Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

«Риэлтерская услуга – это айсберг»

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » «Риэлтерская услуга – это айсберг»

«Твоей столице» скоро исполнится 19 лет. Основанная как агентство недвижимости, к сегодняшнему дню она выросла в группу компаний, работающую на всех сегментах рынка недвижимости: от купли-продажи и аренды жилья до инвестиционного консалтинга и управления проектами. И все это время руководит группой компаний В. И. Давидович.

Портал Realt.by побеседовал с Владимиром Ивановичемо риэлтерском бизнесе, благотворительности, секретах успеха, а также о том, что для него значит недавно полученная награда на конкурсе «Брэнд года».

– Совсем недавно на конкурсе «Брэнд года» «Твоя столица» была награждена золотой медалью в номинации «Социально ответственный брэнд» в категории «Активная социальная позиция». Что значит эта награда для, пожалуй, самой титулованной риэлтерской компании?

– Эта награда, наверное, самая важная. Когда нас признавали лучшими общественные организации, потребители, государственные ведомства, и даже когда мы получили не только «золото», но и Гран-при от «Брэнда года» в коммерческом сегменте, это было, безусловно, значимо. Но «золото» в такой номинации как «Социально ответственный брэнд» для нас имеет большее значение. Это как универсальный знак качества: если компания, производящая услуги на достаточно узком отечественном рынке, признана одной из лучших в плоскости социальной ответственности, значит и с качеством этих услуг, и с взаимоотношениями с потребителями, и с корпоративной культурой у нее все должно быть в порядке.

– А что для Вас «социальная ответственность»?

– Социальная ответственность «в общем» – понятие расплывчатое и довольно субъективное. Что касается социальной ответственности бизнеса, то, как минимум, он должен выживать в наше сложное время и при этом добросовестно платить налоги, создавать рабочие места. Уже само это – достижение, достойное поддержки. Дополнительные общественно значимые действия, лежащие сверх этих минимальных границ (то, что как раз оценивалось на конкурсе «Брэнд года»), зависят от личной позиции руководителей бизнеса в отношении благотворительности, желания вкладывать дополнительные силы и средства в будущее страны.

– Как строится благотворительная деятельность компании?

– Я считаю, что занимаясь благотворительностью, главное – не превратить процесс в банальный перевод денег «для галочки». Подобная деятельность требует еще времени, участия, души. В «Твоей столице» это долгосрочные проекты, такие, как помощь семейному детскому дому в Чижовке, где самоотверженно «работает» мамой невероятной души человек – Елена Аркадьевна Пахомова. Эта история началась достаточно давно – 14 лет назад с подарков детям на праздники и сборов нашими сотрудниками детских вещей. А когда мы немного окрепли, то выделили еще и ежемесячную стипендию. Постоянно проводим благотворительные акции в их поддержку в своем коллективе. «Твоя cтолица» – это наш папа», – так говорит Елена Аркадьевна о нас. От этих слов сжимается сердце: ты чувствуешь свою причастность к чему-то большому, настоящему и гордость за то доброе дело, за которое взялся абсолютно по своей воле.

Может показаться, что я чересчур откровенен, – еще несколько лет назад я бы о многом умолчал. Теперь же убежден, что говоря подробно о добрых делах, ты потенциально их приумножаешь, мотивируя других.

Среди других долгосрочных акций – сотрудничество с благотворительным фондом «Прикосновение к жизни», который оказывает адресную помощь больным детям и их родителям. Хочу воспользоваться случаем и сказать «спасибо» двум замечательным людям – Ларисе Владимировне Ивашкевич и Вере Александровне Гаховой, благодаря усилиям которых этот фонд существует.

Достаточно давно мы сотрудничаем с «Белорусским детским хосписом» и Московским районным отделением «Белорусской ассоциации инвалидов войны». Кроме того, существуют у нас и разовые акции, когда кому-то нужна срочно помощь здесь и сейчас.


