Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Улучшение жилищных условий: от каждого – по возможности…

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Улучшение жилищных условий: от каждого – по возможности…

Увы, возможности не так уж часто совпадают с потребностями. Так вот, самая насущная потребность – жилье. При возможностях 6,5 млн. рублей (такова в республике средняя зарплата) оно оценивается как минимум в полмиллиарда рублей. Тем не менее, благодаря социальной направленности политики государства, жилищная проблема, кстати, одна из важнейших как для властей, так и для граждан, в стране решается. Только с использованием льготных кредитов более миллиона белорусов приобрели новое жилье или улучшили свои жилищные условия. Для отдельных категорий граждан оно оказалось вообще практически бесплатным.

Неудивительно, что количество желающих «пополнить», скажем так, очередь не сокращается. Скорее наоборот. Только в Минске число претендующих на льготы при строительстве жилья превышает 250 тысяч. И росту этой очереди практически ничего не препятствует. Об этом откровенно говорилось и на круглом столе в редакции газеты «СБ. Беларусь Сегодня» при обсуждении проблем, касающихся работы финансовых инструментов, используемых для финансирования строительства жилья.

Участники круглого стола, а это были ответственные работники Минстройархитектуры, ОАО «АСБ Беларусбанк», Института жилища – НИПТИС имени Атаева С.С., депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, констатировали, в частности, что такое понятие как «нуждаемость в жилье» в законодательстве даже не упоминается. Отнесение граждан к категории малообеспеченных осуществляется по заявительному принципу. Нехватка нескольких квадратных метров – вот тебе оправданный повод стать на очередь нуждающихся. И требовать у государства всяческих льгот.

Так что нет ничего удивительного в том, что после сверки уже в этом году с учета нуждающихся, по данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, снято около 32 тысяч человек. Правда, по сравнению с изначальной цифрой – более 740 тысяч человек (по состоянию на 1 января 2015 года), названное число не кажется таким уж внушительным. Согласно требованиям Указа №563 от 16 декабря 2013 года «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» уточнение данных, являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, местными распорядительными и исполнительными органами проводится ежегодно.

Чем, кстати, укрепляется вера людей в справедливость. Ведь что мы имеем в действительности? Находясь, в принципе, в одинаковых условиях, одни, что называется, «затягивают пояса», строят жилье без государственной помощи, используя коммерческие кредиты. В то время как другие, надеясь, что, в конце концов, государство им «поможет», пускают заработанные деньги не на строительство, а на покупку машин, к примеру, престижный отдых и т. д. И то, что ждать придется годами, таких не слишком волнует, ведь на голову им в большинстве случаев не каплет. Не потому ли у десятков тысяч минчан уже по две квартиры. А то и больше.

Досконально разобраться в ситуации с постановкой на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, разумно ограничить круг категорий, необоснованно претендующих на льготы, изначально был призван Указ №13. А если говорить точнее, он был направлен не на сокращение господдержки, а на предоставление адресной помощи тем, кто действительно нуждается в улучшении жилищных условий.

Но, вопреки логике, получилось так, что за последние годы (Указ подписан в 2012 году) объемы выдаваемых льготных кредитов не то что не уменьшились, наоборот, росли. И только в этом году наметилось их сокращение.

Причем, весьма масштабное. Согласно скорректированному плану по финансированию жилищного строительства, утвержденному постановлением Совмина №538 от 30 июня 2015 года, объем инвестиций в строительство жилья в текущем году будет снижен более чем на 9 трлн. белорусских рублей. В связи с чем ожидается снижение объема вводимого в эксплуатацию жилья в 2015 году в пределах 1 млн.кв. метров. А это означает, что плановое задание по вводу жилья в текущем году уменьшается с 5 млн. кв.м до 4 млн. кв.м. Кстати, о планируемых изменениях объемов строительства жилья в текущем году в связи с нехваткой финансирования Министерство архитектуры и строительства заявляло еще в феврале, предупреждая, что цифры будут скорректированы исходя из реально складывающейся обстановки. И касалось это в первую очередь финансирования из республиканского и региональных бюджетов строительства жилья для нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Прогнозы относительно ожидаемого падения объемов строительства для нуждающихся оправдались. В уточненном плане по строительству жилья, которое утвердило правительство, в текущем году с господдержкой планируется ввести в эксплуатацию 1.578 тыс. кв.м жилья для нуждающихся. На 2016 год запланированы такие же объемы при условии наличия источников финансирования, в том числе льготных кредитных ресурсов.

