Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О подходах к вовлечению неиспользованного госимущества в хозоборот

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » О подходах к вовлечению неиспользованного госимущества в хозоборот

Несмотря на активную работу госчиновников и достаточно либеральные подходы по вовлечению неиспользованного государственного имущества в хозоборот, на сегодняшний день в республике сохраняется еще достаточно большое количество бесхозных объектов. Поэтому усилия Госкомимущества направлены на то, чтобы каждый неиспользуемый объект как можно быстрее нашел своего инвестора.

Как отметил на семинаре, проходившем в Минске в середине апреля текущего года в рамках выставки «Недвижимость – 2011», Владимир Ковалевский, заместитель директора Фонда государственного имущества Государственного комитета по имуществу РБ, за последние годы в Беларуси, пожалуй, как ни в одной из стран постсоветского пространства, созданы весьма либеральные подходы к продаже государственного имущества по причине того, что после распада Советского Союза республике досталось огромное количество проблемных объектов, в том числе в бывших военных городках.

Обращаясь к истории вопроса, В.Ковалевский сказал, что до 2007 года процесс продажи госимущества в Беларуси носил хаотичный характер. Госимущество продавалась от случая к случаю, и основным способом продажи был аукцион. Поэтому в 2007 году в республике насчитывалось огромное количество незадействованного в хозяйственном обороте, в производстве госимущества, за которое госпредприятиям надо было платить налог на недвижимость, земельный налог, хотя оно и не приносило никакой пользы и отдачи. В этой связи по поручению Главы государства в конце 2006 года была проведена инвентаризация всего госимущества и составлены календарные графики вовлечения его в хозоборот. Начиная с 2007 года по 2010 год в хозоборот было вовлечено и списано более 13 тыс. неиспользуемых объектов госимущества. На 2011 год запланировано вовлечь в хозоборот и списать около 1 тысячи объектов республиканской собственности и около 3600 объектов коммунальной собственности.

Говоря о продаже госимущества как основной форме вовлечения госимущества в хозоборот, которое продается вместе с правом аренды земельного участка, В.Ковалевский сказал, что, как правило, первые аукционы по продаже госимущества оказываются нерезультативными. С первого раза продается только порядка 25% объектов. Поэтому после первых нерезультативных торгов стоимость объекта может понижаться на 20%, после вторых – до 50%, а после третьих нерезультативных торгов объект может быть выставлен на так называемый голландский аукцион, или аукцион с методом применения понижения начальной цены продажи объекта до 80%. Если и на этих аукционах объект не продается, то он выставляется на аукцион за одну базовую величину.

«Конечно, это не говорит о том, что мы распродаем госимущество за 35 тыс.руб. Это начальная цена продажи объектов на аукционах», – уточнил заместитель директора Фонда. На практике были случаи, когда в аукционах участвовал 1 человек и покупал здание или сооружение за одну базовую величину, увеличенную на 5%. Но учитывая то, что стоимость объекта и право аренды земельного участка составляли единый предмет аукциона, зачастую возникали ситуации, когда объект стоил одну базовую величину, а право аренды земельного участка 8 млн., 12 млн. и т.д. «Такие подходы вызывали недоумение и нарекания со стороны предпринимательских структур. Поэтому данная ситуация была исправлена», – сказал В.Ковалевский. С марта месяца прошлого года вступил в силу указ президента, согласно которому объекты с начальной ценой, равной одной базовой величине, продаются на аукционе без продажи права заключения договора аренды земельного участка, на котором расположен сам объект. После аукциона местные органы власти предоставляют новому собственнику земельный участок под целевое обслуживание объекта. Данная мера, уточнил госчиновник, позволила резко повысить объемы продаж объектов за одну базовую величину.

