Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Не было бы счастья

Оказывается, чтобы заманить сетевой ритейл в регионы, нужно просто перестать строить торговые центры в столице. Примерно так помогают решить проблему нехватки сетевого ритейла в российской глубинке власти Москвы. Может и в Беларуси следует провести аналогичный эксперимент?

В Минске до конца 2015 года могут быть построены около 60 крупных торговых объектов. Таковы планы столичных властей, которые были озвучены начальником управления торговли и услуг Минского городского исполнительного комитета Андреем Новиковым.

По словам А. Новикова, в текущей пятилетке обеспеченность населения торговыми площадями в Минске планируется увеличить до 600 кв.метров на тысячу жителей. В настоящий момент этот показатель колеблется в пределах 370 кв.метров. Обеспеченность местами в ресторанах, кафе и иных объектах общественного питания должно составить к концу 2015 года 45 мест, что на 14 мест больше, чем сегодня.

Развитие рынка торговой недвижимости власти будет осуществляться в двух основных направлениях. Первое направление – это строительство крупных многофункциональных торгово-развлекательных центров, второе – открытие магазинов в зоне шаговой доступности. «Что касается крупных объектов, то сегодня сформирована схема их размещения в Минске. По этой схеме до конца 2015 года предусматривается строительство порядка 60 крупных торговых объектов (с учетом строящихся и проектируемых в настоящее время). Прирост торговой площади составит порядка 500 тыс.кв.метров», – цитирует А. Новикова БЕЛТА.

Схема размещения магазинов шаговой доступности тоже уже разработана. Эти объекты торговли планируется располагать в соседстве с жилыми массивами. Схемы размещения магазинов переданы в районные администрации для вынесения на общественное обсуждение. При обсуждении мест размещения будущих объектов власти собираются максимально учитывать мнение местных жителей. Всего за счет создания магазинов шаговой доступности количество торговых площадей в Минске увеличится примерно на 100 тыс.кв.метров к концу 2015 года.

Планы, конечно, серьезные, но будут ли они реализованы в указанные сроки, зависит от финансовой устойчивости застройщиков, которые уже занимаются или еще будут заниматься реализацией соответствующих проектов. Пока же ситуация на первичном рынке крупных торговых объектов не вселяет большого оптимизма.

Как мы уже ранее сообщали, ссылаясь на данные компании Colliers International, с начала года в Минске открыто два объекта торговой недвижимости: торговые площади в МФК «Европа» и дискаунтер «Бимарт» в здании реконструированного DIY «Декорум». В этот список можно включить фактически запущенный в первом полугодии специализированный торговый комплекс «Автомолл «Кольцо». Как обещают столичные власти, до конца года будет открыт торговый центра на ул. Немига, сроки ввода которого уже неоднократно переносились из-за проблем с финансированием.

До конца года возможно открытие еще 4-5 многофункциональных комплексов с развитой торговой частью. Ожидается ввод торгово-развлекательного центра в составе многофункционального комплекса »Автовокзал «Центральный ». Но большинство объектов, которые были заявлены к вводу в текущем году, будут открыты в 2012, а возможно и позже. При этом, как предполагают специалисты, ряд проектов по строительству крупных торговых центров могут быть заморожены вообще на стадии проектирования. А это создаст предпосылки для образования на рынке торговой недвижимости в 2013-2014 года так называемой строительной ямы. Это состояние рынка, когда спрос резко увеличивается, а объемы предложения новых торговых и торгово-развлекательных центров, например, резко падают или просто не растут.

Нечто похожее на строительную яму переживает сегодня московский рынок торговой недвижимости. Если до прошлого девелоперы сдавали объекты, которые начали возводить до кризиса, то в нынешнем году этот запас иссяк. До конца года в Москве может быть введено не более 300 тыс.кв.метров торговой недвижимости. Это рекордный минимум за последние 9 лет. И, по прогнозам аналитиков, «строительная яма» в секторе крупных торговых объектов будет в ближайшее время только увеличиваться, чему немало способствует новая градостроительная политика московских властей.

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что вместо торговых центров и офисов будут строиться преимущественно гостиницы и жилье. Разрешения на строительство новых ТРЦ сейчас не выдаются. Владельцы торговой недвижимости уже отреагировали на эти новые веяния дружным повышением арендных ставок.

С другой стороны, невозможность попасть в столицу вынуждает девелоперов смешать свои интересы в регионы. По данным Jones Lang LaSalle, на которые ссылается российский журнал «Секрет фирмы», во втором квартале текущего года объем инвестиций в торговую недвижимость в России составил 432 млн. долларов. При этом 32% инвестиций пришлось на региональный рынок, тогда как в предыдущие годы он не превышал 25%.

Одновременно с девелоперами в регионы переселяется и сетевой ритейл, который уже начинает приходить в себя после кризиса. «Еще недавно крупные международные брэнды рассматривали преимущественно Москву, Петербург и города-миллионники,– говорит директор отдела агентских услуг департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская. – Сейчас у них появился интерес к городам с численностью населения 300-500 тыс. человек». Тот же интерес и у российских ритейлеров. По словам представителя «Мэлон фэшн групп» Ирины Староверовой, которые приводит «Секрет фирмы», в ближайшие год-два компания хочет открыть до 100 магазинов в регионах России и на Украине: «Мы понимаем, что из-за ситуации с недвижимостью вряд ли сможем расти, как в 2010 году».

Кстати нехватку площадей испытывает сетевой ритейл и в Минске. Причем чем дальше, тем больше, поскольку интерес зарубежных сетевиков к минскому рынку растет несмотря ни на что. В то же время, на примере Евроопта, который на днях открыл в Жодино свой 50-й в Беларуси магазин, можно сделать вывод, что успешно торговать можно не только в Минске, но и в регионах.

Марина СИРОТКО.

08.08.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 31/2011