Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное строительство: опыт Украины

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилищное строительство: опыт Украины

Гражданам – улучшение жилищных условий; государству – уменьшение своих жилищных обязательств; местным органам власти – завершение долгостроев; строительной отрасли – получение платежеспособного потребителя и преодоление кризисных явлений.

Таковы основополагающие положения жилищной политики и жилищного строительства, проводимой в Украине. О них на прошедшем в Минске международном форуме «Жилищная политика и жилищное строительство» подробно рассказал заместитель директора Департамента государственных программ и развития жилищного строительства Министерства регионального развития, строительства и ЖКХ этого государства Владимир Николаевич Высочин.

Задачи, как видим, масштабные. Успешному решению их во многом должна способствовать наиболее полная реализация государственных программ. Удешевление стоимости ипотечных кредитов; строительство доступного жилья; поддержка молодежного жилищного строительства; льготное кредитования сельских застройщиков; обеспечение социальным жильем – таковы эти программы. Подробнее о них чуть позже. А пока – немного статистики. Жилой фонд в Украине (кстати, на 95% приватизированный) составляет 1,1 млрд. кв.м, причем 64% его приходится на города (около700 млн.кв.м). Средняя обеспеченность жильем – 23,5 кв.м на человека, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий – миллион граждан. И это при численности населения в 50 миллионов. Кстати, критерием нуждаемости является обеспеченность менее 9 кв.м жилой площади на человека.

Помимо наращивания объемов строительства, в последнее время большее внимание уделяется оптимизации планировочных решений. В результате этого при относительно небольшом росте объемов ввода жилья ощутимо увеличилось количество построенных квартир: введенные в 2012 году 10,75 млн. кв.м увеличили жилфонд на 91 тыс. квартир, прогнозные 11 млн. кв.м на текущий год составят уже 115 тыс. квартир. При этом главными инвесторами жилищного строительства являются граждане (до 75%), государство через бюджеты разных уровней финансирует около 5%.

Сразу отметим, что права социально незащищенных слоев населения на получение социального жилья закреплены законом «О жилищном фонде социального назначения». В соответствии с ним, жилье из упомянутого фонда безвозмездно предоставляется гражданам, нуждающимся в социальной защите. В порядке очередности, на основании договора найма и на определенный срок. Такое жилье, однако, не подлежит поднайму, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу. Претендовать на него могут те граждане, сумма среднемесячного совокупного дохода которых за предыдущий год в расчете на одного человека ниже средней стоимости найма жилья в данном населенном пункте плюс установленный законодательством прожиточный минимум. Это что касается сегмента социального жилья.

Следующий – сегмент доступного жилья. Это недорогое по ценовым параметрам жилье, которое строится при поддержке государства. Эта поддержка может выражаться в удешевлении ипотечного жилищного кредита или в компенсации 30% стоимости строящегося жилья. К числу имеющих право на получение такой поддержки относятся граждане, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют права претендовать на социальное жилье, а уровень доходов не позволяет им самостоятельно решить жилищную проблему.

И, наконец, рыночный сегмент. Он охватывает граждан, уровень доходов которых позволяет решить жилищный вопрос самостоятельно.

Обратимся к основным жилищным программам, о которых упоминалось выше, и рассмотрим их подробнее.

С 2012года в Украине действует программа удешевления стоимости ипотечных кредитов «13/3». Она рассчитана на тех, кто состоит на квартирном учете: проживает в общежитиях, либо по месту проживания обеспечен жилой площадью менее 9 кв.м на члена семьи. Кредит предоставляется на 15 лет под процентную ставку не более 16%. Обязательный первый взнос заемщика не превышает 25% стоимости жилья. Размер компенсации государством ставки по таким кредитам составляет 13%. Фактически гражданин получает кредит под 3% годовых. При этом ежемесячный платеж по кредитному договору не должен быть более 50% общего среднемесячного дохода семьи

С 2010г по 2017 год действует программа строительства (приобретения) доступного жилья «30/70». Она предусматривает предоставление гражданам, которые состоят на квартирном учете, но среднемесячный доход которых вместе с членами их семей в расчете на одного человека не превышает пятикратного размера среднемесячной заработной платы в регионе, государственной поддержки в размере 30% стоимости приобретаемого жилья.