При продаже госимущества большое значение имеет и срок принятия решений об их реализации. «И если бы в предшествующие годы у нас были иные подходы к вовлечению в хозоборот госимущества, сегодня, возможно, такой бы большой проблемы с реализацией объектов не было бы. А ведь неблагоприятные погодные условия, неудовлетворительная охрана объектов с каждым годом увеличивают их неликвидность», – сказал В.Ковалевский. Поэтому в 2010 году Госкомимущество взял на себя часть полномочий по принятию решений о продаже объектов госимущества, которые ранее были делегированы Правительству. Так, в настоящее время продажа объектов стоимостью до 5 тыс. базовых величин осуществляется по решению отраслевого министерства, согласованному с Госкомимуществом, а не с Правительством. Эта норма вступила в силу с ноября месяца прошлого года и позволила значительно ускорить процесс по продаже недорогих объектов.

С другой стороны, отметил госчиновник, если объект не продается даже за одну базовую величину и если в нем не нуждаются ни госпредприятия, ни инвесторы, то принимается решение об их сносе. В то же время, при сносе объектов также существуют свои нюансы, потому что снос должен осуществляться за счет прибыли самих предприятий, у которых на эти цели не всегда находятся денежные средства. Кроме прочего, у одного предприятия может находиться на балансе много таких объектов. А среди них могут быть вполне сносные строения, которые нуждаются в разработке проектно-сметной документации. Но с самой большой проблемой сталкиваются те госорганизации, которые имеют на балансе объекты бывших военных городков. Таких объектов больше всего насчитывается в Могилевской и Гомельской областях.

Что касается объектов бывших военных городков, то по указу президента, вступившему в силу в августе месяце прошлого года, к их сносу установлены особые подходы. В их перечень, утвержденный Главой государства, вошли 1096 объектов. Согласно документу предприятия, имеющие на балансе объекты бывших военных городков, не платят налоги на недвижимость и землю до тех пор, пока не выведут их из хозоборота. Это позволило за сэкономленные деньги разработать на некоторые объекты проектно-сметную документацию.

Кроме того, подчеркнул В.Ковалевский, среди объектов бывших военных городков есть специфические объекты – взлетно-посадочные полосы, дороги в лесу, ведущие в бывшие хранилища, шахты под землей и т.д., инвесторов на которые найти крайне сложно или практически невозможно. Поэтому вовлечь эти объекты в хозоборот невозможно. В этой связи, согласно данному указу, облисполкомам по согласованию с Минобороны и МЧС было дано поручение определить перечень таких объектов, чтобы не проводить работы по вовлечению их в хозоборот, но с условием их консервации и ограничения в них доступа людей. Таких объектов по всем областям было насчитано 346.

При отсутствии денег у самих предприятий к сносу стали привлекать инвесторов, которые должны были компенсировать потери балансодержателей по сносу. То есть получилось, что инвестору предоставили возможность сносить эти объекты, если он в этом нуждался, но при этом должен был компенсировать потери госпредприятию. Это было не совсем справедливо по отношению к инвесторам. Поэтому с прошлого года эта норма была отменена, что позволило привлечь внимание большего количества инвесторов к данным объектам.

По словам В.Ковалевского, все меры, предпринимаемые в последние годы госорганами и госорганизациями по вовлечению неиспользованного госимущества в хозоборот, были направлены на то, чтобы не получить от их продажи максимум денежных средств для пополнения местных бюджетов, а привлечь к ним внимание большего количества инвесторов. Так, за 2007 – 2009 годы по 13 тысячам объектов, которые были проданы на аукционах, привлечено инвестиций на сумму около 27,8 млрд.рублей, где создано более полутора тысяч рабочих мест. В 2010 – 2011 годах подходы к передаче госимущества инвесторам стали еще более прогрессивными – они стали передаваться им безвозмездно под реализацию инвестиционных проектов. Например, в конце 2010 года в Минском районе под реализацию инвестиционного проекта для развития овцеводства фермеру переданы 11 зданий. Кроме того, недавно вышло распоряжение Президента о передаче 22 объектов Новополоцкого завода белково-витаминных концентратов инвестору для организации производства полиэтиленовой пленки.