Причины сложившейся ситуации, причем не без веских оснований, многие эксперты связывают с тем, что «недееспособными», скажем так, до сих пор остаются у нас используемые во всем мире иные, кроме льготного, инструменты финансирования строительства. Хотя разговоры о той же ипотеке, тех же стройсбережениях, том же лизинге ведутся уже давно. Нельзя однозначно утверждать, что ничего не предпринимается по внедрению их в жизнь, но популярным ни один из этих инструментов пока так и не стал.

Взять ипотеку. Закон есть, документы есть, формальные процедуры выполняются, проводится регистрация… И тем не менее воспользоваться ей практически невозможно. Почему? Оказывается потому, что до сих пор не определены меры воздействия на заемщика в случае, если тот вдруг откажется платить по такому кредиту. Словом, никаких механизмов воздействия на проблемного должника нет. И когда будут – предсказывать никто не берется.

Не первый год делаются попытки определиться со стройсбережениями. Так еще в 2011 году Минстройархитектуры вышло с проектом соответствующего закона в Парламент страны, где он даже прошел первое чтение. Но грянул кризис. Из-за него принятие закона было отложено «до лучших времен». Такие лучшие времена с финансовой точки зрения не наступили до сегодняшнего дня. С конца 2013 года идет работа уже над проектом указа о жилищно-строительных сбережениях. Но и здесь заинтересованные стороны пока не могут прийти к общему мнению даже в концептуальных подходах к тому, как эта система будет работать, не говоря уже о нюансах.

Существующие системы займов, выдаваемых для своих работников предприятиями, также почти свернулись. В силу финансовой слабости подавляющего большинства компаний.

В этой связи уместным, на наш взгляд, будет напомнить о привлечении в строительство жилья собственных средств населения. Изначально эта сумма планировалась на текущий год в размере 21.653,2 млрд. рублей, но после корректировки структуры инвестиций увеличилась на 11%. Однако можно ли определенно прогнозировать рост инвестиционной активности на рынке жилищного строительства во втором полугодии? Этот вопрос остается весьма проблематичным. И делают его таким невысокие темпы роста заработной платы, снижение реальных денежных доходов, падение количества заключаемых сделок по покупке жилья и другие факторы.

Действительно, проблемы с финансированием жилищного строительства есть. Причем, как видим, довольно серьезные. Но государство, учитывая их, предпринимает иные шаги для оказания помощи гражданам в решении их жилищных проблем. Именно с этой целью развернуто строительство арендного жилья. Но народ противится: он хочет жилье в собственность. Рассчитывая, естественно, что цена на это жилье будет льготной.

Несмотря на предложения вообще отменить льготное кредитование, оно осталось и является, по существу, главной формой оказания финансовой помощи населению в приобретении жилья. В первую очередь на нее вправе рассчитывать многодетные семьи, годовой объем строительства жилых домов (квартир) для которых предусмотрен на уровне более 360 тыс. кв.м, а также отселяемые из ветхого жилья.

При нынешнем уровне доходов подавляющее большинство граждан не может улучшить жилищные условия без определенной помощи. Но эта помощь должна не «расслаблять» человека, а стимулировать его к более ответственному и активному участию в решении своих личных проблем.

И тем более актуально в связи с этим скорейшее налаживание полноценной работы тех инструментов финансирования строительства жилья, о которых и шла речь выше. В конце концов, все согласны с тем, что если бы не было проблем с доступностью источников финансирования жилищного строительства и все они работали нормально, льготное кредитование можно было бы вообще свести «на нет».

Н. Александров.

17.07.2015

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 21, за месяц 126

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 29/2015