Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Сделка с недвижимым имуществом: два в одном флаконе

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Сделка с недвижимым имуществом: два в одном флаконе

Сегодня любой гражданин, намеревающийся совершить сделку с объектом недвижимого имущества, может сразу обратиться в агентство по госрегистрации и земельному кадастру, минуя нотариальную контору. Регистратор не только удостоверит сделку, но и зарегистрирует объект недвижимости и переход право на недвижимое имущество.

Законом о государственной регистрации предусмотрено выполнение регистраторами многих не свойственных им ранее функций. Одной из них является удостоверение документов, являющихся основанием для государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом. Так, например, с этой целью на базе отдела регистра № 2 РУП «Минское городское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру» создано новое подразделение – сектор по удостоверению договоров. О том, как организована работа с населением в Минском городском агентстве по госрегистрации и земельному кадастру, какие услуги можно здесь при обращении получить, рассказала на семинаре, проходившем в рамках выставки «Недвижимость-2011», Татьяна Заяц, начальник сектора по удостоверению договоров отдела регистра №2 данного предприятия.

В настоящее время в секторе по удостоверению договоров работают вместе с начальником 7 регистраторов. И в дальнейшем, в случае увеличения объемов работ, штат сотрудников будет расширяться. В то же время, отметила Т.Заяц, если в переходный период от регистратора трудно было требовать высокой компетентности в данном вопросе из-за отсутствия практических навыков, то сейчас в отделе разработана система по приему граждан, проекты типовых договоров и т.д., поэтому регистраторы работают на равных с нотариусами, «а в некоторых вопросах даже задают им тон». К тому же, исторически сложилось так, что ряд сделок с объектами недвижимого имущества удостоверяется только регистраторами. В то же время, надо иметь в виду, что законодательством установлен перечень договоров, подлежащих обязательному нотариальному удостоверению, поэтому регистраторы их не удостоверяют. К таким договорам относятся: договор ренты, договор приватизации, брачный договор, соглашение об уплате алиментов, договоры, стороны по которым пришли к соглашению об удостоверении их нотариусом.

Из общего количества договоров, которые удостоверяются регистраторами, большую часть составляют договоры купли-продажи и дарения, порядка 20% – иные договоры (об ипотеке, о предоставлении квартиры взамен сносимого жилого дома, о разделе или слиянии квартиры и др.).

Тем не менее, уточнила Т.Заяц, у специалистов сектора более широкий круг функциональных обязанностей, нежели просто удостоверение договоров: заявитель, один раз обратившись к регистратору, получит квалифицированную помощь в составлении проекта договора, одновременно могут быть приняты заявления об удостоверении договора, государственной регистрации договора и основанных на нем прав.

Как показывает практика, в городское агентство по госрегистрации и земельному кадастру изначально приходит одна сторона сделки. Регистратор беседует с заявителем и выясняет, какой вид договора будет удостоверяться, соответствует ли намерение стороны тому виду договора, который будет заключаться, разъясняет последствия совершения сделки, уточняет перечень документов, необходимых для сделки, которые должен представить заявитель.

Сегодня, чтобы удостоверить сделку у регистратора, не надо как раньше записываться в очередь. Если в агентство приходят обе стороны сделки и у них имеется полный пакет необходимых документов, то сделку сразу удостоверит один из регистраторов сектора. Если такой сиюминутной возможности у регистратора сектора не найдется, то сделку удостоверит другой регистратор. При обращении одной из сторон, регистратор выяснит у участника сделки предполагаемую дату прихода двух сторон и согласует время для удостоверения сделки. С этой целью в агентстве ведется Журнал учета удостоверений по дате и времени.

Как правило, граждане, обращающиеся в агентство по госрегистрации и земельному кадастру за удостоверением сделки, имеют на руках весь пакет документов – решение местного исполнительного комитета на отчуждение квартиры, если в ней зарегистрированы несовершеннолетние; согласие совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих совместно с собственником и имеющих право пользования жилым изолированным помещением, на его отчуждение; согласие супруги (супруга) на продажу и иные документы. Если у участников сделки не будет полного пакета документов или в них будут обнаружены неточности или ошибки, регистратор, в пределах своей компетенции, сможет запросить необходимые документы самостоятельно. Однако в этом случае срок государственной регистрации сделки займет до 1 месяца.

Сначала удостоверяем, потом регистрируем

В настоящее время виды услуг, оказываемых по госрегистрации, урегулированы Перечнем административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденным указом Главы государства № 200 от 26 апреля 2010 года. В данном нормативном документе в отношении каждой административной процедуры прописан перечень документов, представляемых гражданином для осуществления той или иной административной процедуры, размер платы, максимальный срок осуществления административной процедуры, срок действия справки, другого документа (решения), выдаваемых (принимаемого) при осуществлении административной процедуры. Иные сведения или документы, необходимые регистратору для совершения регистрационного действия, он запрашивает самостоятельно. Заявитель также имеет право лично представить их регистратору. От того, собирает регистратор дополнительные сведения или документы самостоятельно либо получает полный пакет документов от заявителя, зависят сроки совершения регистрационного действия. Так, при отсутствии необходимости запроса сведений или документов максимальный срок совершения регистрационного действия составляет 7 рабочих дней, а при необходимости истребования дополнительных сведений и документов он продлен до 1 месяца.

В случае необходимости истребования регистратором дополнительных сведений или документов для совершения регистрационного действия само регистрационное действие не приостанавливается. В то время как ранее, до появления понятия административной процедуры, в подобных случаях совершение регистрационного действия приостанавливалось на срок
до 1 месяца. В связи с этим заявители, для которых время не критично (сделка не находится под угрозой срыва), могут прийти в агентство по госрегистрации с минимальным набором документов и подать заявление на госрегистрацию объекта недвижимого имущества. В течение месяца регистратор самостоятельно соберет все остальные необходимые для государственной регистрации документы и совершит регистрационные действия. Второй раз заявителю придется прийти в агентство уже за готовыми документами.

Какие же документы должен в обязательном порядке представить заявитель регистратору? В состав документов, необходимых для совершения любой административной процедуры, обязательно входят паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документ, подтверждающий внесение платы за совершение регистрационных действий; документ, подтверждающий полномочия представителя, – нотариально заверенная либо приравненная к нотариальной доверенность – в случае совершения действий от имени и в интересах другого гражданина. Кроме указанных для совершения конкретной административной процедуры перечнем могут быть предусмотрены и иные документы.

Размер платы за услуги по госрегистрации договора (дарения, купли-продажи, мены, обмена, ренты, ипотеки, брачного договора) составляет 0,6 базовой величины (б.в.). За иные регистрационные действия (госрегистрация возникновения недвижимого имущества, или перехода, или прекращения прав или ограничений (обременений) прав), размер платы составит: за первое регистрационное действие – 0,5 б.в., за каждое последующее регистрационное действие в отношении одного и того же объекта недвижимого имущества – по 0,1 б.в.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

09.05.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 18/2011