регулирования является так называемое «региональное регулирование» – нормативные акты местных органов управления и самоуправления, принимаемые, как правило, в связи с необходимостью учета местных условий. Актуальность совершенствования регионального регулирования подтверждается и принятием Указа Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. №21 «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения».

Нормотворческая деятельность местных органов власти осуществляется только в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства. Решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов, принятые на основании действующего законодательства, имеют обязательную силу только на соответствующей территории.

Например, статьей 17 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» предусмотрено, что местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, а также осуществляют иные полномочия в этой области, предусмотренные актами законодательства. Причем, решения местных органов по вопросам планировки, застройки и благоустройства населенных пунктов, жилищного строительства принимаются, как правило, после обсуждения их населением. В частности, местные исполнительные и распорядительные органы должны привлекать представителей общественных объединений и иных организаций физически ослабленных лиц для участия в подготовке решений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, касающихся интересов физически ослабленных лиц.

В соответствии с СНБ 3.01.04-02 «Градостроительство. Планировка и застройка населенных пунктов» (пункт 1.3) для полного учета региональных особенностей поселений и пригородных зон могут разрабатываться пособия по отдельным направлениям градостроительства, правила застройки отдельных поселений или их групп. Для г. Минска предусмотрена разработка комплекта нормативных документов, учитывающих особенности планировки и застройки столицы республики.

Согласно СНБ 1.04.02-02 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений» (подпункт 5.20) местными исполнительными и распорядительными органами устанавливается перечень жилых домов, расположенных на центральных улицах городов, остекление балконов и лоджий которых должно быть согласовано в установленном порядке.

Региональное регулирование вопросов, связанных с отношениями в жилищной сфере, имеет свою историю. Так, в частности, в соответствии с Жилищным кодексом Белорусской ССР (действовал с 1апреля 1984 г. до 1 июля 1999 г.) и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Белорусской ССР (утверждены постановлением Совета Министров БССР и Белсовпрофа от 25 апреля 1984 г. №135) облисполкомы и облсовпрофы определяли размер так называемой «учетной нормы» (уровень обеспеченности жилой площадью на одного члена семьи, при котором граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий) для городов областного, районного подчинения, поселков городского типа и сельских населенных пунктов. Совместным постановлением Минского горисполкома и президиума Минского облсовпрофа такая норма была установлена и для г. Минска.

При установлении региональных учетных норм по категориям населенных пунктов, как основного критерия признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, принималось во внимание наличие жилищного фонда, уровень средней обеспеченности граждан жилой площадью, объемы жилищного строительства, уровень и перспективы развития как отдельных населенных пунктов, так и регионов, обеспеченность их трудовыми ресурсами и другие факторы.

В Минске учетная норма была 6 кв. метров, в Солигорске и Молодечно – 6,5 кв. метров, в городах и поселках Брестской, Гомельской, Гродненской и Могилевской областей – 7 кв. метров, в Витебске, Орше, Полоцке, Лепеле и других городах Витебской области – 7.1 кв. метров (в колхозах и совхозах этой области – 7.5 кв. метров), в сельской местности Гродненской области – 8 кв. метров.

Облисполкомам и Минскому горисполкому было предоставлено также право определять совместно с советами профсоюзов размеры предоставляемых служебных жилых помещений. В Брестской области служебные жилые помещения предоставлялись в пределах 6-12 кв. метров жилой площади на одного члена семьи, Витебской – 5,5-9, Гомельской – 6-12, Гродненской – не ниже 7 кв. метров на одного члена семьи, Минской – 6-8 (в домах, принадлежащих колхозам и совхозам – 8-12 кв. метров), Могилевской области – не менее 6 кв. метров на каждого члена семьи.

В новых социально-экономических условиях с изменением республиканского жилищного законодательства изменились и вопросы, подлежащие регулированию на местном уровне.

В Жилищном кодексе Республики Беларусь (вступил в силу с 1 июля 1999 г.), в Положении о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 г. №565) уже не предусмотрены поручения облисполкомам и Минскому горисполкому в части определения размера «учетных норм», сроков проживания граждан в жилых помещениях, необходимых для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, и норм предоставления жилых помещений.

Введение новых институтов в новых социально-экономических условиях (государственная поддержка при строительстве и приобретении жилья, предоставление жилых помещений социального пользования и др.) обусловило необходимость регулирования норм общей площади жилых помещений для принятия граждан на квартирный учет, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, предоставления льготных кредитов и субсидий для строительства (реконструкции) и приобретения жилых помещений именно на республиканском уровне.

В частности, подпунктом 3.1.2 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане обеспеченные общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного человека.

Жилое помещение государственного жилищного фонда (за исключением жилых помещений в общежитии, специальных жилых помещений, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, уклоняющихся от внесения платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда, платы за техническое обслуживание, отчислений на капитальный ремонт жилого дома и платы за коммунальные услуги, жилых помещений, предоставляемых при выселении граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении, в случаях, установленных законодательными актами) предоставляется во владение и пользование в пределах от 15 до 20 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека (пункт 44 Положения).