– «Твоя столица» не забывает и о культурных проектах…

– Я бы назвал данную деятельность социальным инвестированием и отделил от благотворительности. Объясню почему. Когда ты поддерживаешь представителей нашей культуры, помогаешь молодежи, воскресной церковной школе, ты инвестируешь в будущее своей страны, будущее своих детей и внуков, в общем-то, в свое будущее. При этом, как инвестор, надеешься на возврат инвестиций – не важно, в какой форме. Когда видишь результат, просто получаешь удовлетворение и как гражданин, и как бизнесмен.

Из значимых проектов – «Минские историйки». Его автор – самобытный минчук и талантливый писатель Михаил Володин. Уже 5 лет проект развивается с нашей поддержкой, а в прошлом году мы профинансировали издание книги «Наш старый добрый Вавилон. Прогулка по городу в Минских историйках». В экземпляре, который мне подарил автор, есть строки: «Володе, без которого бы ничего не было». Это ощущение причастности расправляет крылья за спиной.

Традиционным стало сотрудничество с Республиканским театром белорусской драматургии. Там молодая, замечательная белорусскоязычная труппа, пробующая себя в разных жанрах и форматах. По мере возможностей мы поддерживаем их начинания. Кстати, уже несколько лет подряд День рождения компании мы празднуем в этом театре: в программе спектакль, благотворительная лотерея и развлекательная программа – всегда весело и демократично.

Помощь храмам и церковным школам, если она идет на воспитание духовности, – это тоже здорово, это тоже инвестиции в будущее.

– Сегодня все еще существует двоякое отношение к риэлтерскому бизнесу. Почему так?

– Прежде всего, на отношение к риэлтерскому бизнесу сегодня в Беларуси все еще влияет наша ментальность: мы привыкли считать ценным только то, что можно «потрогать». А ведь риэлтерская услуга – как айсберг. Верхушка видна, а все, что под водой – нет, и эту «подводную» часть работы зачастую не видно.

Возьмем самую распространенную и, на первый взгляд, довольно простую сделку – продажу квартиры. Мы подсчитали, что на одну сделку необходимо в среднем 130 человеко-часов работы – это только агента и риэлтера, не считая других специалистов, например, по рекламе, по созданию виртуальных и фото-туров, IT-специалистов, бухгалтерии и прочих. А если бы у нас не было столь мощной технологической поддержки, то вышеуказанная цифра была бы значительно больше. Резонный вопрос – на что тратится столько времени? На четыре основных блока. Во-первых, подготовка квартиры, документальная и маркетинговая, к презентации на рынке – это занимает от двух дней до недели. Во-вторых, собственно презентация, которая может длиться от недели до полугода. В-третьих, «складывание» сделки, ведь продавцы и покупатели, их желания и возможности – это в определенном смысле «пазлы», которые необходимо «подгонять» друг к другу. Не всегда, кстати, это возможно: нужен большой опыт, чтобы как можно быстрее понять, подходят или не подходят. Если «пазлы» не сложились, то клиенты потеряли время, нервы, возможно, деньги, возможно, здоровье, когда сделка «развалилась». Наши потери если не по степени, то по составу аналогичны. И в-четвертых, изучение истории квартиры, обеспечение безупречной документальной подготовки к сделке и, собственно, ее организация.

Прокомментирую третий и четвертый пункты, как менее видимые и понятные. Если не разбираться в «пазлах», то «разваливаться» будет каждая вторая-третья сделка, что часто и случается, когда стороны пытаются организовать сделку самостоятельно. У нас еще 5 лет назад несостоявшихся сделок было около 13%, по итогам 2014 года – 4,4%. Кстати, сюда же входит и 0,7% сделок, от проведения которых мы отказываемся сами ввиду опасений за их перспективы – такое случается практически ежемесячно.

Вызывают досаду комментарии наподобие «Эти две справки точно так же проверяет и нотариус». Эти две – может быть, а остальные? За 19 лет работы мы провели более 12 тысяч сделок, и ни одной оспоренной в суде. «Комментаторам» же могу посоветовать узнать статистику по судебному оспариванию в среднем на 1000 заключенных сделок с недвижимостью по Минску. И ведь при заключении сделок, впоследствии признанных недействительными судом, документы были подлинными, их проверял нотариус или регистратор.

