Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищно-коммунальные услуги: понятие, виды, права потребителей

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилищно-коммунальные услуги: понятие, виды, права потребителей

Отношения по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг гражданам регулируются Законом Республики Беларусь от 16.07.2008г. № 405-З «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг» (далее – Закон).

виды жилищно-коммунальных услуг

Согласно Закону жилищно-коммунальная услуга представляет собой деятельность, направленную на поддержание и (или) восстановление надлежащего санитарного и (или) технического состояния жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории, обеспечение их благоустроенности, комфортных и безопасных условий для проживания граждан.

Жилищно-коммунальные услуги подразделяются на основные и дополнительные.

Основные жилищно-коммунальные услуги оказываются в обязательном порядке (т.е. гражданин не вправе отказаться от их предоставления) и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие санитарным и техническим требованиям.

К основным жилищно-коммунальным услугам относятся техническое обслуживание многоквартирного жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), централизованное газоснабжение, электроснабжение, централизованное теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов.

Дополнительные жилищно-коммунальные услуги могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем.

В зависимости от особенностей содержания и целевого назначения жилищно-коммунальные услуги подразделяются на следующие виды:

– коммунальные услуги;

– техническое обслуживание (эксплуатация общего имущества жилых домов, уборка и освещение вспомогательных помещений жилых домов, придомовой территории, ремонт покрытий проездов, проходов, уход за зелеными насаждениями);

– текущий и капитальный ремонт;

– услуги по управлению жилым домом или группой жилых домов.

Потребитель жилищно-коммунальных услуг имеет право на:

1) удовлетворение потребностей в основных жилищно-коммунальных услугах в объеме не ниже норм (нормативов) потребления, установленных местными исполнительными и распорядительными органами;

2) отказ от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг;

3) безопасность жилищно-коммунальных услуг, включая запрет на применение в процессе оказания таких услуг изделий (материалов) и технологий, опасных для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей, а также окружающей среды. Сокрытие исполнителем фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья и (или) имущества потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг, запрещается;

4) своевременное получение от исполнителя необходимой и достоверной информации об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя информацию о:

– своем наименовании (имени) и режиме работы;

– месте нахождения, руководителе исполнителя (имя, должность, место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного телефона);

– структурных подразделениях исполнителя (для юридических лиц) и работниках исполнителя (имя, должность (профессия), место нахождения, в том числе номер комнаты (кабинета), номер служебного телефона), ответственных за заключение и исполнение договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг (далее – договоров), устранение недостатков услуг;

– границах обслуживаемой территории;

– документах, представляемых для заключения договоров;

– перечне оказываемых жилищно-коммунальных услуг, сроках (периодичности) их оказания;

– тарифах на жилищно-коммунальные услуги, формах и порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг;

– нормах (нормативах) потребления жилищно-коммунальных услуг;

– категориях потребителей, имеющих право на льготы при оказании жилищно-коммунальных услуг.

Информация должна доводиться до сведения потребителей путем размещения на вывеске, информационных стендах (табло) или другим способом в доступном для граждан месте по месту нахождения исполнителя.

Работники исполнителя должны иметь нагрудную табличку (бэдж) с указанием на ней наименования (имени) исполнителя, должности (профессии), имени работника.

Исполнитель обязан информировать потребителя о проведении систематических осмотров жилого помещения потребителя, о необходимости выполнения профилактических и ремонтных работ, если их невыполнение может привести к авариям, несчастным случаям, либо причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, либо негативно сказаться на качестве оказываемых жилищно-коммунальных услуг.

5) выбор исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе.

К таким услугам относятся техническое обслуживание, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, пользование лифтом, дополнительные жилищно-коммунальные услуги.

Решение о выборе исполнителя жилищно-коммунальных услуг, оказываемых на конкурентной основе, принимается группой потребителей, проживающих в жилом доме (в подъезде, на этаже многоквартирного жилого дома и т.д.), простым большинством голосов и оформляется протоколом собрания потребителей либо опросным листом без проведения собрания;

6) просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг. Исполнитель по требованию потребителя обязан обеспечить ему возможность ознакомления с техническими нормативными правовыми актами и иными актами законодательства, регулирующими оказание жилищно-коммунальных услуг;

7) надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг, т.е. качество, соответствующее требованиям законодательства, технических нормативных правовых актов, условиям договора;

8) возмещение убытков, вреда, причиненных исполнителем жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками;

9) защиту своих прав (путем обжалования действий исполнителя в вышестоящий орган, обращения в прокуратуру, подачи исков в суд).

Александр Жук, аттестованный юрист, магистр права

22.07.2013

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 33, за месяц 264

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 29/2013