Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Достойная альтернатива

Для большинства европейцев муниципальное жилье как форма решения жилищной проблемы давно уже стало делом не только привычным и обыденным, но и высоковостребованным. Достаточно сказать, что во многих странах арендным жильем пользуется до половины, а то и более населения.

В нашей стране формирование фонда жилья коммерческого использования началось лишь в январе 2012 года. Начинание было принято населением, о чем свидетельствует востребованность арендных квартир. Расширять фонд такого жилья решено не только за счет строительства, но и путем перевода в разряд арендных жилых помещений иных категорий.

Этот проект государства направлен на создание альтернативного пути решения квартирного вопроса, в том числе улучшения жилищных условий граждан. Концепция для нас новая, а потому не исключает возникновения со стороны населения многочисленных вопросов, вызванных, в первую очередь, недостаточной информированностью о сути и аспектах арендного жилья. К примеру, таких, на первый взгляд элементарных: «Как будет регулироваться распределение такого жилья? Кто может рассчитывать на его получение? Есть ли такой шанс у граждан, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий?»

Очевидно, что жилье коммерческого использования в первую очередь должно предоставляться гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Как пояснила во время online-конференции БЕЛТА начальник отдела юридической работы и кадров Минжилкомхоза Наталья Кухарчик, фонд помещений коммерческого использования будет делиться. 40% его предполагается отводить лицам, имеющим первоочередное право на его получение. К этой категории относятся молодые специалисты, военнослужащие, лица профессорско-преподавательского состава, ученые, госслужащие. Здесь следует оговориться: получать такое жилье они будут на период трудовых отношений. И прежде других те, кто не имеет в собственности жилых помещений, а также права владения такими помещениями в данном населенном пункте.

Оставшиеся 60% отводятся как состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и тем, кто на таком учете не состоит. Порядок рассмотрения заявлений будет определяться по дате постановки на учет, а заявления от граждан, не состоящих на учете нуждающихся, - в порядке их подачи при наличии невостребованных помещений. Предполагается, что в перспективе, по мере наращивания фондов жилых помещений коммерческого использования, граждане смогут воспользоваться коммерческим наймом в свободном порядке.

Следующий блок вопросов логично продолжает предыдущий: «Наравне ли придется оплачивать арендное жилье «очередникам» и обычным гражданам? Будут ли включены в арендную плату жилищно-коммунальные услуги?»

Сразу скажем: оплата жилищно-коммунальных услуг в плату за пользование жилым помещением не входит – это абсолютно разные вещи.

А вот разница в арендной плате для имеющих первоочередное право на получение коммерческого жилья, и обычных, скажем так, граждан будет. Наталья Кухарчик детально разъяснила механизм формирования этой платы. Для обычных граждан она определяется так: метраж помещения умножается на 0,2 базовой величины и коэффициенты, которые устанавливаются облисполкомами и Минским горисполкомом в зависимости от местонахождения и благоустроенности жилья. Самый высокий – в размере 1,5 установлен для жилья в центре Минска.

Для лиц, имеющих первоочередное право на получение коммерческого жилья, размер платы будет определяться несколько иным порядком, с учетом пониженного коэффициента. Кстати, к этой же категории отнесены граждане, проживающие сегодня в государственном жилом фонде, переводимом в разряд коммерческого с 1 апреля 2014 года (служебные жилые помещения и специальные служебные жилые помещения) и с 1 июля 2016 года (помещения госжилфонда, которые граждане сегодня бессрочно занимают).

Как бы там ни было, но в любом случае цена будет значительно ниже той, которую нынче «заламывают» частные арендодатели. К тому же у очередников (а в Минске среди них есть те, кто стал на очередь в 1989 году) появилась возможность ускорить обретение крыши над головой.

Некоторое смятение в их ряды внесло положение Указа Президента №563 от 16 декабря 2013 г. «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений», согласно которому тех, кто согласился на проживание в арендном жилье, снимают с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме случаев предоставления такого жилья на период трудовых (служебных) отношений). Справедливо ли это? Ведь одно дело – собственная квартира, которую, к примеру, можно продать или передать по наследству, и совсем другое – проживание в арендной, которую невозможно передать в собственность, приватизировать и т.д.

Что касается передачи арендного жилья по наследству, то такого запрета нет. В Указе №563 сказано, что если гражданин надлежащим образом исполняет свои обязанности нанимателя, то с ним обязаны продлить договор на 5 лет. В Жилищном кодексе предусмотрен порядок переоформления договора найма. Так, в случае выбытия нанимателя по какой-либо причине из жилого помещения, члены его семьи, проживающие в этой квартире, на тех же основаниях перезаключают договор и остаются проживать в этой квартире.

Словом, никто никого выгонять не будет, при условии, конечно, что гражданин исправно оплачивает аренду, не допускает задолженностей за коммунальные услуги, достойно ведет себя и не нарушает правила пользования жильем. В таком случае не исключается, что договор на пользование коммерческим жильем может стать бесконечным и пожизненным.

Что касается справедливости, то, безусловно, разница между получением арендного жилья и квартиры в собственность действительно есть. Но, кроме сроков ожидания, о чем уже говорилось, есть еще один, не менее существенный, момент: стоимость жилья. Чтобы стать собственником квартиры, необходимо ее приобрести – путем оплаты участия в долевом строительстве, покупки в рамках госзаказа и т.д. Конечно, стоимость жилья, строящегося в рамках госпрограмм для нуждающихся в улучшении жилищных условий, намного доступнее в сравнении с коммерческим строительством. И возможность получения кредита на льготных условиях увеличивает эту доступность еще больше. Но не всем нуждающимся по карману приобретение жилья в собственность даже на таких условиях. Для них арендная квартира – реальный выход из тупиковой ситуации.

Кроме того, Указ №563 предусматривает порядок перевода занимаемого арендного жилья в состав жилых помещений социального пользования. Такая возможность по окончании приватизации (после 1 июля 2016 года) будет предоставлена довольно широкому перечню граждан. Это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, многодетные семьи в зависимости от доходов и так далее.. Они по заявлению смогут перевести жилье в разряд социального и не будут вносить плату за пользование жилым помещением, оплачивая только коммунальные услуги.

И, возвращаясь к справедливости: людям предоставлена возможность выбора – соглашаться на арендное жилье или ждать возможность построить квартиру. Каждый сам решает, что для него важнее: иметь крышу над головой сейчас или собственную квартиру в будущем. В этом и есть суть альтернативы.

Н.Александров

03.02.2014

просмотров: сегодня 4, за последние 7 дней 16, за месяц 137

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 4/2014