Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Что ждет столичных владельцев усадебных жилых домов?

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Что ждет столичных владельцев усадебных жилых домов?

Столичные власти пересмотрели политику сноса частных домов в пользу их владельцев: если ранее в городе планировалось снести 14 тыс. домов из имеющихся 17 тыс., то сегодня в перечне сноса – 5 тыс. усадебных жилых домов. Об этом сообщил на пресс-конференции в Мингорисполкоме директор проектно-исследовательского КУП «Минскградо» Александр Петров.

Проблема индивидуальной усадебной застройки в г.Минске не новая. Она возникла сразу по окончании Великой Отечественной войны, когда надо было по-новому строить город, который практически полностью был разрушен. Учитывая то, что до войны в Минске преобладала частная усадебная застройка (небольшие неказистые деревянные дома), у всех (жителей города и проектировщиков) была одна мечта: побыстрее избавиться от частного сектора и по-новому застроить город. Поэтому все генеральные планы развития города предполагали снос частного сектора, сказал Александр Петров.

Тем не менее, с годами жизнь вносила свои коррективы. Директор КУП «Минскградо» отметил, что сегодня частный сектор уже совсем не тот, каким был ранее. Это уже совершенно другой тип застройки, а в некоторых случаях даже более престижный по сравнению с многоэтажной застройкой. Практически во всех европейских столицах есть значительная доля частного сектора в современном исполнении. Значит, полностью избавляться от него не стоит. Кроме того, сносить большое количество домов экономически нецелесообразно для города и затратно. Учитывая, что сегодня в Минске насчитывается около 17 тыс. индивидуальных жилых домов, а также то, что на протяжении последних лет в год сносилось в среднем только по 80-100 домов, сколько же времени понадобится, чтобы снести весь частный сектор, задал вопрос А.Петров. Поэтому по поручению руководства горисполкома градостроители вернулись к теме индивидуального сектора застройки и реально оценили, что возможно сделать. «Если по предыдущим планам из 17 тыс. домов планировали снести порядка 14 тыс., то сегодня около 12 тыс. домов сохраняем», – сказал директор проектной организации.

В частности, специалисты определили дома, сохранить которые невозможно ни при каких условиях, потому что они располагаются в местах строительства перспективных объектов города – инженерные коммуникации, сети, автодороги. Таких домов насчитали немного – всего лишь порядка 700. Далее были определены дома, которые не мешают городу развиваться и которые можно сохранить безболезненно и не возвращаться к вопросу об их сносе. Их количество увеличилось в 4 раза по сравнению с тем, что планировалось ранее. Оставшаяся часть домов, а их около 4,5 тыс., разделена на две части. Это дома, которые могут быть снесены до 2025 года, и дома, которые предполагаются к сносу до 2030 года. По всем четырем категориям домов разработаны определенные рекомендации по регламенту: что можно и что нельзя делать их владельцам.

Так, дома, которые не планируются к сносу, можно сносить и на их месте строить новые, делать реконструкцию, можно продавать, дарить и т.д., за исключением ограничений, установленных законодательством (нельзя нарушать права соседа, города и др.).

В тех домах, которые будут в любом случае сноситься, запрещено делать реконструкцию, надстройку, пристройку, увеличивать площадь, но можно делать текущий ремонт и подключаться к инженерным коммуникациям. Как пояснил А.Петров, город сознательно пошел на такие меры. И хоть это ведет к удорожанию домов и увеличению компенсационных затрат города при их сносе, «люди должны жить нормально».

В домах, которые могут быть снесены до 2025 года, разрешается делать реконструкцию без увеличения площади, текущий ремонт, благоустройство территории, подключаться к инженерным коммуникациям. А в домах, которые предполагаются к сносу до 2030 года, разрешена реконструкция и модернизация с пристройкой помещений нежилого назначения, но без увеличения жилой площади, подключение к инженерным коммуникациям, благоустройство территории.

Сегодня любой человек, проживающий в частном доме, может обратиться в администрацию района, в котором проживает, и получить информацию о «судьбе» своего дома, а потом, исходя из полученной информации, строить планы на будущее.

А вот минчанину получить в городе земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, сегодня нет никакой возможности. По законодательству земельные участки в целях индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона предоставляются только многодетным семьям. «Но многодетных семей не так много, желающих получить земельный участок. Как, собственно, и земельных участков для индивидуального строительства в Минске тоже очень немного», – сказал на пресс-конференции Александр Шершень, заместитель начальника управления жилищной политики Мингорисполкома, отвечая на вопрос автора публикации, могут ли граждане, состоящие в очередях нуждающихся в городе, претендовать на получение земельного участка в пригороде, учитывая недавнее заявление Главы государства о том, что в связи с сокращением в республике объемов жилищного строительства каждый желающий сможет получить земельный участок и построить на нем дом.

Из ответа А.Шершеня стало понятно, что ввиду отсутствия в городе свободных земельных участков минчане могут претендовать на получение земельного участка в Минской области. Но, например, в Минском районе в каждом сельском исполкоме формируются 4 списка очередности предоставления земельных участков. Приоритет отдается нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, проживающим на территории того или иного сельского исполкома (1-я очередь). Далее претендовать на получение земельного участка могут нуждающиеся в улучшении жилищных условий граждане, проживающие в Минском районе (2-я очередь), затем граждане, состоящие в очередях нуждающихся в г.Минске и в целом в республике (3-я очередь), и только потом граждане, не нуждающиеся в улучшении жилищных условий (4-я очередь). Так что, как видим, у минчан практически нет перспектив на получение земельного участка в ближайшем пригороде.

При этом С.Радоман, заместитель председателя Мингорисполкома пояснил, что у минчан наибольшим спросом пользуются земельные участки в Минском районе. Но именно в этом районе существует и самая большая проблема с предоставлением земельных участков. Он рассказал, что столичные власти работали и работают с губернатором Минской области. В этой связи городу под индивидуальное жилищное строительство было предложено только 2 земельных участка, да и то в местах, где строить жилые дома весьма проблематично с точки зрения геодезии. Один из участков расположен в Зацени, другой – в Семковом Городке (600 га).

По словам заместителя председателя Мингорисполкома, проблема с предоставлением земельных участков минчанам не стояла бы так остро, если бы город имел прилегающие территории, как их имеют областные города. Территория же Минска ограничена МКАД. «Более того, у нас проблема даже с теми гражданами, у которых мы изымаем земельные участки при сносе домов и которым по законодательству по их желанию должны быть взамен предоставлены другие земельные участки. Таких семей сегодня в Минске насчитывается порядка 10. Но, к сожалению, даже эти пожелания мы не можем удовлетворить. Все хотят получить земельный участок в ближайшем пригороде – в Тарасово, Ждановичах, Щомыслице, а это уже территория Минской области. Мы пишем запросы, ведем переговоры, но они проходят очень тяжело», – добавил С.Радоман.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

22.08.2011

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 40

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 33/2011