Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Госзаказ. В чем суть?

Этим вопросом интересуются уже многие нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, наслышанные о готовящемся указе «О государственном заказе на строительство (возведение, реконструкцию) жилых помещений». Именно интересы людей, в первую очередь имеющих право на государственную поддержку, и должны будут защитить основные положения документа.

Госзаказ - метод финансирования строительства
В принципе, государственный заказ – это новые методы финансирования строительства и распределения жилья, которые вскоре должны начать функционировать в Беларуси.

Если коротко, то система госзаказа призвана, с одной стороны, значительно упростить для людей процедуру получения жилья, а с другой – активизировать работу строительных организаций.

Что касается граждан – то они будут, скажем так, исключены из инвестиционного процесса, который может длиться годами. На практике это будет выглядеть следующим образом. За несколько месяцев до окончания строительства жилого дома, гражданина, нуждающегося в улучшении жилищных условий, пригласят в исполком, где его подробно проинформируют о доме, который готовится к сдаче: ознакомят с планировкой квартиры, стоимостью и т.д. А уже ему решать: устраивает предложенный вариант, или нет. Исходя из объема предоставляемой господдержки и наличия собственных средств, которые будет необходимо внести, человек может согласиться на приобретение квартиры в этом доме или подождать завершения строительства другого. В том и первоочередная цель госзаказа – по максимуму использовать те средства, которые государство выделяет на поддержку категорий граждан, имеющих право на получение льготных кредитов. И избежать повторения ситуации, когда квадратный метр значительно подорожал, люди были лишены возможности закончить строительство, а у государства просто не хватало средств, чтобы увеличить объем финансирования по льготным кредитам.

А что касается застройщика и подрядчика, то в условиях госзаказа они уже не смогут в оправдание ошибок, допущенных на объектах, пускать в ход такой весомый аргумент, как перебои с финансированием. Короче говоря, стоимость строительства жилья станет фиксированной. На деле это будет выглядеть так. Средства на строительство жилых помещений, которые в соответствии с законодательством относятся на стоимость этих помещений, будут выдаваться госзаказчикам в лице управлений капитального строительства исполкомов. Тем самым государство будет обеспечивать стабильное финансирование возведения жилых домов в нормативные сроки строго по тем параметрам, которые заложены в проектно-сметной документации. Если же УКС не уложится в определенную документацией стоимость, он будет вынужден изыскивать ресурсы и за свой счет завершать строительство объекта. Одним словом, система госзаказа обеспечит своевременное финансирование объекта и жесткий контроль сроков сдачи дома.

Естественно, нормативные документы на предмет государственного заказа не берутся откуда-то с потолка. Они – итог серьезных дебатов, во время которых у сторон возникало много вопросов. Оно и понятно: госзаказ – это радикально новый метод финансирования строительства и распределения жилья. А также результат глубокого изучения схем госзаказов других стран. Например, России, где система, хоть и сравнительно недавно, но уже действует. У наших соседей по государственному заказу для определенной категории граждан (кстати, перечень этих категорий в России значительно меньше, чем в Беларуси) устанавливается максимальная стоимость строительства жилья, заказ размещается у застройщика. Тот возводит объект за выданные правительством инвестиции, после чего это жилье предлагается людям для приобретения.

Однако белорусская схема госзаказа не копирует чьи-либо и существенно отличается от той же российской. У них система, скажем так, более коммерческая, в ней активное участие принимают посреднические организации, так называемые операторы. Они как бы аккумулируют средства и координируют действия банков, подрядчиков и граждан. Как правило, требуется значительная доля собственных средств – около 25-30%. И пока человек не внесет необходимую сумму на счет, его в государственный заказ не включат. Получается, что схема представляет собой отдельный проект, будучи практически вынесенной из структуры местных исполнительных и распорядительных органов.

В Беларуси же госзаказ – социальная программа. И цель ее – в конечном итоге обеспечить человека жильем.

Н.Александров.

25.03.2013

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 125

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 12/2013