Что нового ожидается в законодательстве?

Говоря о новшествах, которые в ближайшее время должны произойти в части либерализации подходов по вовлечению неиспользованного госимущества в хозоборот, В.Ковалевский сказал, что в настоящее время подготовлен проект указа, который находится на рассмотрении в Правительстве, где Госкомимущество инициировал часть полномочий по принятию решений в целях быстрейшей реализации объектов передать от Правительства Госкомимуществу. В проекте документа предусмотрено, что решения о продаже объектов не только стоимостью до 5 тыс. базовых величин, как было ранее, а до 10 тыс. базовых величин будут приниматься отраслевыми министерствами по согласованию с Госкомимуществом.

Также в данный указ включена норма, содержащаяся в Директиве №4, по выкупу арендованного имущества бывшими арендаторами. Как пояснил госчиновник, сейчас прямая продажа инвесторам объектов осуществляется по цене, наибольшей между рыночной и оценочной стоимостью объекта. В этой связи В.Ковалевский высказал предположение, что, по всей видимости, такой подход был не совсем правильный. Например, в практике есть случаи, когда арендаторы арендуют имущество достаточно длительное время – 3-10 и более лет. За это время они несут расходы по содержанию арендованного имущества. В итоге получается, что они платят дважды. Поэтому в новом документе прописано, чтобы арендаторам, в случае если они арендуют госимущество свыше 3-х лет, имущество продавалось по оценочной стоимости, причем за вычетом тех денежных средств, которые они уже вложили в содержание арендованного имущества, если эти средства были учтены в балансе у арендодателя.

Тем не менее, В.Ковалевскй подчеркнул, что не все арендуемое в настоящее время госимущество будет продаваться арендаторам. Дело в том, что аренда рассматривается в настоящее время как некая краткосрочная и вынужденная мера. Например, сейчас госимущество не используется тем или иным госпредприятием, а через какое-то время ситуация может поменяться, и имущество и площади могут понадобиться самому предприятию. «Есть объекты, которые располагаются, например, на территории заводов. И одно дело, когда арендуется какой-то цех, и совсем другое дело – если он будет выкуплен. Такие объекты не будут продаваться. Есть режимные объекты, которые также будут продаваться в ограниченном порядке. Поэтому подходы к продаже арендованного имущества будут индивидуальные», – уточнил заместитель директора Фонда. В указе прописана и еще одна норма, которая касается списания госимущества. Согласно данной норме списание госимущества не будет относиться на затраты предприятия, а будет осуществляться за счет его добавочного фонда.

Кроме того, проинформировал госчиновник, в настоящее время Госкомимущество готовит еще один указ, согласно которому понижение цены объекта при продаже на аукционе будет осуществляться не последовательно – сначала на 20%, потом на 50% и, наконец, на 80%, а более быстрыми темпами. Так, если объект не будет продан на первом аукционе, то он сразу будет выставляться на голландский аукцион. А вот что касается последовательного понижения стоимости объекта, то данная норма, скорее всего, будет сохранена только при продаже объектов, расположенных в Минске и областных городах, где они пользуются наибольшим спросом. Возможно, что данная норма будет распространена и на населенные пункты с численностью населения свыше 50 тыс. человек.

Кроме того, предлагается по тем объектам, по которым принято решение о продаже с применением метода понижения начальной цены, не делать их переоценку на начало текущего года, потому что она автоматически ведет к увеличению стоимости объекта. Ожидаются изменения и в отношении объектов, по которым приняты решения о продаже их за одну базовую величину. Инвесторам будем предоставлена возможность сносить данные объекты, если они не подлежат реконструкции, и строить на предоставленном земельном участке новые объекты, которые можно будет использовать как под жилье, так и под ведение личного подсобного хозяйства. Раньше такой возможности у инвесторов не было.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

02.05.2011

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 9, за месяц 58

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 17/2011