Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О перспективах развития налоговой системы

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » О перспективах развития налоговой системы

В последние годы в Беларуси проделана большая работа по совершенствованию налоговой системы и снижению налоговой нагрузки. Такая работа будет продолжаться и в дальнейшем. Об этом сказал на пресс-конференции, приуроченной к Дню работников налоговых органов, первый заместитель Министра по налогам и сборам Республики Беларусь Сергей Наливайко.

Основной источник бюджета формируется в Республике Беларусь за счет налоговых поступлений, контролируемых налоговыми органами. А это, ни много ни мало, а порядка 70% от общего количества всех доходов консолидированного бюджета республики. По словам Сергея Наливайко, по предварительным данным по состоянию на 1 июля текущего года в консолидированный бюджет Беларуси поступило 20,5 трлн.руб., контролируемых налоговой службой. Из них в том числе в республиканский бюджет направлено 7,8 трлн.руб., в местные бюджеты – 12,7 трлн.руб.

По словам первого заместителя министра, несмотря на проводимую в течение последних нескольких лет работу налоговых органов по снижению налоговой нагрузки, темпы роста платежей в текущем году по сравнению с прошлым годом составили 105,8% в сопоставимых ценах. По-прежнему центральное место в структуре доходов, контролируемых налоговыми органами, занимает налог на добавленную стоимость (НДС). В первом полугодии 2011 года его поступления составили 4,4 трлн.руб., или около 22% от всех доходов бюджета, налога на прибыль уплачено более чем на 4 трлн.руб., подоходного налога с физических лиц – 3,7 трлн.руб., на долю акцизов пришлось 2,2 трлн.руб.

Основной целью бюджетно-финансовой и налоговой политики на предстоящее пятилетие является повышение конкурентоспособности национальной экономики, совершенствование налоговой системы. В национальной налоговой системе предусмотрено дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику путем уменьшения налогового давления на прибыль и фонд заработной платы.

Как отметил С.Наливайко, в прошлом году величина налоговой нагрузки на экономику без учета взноса в фонд соцзащиты населения составила 27,5% к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6 процентного пункта. По его словам, с 2011 года принят ряд значительных изменений порядка исчисления налогов, которые позволяют субъектам хозяйствования почувствовать уменьшение налогового бремени. В настоящее время плательщики уплачивают 7 налоговых платежей. Что касается иных налоговых платежей, то они уплачиваются только в случае занятия специфическими видами деятельности (например, налог на доходы от лотерейной деятельности) либо при совершении специфических операций (оффшорный сбор, акцизы). С начала текущего года отменены 5 платежей в бюджет – местный сбор на развитие территорий, местный налог на услуги, 3 платежа в составе экологического налога.

Как проинформировал С.Наливайко, с 2012 года Министерство по налогам и сборам предлагает внести в Налоговый кодекс положения, предусматривающие обязанность для организаций с численностью работников от 50 человек подачу налоговых деклараций в электронном виде. Кроме того, положением Директивы Президента РБ №4 предусматривается завершение гармонизации налоговой системы республики с действующим налоговым законодательством в европейских странах.

По словам первого заместителя министра, в настоящее время в Министерство финансов направлены предложения Министерства по налогам и сборам, предусматривающие меры по снижению и оптимизации налоговой нагрузки. Так, в частности, предложено предоставить возможность переноса убытков на прибыль будущих периодов в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток, в размере, не превышающем 50% налоговой базы текущего налогового периода.

Кроме того, предлагается снизить налоговую нагрузку по налогу на недвижимость. В частности, предложено отменить ставку 2% по налогу на недвижимость для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства, осуществляющих строительство новых объектов, сохранив ставку 1%.

Также предлагается упростить налоговое администрирование по земельному налогу. В частности, предложено отменить применение повышающего 10-кратного коэффициента к ставке земельного налога за самовольно занятый, своевременно не возвращенный либо используемый по нецелевому назначению участок.

Предлагается ввести ограничение имущественного налогового вычета до 100 млн.руб, предоставляемого каждому налогоплательщику, состоящему в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и осуществляющему строительство или приобретение жилья.

Комментируя возможность унификации ставок основных налогов со странами Таможенного союза (России и Казахстана) замминистра сказал: «Да. Наверное, надо идти по пути унификации». Между тем он констатировал, что Беларусь в отличие от партнеров ТС, которые обладают значительными сырьевыми ресурсами, не может позволить себе это сделать достаточно быстро, так как отсутствуют необходимые источники для компенсации выпадающих доходов бюджета. В то же время он рассказал о преимуществах налогового администрирования в Беларуси, что, по его мнению, позволяет частично компенсировать более высокие ставки налогов. Так, замминистра напомнил, что «в Беларуси гарантированно в течение 35 дней выплачиваются налоговые вычеты по НДС при экспорте».

Кроме того, в Беларуси прорабатывается возможность изменения налогового законодательства при выплате налогов физическими лицами на недвижимость. Об этом сказала на пресс-конференции первый заместитель начальника главного управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Беларуси Светлана Шевченко. Как пояснила специалист, на сегодняшний день в Беларуси физические лица являются плательщиками налога на недвижимость при наличии собственности, зданий, сооружений. Аналогичный налог есть и в России. Там в настоящее время ведется разговор об установлении налога, объединяющего налог на недвижимость и налог на землю. «Такой вопрос рассматривается и у нас», – сказала представитель Министерства по налогам и сборам. Но для его решения необходимо учитывать основные заинтересованные стороны. Здесь важно, чтобы налоговая нагрузка ни в коем случае не возросла непосредственно на физическое лицо, подчеркнула С.Шевченко.
На сегодняшний день физлицо уплачивает налог на недвижимость в зависимости от оценочной стоимости принадлежащего ему здания или сооружения. Оценочная стоимость определяется компетентным органом – организацией по госрегистрации недвижимого имущества. «Если мы говорим, что в будущем объединим эти налоги, то изначально должна быть проведена справедливая оценка компетентным органом объекта недвижимости», – считает С.Шевченко. Также величина ставки этого налога должна быть обсуждена со всеми заинтересованными, чтобы не увеличить налоговую нагрузку на физлицо. И только после этого можно говорить о введении каких-то изменений в законодательство. Вопрос сейчас прорабатывается и в контексте предложений по введению налога на роскошь. По словам представителя Министерства по налогам и сборам, необходимо дать пояснение, что понимается под роскошью. Если это здание, сооружение, дом, гараж, то с таких объектов налог уплачивается и сейчас.
В этой связи первый заместитель министра по налогам и сборам С.Наливайко отметил, что налоговые органы отслеживают доходы тех граждан, «которые, мягко говоря, живут не по средствам». Их доходы через декларирование подвергаются очень тщательному контролю. «И если человек от своей деятельности – предпринимательской, творческой получил какие-то гонорары, дивиденды, то он уже уплатил налоги», – констатировал С.Наливайко.

И это далеко не все изменения, которые должны произойти в ближайшее время в налоговой системе республики.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

18.07.2011

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 19, за месяц 83

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 28/2011