Подтвержденные практикой преимущества программы «30/70» в том, что она, во-первых, не создает долгосрочных обязательств государства и граждан; во-вторых – не вызывает сомнений в выполнении в долгосрочной перспективе; в третьих – разрешает получить квартиру в собственность после ввода в эксплуатацию без отягощения ипотекой. Но самое главное в том, что привлечение в рамках программы средств населения повышает ее эффективность чуть ли не втрое по сравнению с прямым бюджетным финансированием.

Программа обеспечения жильем молодежи. Она предусматривает льготное кредитование молодых семей и одиноких молодых граждан в возрасте до 35 лет на строительство и приобретение жилья. Кредит предоставляется на 30 лет, а его размер определяется исходя из нормы обеспеченности 21 кв.м общей площади на каждого члена семьи и дополнительных 20 кв.м на семью. Собственный взнос – 6% от стоимости строительства.

Льготными являются и условия погашения. Так, для бездетного заемщика годовая процентная ставка составит 3%, для имеющего одного ребенка кредит беспроцентный. Тем же, кто имеет двоих детей, за счет бюджетных средств погашается 25% суммы обязательств по кредиту, а троих – 50%. Таким образом, данная программа стимулирует улучшение демографической ситуации в стране.

Работа по выполнению программы «собственный дом» по поддержке индивидуального жилищного строительства на селе и улучшения жилищно-бытовых условий сельского населения ведется в Украине с 1997 года. Застройщикам, постоянно проживающим в сельской местности, предоставляются льготные кредиты на 20 лет под 3% годовых, многодетным семьям – беспроцентные. Предусматривается направлять их на строительство домов по экономичным проектам с использованием энергосберегающих технологий, современных материалов и инженерного оборудования. А также проведение работ по газификации и теплоснабжению ранее построенных сельских домов.

Кроме того, в стране действуют государственные и ведомственные программы, способствующие успешному решению жилищных вопросов для отдельных категорий граждан: инвалидов Великой Отечественной войны, военнослужащих, воинов-интернационалистов, чернобыльцев.

Таким образом, социальная направленность распространяется на все без исключения слои населения. Как того и требует конституция Украины, 47 статья которой четко указывает на обязанность государства обеспечивать условия, при которых каждый гражданин получает возможность построить жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду.

Кроме того, реформирование строительной отрасли в рамках Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», принятого в 2011 году, позволило:

- существенно сократить перечень видов планировочной документации, максимально упростить процесс ее согласования и общественного обсуждения;

- ввести бессрочность действия генеральных планов;

- организовать работу по созданию градостроительного кадастра;

- значительно расширить перечень объектов, для проектирования которых не нужно получать градостроительные условия и ограничения;

- отменить лицензирование проектной и строительной деятельности, кроме выполнения работ на объектах IV-V категорий сложности. Ввести профессиональную аттестацию специалистов: архитекторов, инженеров-проектировщиков, инженеров технического надзора и экспертов;

- установить декларативные принципы начала выполнения подготовительных и строительных работ, а также принятия объектов в эксплуатацию;

- отменить обязательность экспертизы объектов I-III категорий сложности и создать рынок экспертных организаций различных форм собственности;

- предоставить возможность гражданам строить индивидуальные жилые дома площадью до 300 кв.м без проектной документации (на основе строительного паспорта), а также приобретать право собственности на самовольно возведенные жилые дома и другие объекты I-II категории сложности.

Сокращение количества разрешительных процедур, кроме всего прочего, способствует созданию благоприятного инвестиционного климата.

Конечно, пускай не один к одному, но у соседей в вопросах реализации жилищной политики и жилищного строительства есть что перенять, есть чему поучиться. Той же четкости и конкретности в определении задач и путей их решения, целенаправленности и эффективности финансирования в рамках господдержки. И в этом, разумеется, нет ничего зазорного.

Н.Александров.

09.12.2013

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 27

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 49/2013