Остается добавить, что в человеко-часах, приходящихся в среднем на одну совершенную сделку, есть часть времени, потраченного на потенциальные сделки, которые так и не состоялись.

Таким образом, негативу есть свое объяснение, и мы должны уметь показывать реальные ценности, которые создаем своей работой.

Что еще могу добавить? Риэлтер при подготовке сделки выступает одновременно «адвокатом» двух сторон-антагонистов: одна хочет дороже продать, вторая дешевле купить. А теперь представьте адвоката, которому требуется защищать в суде две спорящие стороны, соблюдая баланс их интересов. Согласитесь, едва ли эту задачу можно назвать легко выполнимой. Отсюда и дополнительные негативные эмоции, ведь каждый человек сосредоточен прежде всего на своих проблемах и потребностях.

Также играет роль поверхностный подход части интернет-сообщества и некоторых СМИ к проблемам нашего рынка, когда огулом и без разбора очерняется все, что имеет к нему отношение. Взять хотя бы печально известных «предоплатников». Они вроде бы и имеют риэлтерскую лицензию, но не оказывают услугу в полном объеме, а лишь продают информацию об арендном жилье, которая не всегда оказывается достоверной. К сожалению, их действия отражаются на отношении ко всему профессиональному сообществу.

Иногда в СМИ можно встретить расхожее словосочетание «черные риэлтеры», когда речь идет о криминале на рынке недвижимости. Как объяснить обычным людям, что такие мошенники никакого отношения к риэлтерам не имеют, что это, как правило, частные маклеры либо просто «уголовщина»?

Подводя итог этому объемному блоку интервью, хочу сказать, что я горжусь тем, что мы умеем делать и что мы делаем для наших потребителей. Уверен, то же самое испытывает каждый сотрудник нашей компании.

– Можно ли повлиять на отношение к риэлтерскому бизнесу?

– Конечно, можно и нужно. В первую очередь, добросовестной профессиональной работой. Во-вторых, популяризацией нашей деятельности в СМИ. В-третьих, грамотным совершенствованием законодательной базы. Мы надеемся, что наш куратор – Министерство юстиции – учтет пожелания профессионального сообщества. Ну и, конечно же, активной социальной позицией нас самих, как достойных представителей отечественного бизнеса.

– Владимир Иванович, ситуация на рынке сейчас не самая благоприятная. Поделитесь мнением, чего следует ожидать в 2015?

– Формат данного интервью не позволяет поговорить обо всех сегментах, поэтому коснусь самой «топовой» темы – цен на жилье в Минске. Весь 20-летний опыт моей работы показывает, что столичный рынок жилья, простите за каламбур, «живет» даже в непростых экономических условиях, без ипотеки, накопительных программ и т. д. Белорусский менталитет таков, что наличие своего жилья является приоритетной задачей для любых возрастов и поколений. Уменьшение либо рост платежеспособного спроса всегда динамично компенсируется движением цен вниз либо вверх, что позволяет сохранять определенный объем сделок как на вторичном, так и первичном сегментах. С конца прошлого года снижение составило 5-7% в зависимости от типа жилья: в первой половине февраля, по нашим данным, средняя цена заключенных сделок со стандартными однокомнатными квартирами составила $1568 за кв.метр, двухкомнатными – $1472, трехкомнатными – $1366. Негативные настроения и ожидания, доминирующие последние два месяца, продолжат давить на уровень цен. Мы прогнозируем, что до середины весны снижение может составить еще порядка 5-7%, при этом некачественное и старое жилье «просядет» в цене больше.

Покупатели же на рынке есть: уровень предъявленного спроса не изменился, – но сегодня они ведут себя осторожно. Многие заняли выжидательную позицию и при выборе квартиры рассчитывают на хороший дисконт.

Карина Попкова, портал Realt.by.

27.02.2015

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 46

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2015