В то же время, сохраняется значение и региональных нормативных актов, учитывающих местные условия и особенности при регулировании определенных жилищных и связанных с ними отношений.

Так, в соответствии с пунктом 9 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2002 г. №992), максимальный размер льготного кредита определяется исходя из нормируемого размера общей площади строящегося (реконструируемого) жилого помещения на одного члена семьи (с учетом имеющегося в собственности жилого помещения) и утверждаемого местными исполнительными и распорядительными органами показателя стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий на основании предельных нормативов стоимости 1 кв. метра общей площади квартир жилых домов, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

В случае приобретения жилого помещения размер льготного кредита рассчитывается с использованием показателя стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств, утвержденного местными исполнительными и распорядительными органами в текущих ценах на дату открытия кредитной линии.

Льготный кредит, рассчитанный в установленном порядке, предоставляется гражданам в размере, не превышающем фактическую стоимость строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в конкретном доме.

Согласно пункту 13 Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 года №555), расчет базовой доли субсидии производится с использованием утверждаемого Министерством архитектуры и строительства норматива предельной стоимости 1 кв.метра общей площади жилых помещений, но не выше складывающейся стоимости строительства 1 кв.метра общей площади в конкретном доме.

В соответствии с пунктом 18 указанного Положения гражданам, желающим построить или приобрести с использованием субсидии жилые помещения в населенном пункте не по месту нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, размер субсидии исчисляется исходя из установленного в населенном пункте, где строится или приобретается жилое помещение, предельного норматива стоимости строительства 1 кв. метра общей площади жилых домов, строящихся с использованием государственной поддержки, но не выше установленного в населенном пункте по месту предоставления субсидии предельного норматива стоимости строительства 1 кв. метра.

С разрешения местных исполнительных и распорядительных органов производятся переустройство и (или) перепланировка жилых помещений. Порядок переустройства и перепланировки жилых помещений в многоквартирных жилых домах, а также порядок реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов и нежилых построек на придомовой территории утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2006 г. №1805.

Вместе с тем, как показывает практика, имеется немало вопросов, требующих рассмотрения при разработке и совершенствовании технических нормативных правовых актов, в том числе и на региональном уровне.

Как отмечается в Концепции строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья для граждан Республики Беларусь (утверждена постановлением Совета Министров от 22 февраля 2008 г. №262), в республике остается нерешенной проблема комфортности жилья, отмечается отставание в развитии жилищно-коммунальной инфраструктуры в сельской местности. Отсутствует надлежащий учет уровня комфортности жилища и распределения жилья разного уровня комфорта в территориальном разрезе, что затрудняет оценку спроса и предложения жилья для населения с различными доходами.

В новых социально-экономических условиях появились и новые, более многообразные требования к комфортности жилья с учетом реальных доходов граждан и критериев доступности жилья для различных категорий граждан в различных регионах. Поэтому требуется и новая методическая база определения доступности жилья для разработки на региональных уровнях соответствующих программ. Это позволит также определить возможности и перспективы развития базы стройиндустрии и технологии строительства жилья, исходя из наличия местных сырьевых ресурсов и с учетом местных критериев комфортности и доступности жилья.

Имея такую методическую базу каждый регион сможет при разработке годовых и перспективных программ социально-экономического развития соответствующих территорий предусмотреть исходя из своих возможностей (с учетом потребностей и возможностей населения) реальные объемы и оптимальную структуру (по квартирному составу, этажности и конструктивным особенностям жилых домов: кирпичные, монолитные, каркасно-монолитные, панельные, деревянные и др.) жилищного строительства. Таким образом может быть обеспечена сбалансированность платежеспособного спроса на рынке жилья и потребностей региональных рынков труда.

В Концепции отмечается также необходимость подготовки и других методических материалов, обеспечивающих оперативное управление в жилищной сфере (нормативы, стандарты, ведение мониторинга развития жилищной сферы на местном уровне, ведение мониторинга развития жилищной сферы для целей осуществления функций республиканскими органами управления).

Отмечается и необходимость дальнейшего совершенствования действующей нормативной правовой базы по осуществлению всех этапов строительства (реконструкции) доступного и комфортного жилья, определении мер его государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые льготы, государственные гарантии и другие) механизмы, а также совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей комфортность жилищных условий населения;

Учитывая, что в рамках проводимой в настоящее время соответствующими республиканскими органами государственного управления работы по совершенствованию жилищного законодательства прорабатываются вопросы расширения отдельных полномочий местных исполнительных и распорядительных органов в области регулирования жилищных и других, связанных с ними, отношений, такая же работа может быть проведена и при совершенствовании действующих и вновь разрабатываемых технических нормативных правовых актов.

В конечном счете, детальное рассмотрение перечисленных и других вопросов, связанных с регулированием на региональном уровне жилищных и других, связанных с ними отношений, при доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь (рассмотрен в первом чтении 24 ноября 2010 г. на сессии Палаты представителей Народного собрания Республики Беларусь), других законодательных и технических нормативных правовых актов, и нормативное их закрепление будет способствовать повышению роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

27.12.2010

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней , за месяц 28

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 51/2010