Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

О совершенствовании рынка риэлтерских услуг

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » О совершенствовании рынка риэлтерских услуг

В планах ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость» (ОО БелАН) собрать под свое крыло всех добросовестных участников рынка, чтобы совместно совершенствовать и развивать рынок недвижимости.

Стремление граждан и юридических лиц вложить или инвестировать средства в нечто надежное, чем является недвижимость, делает постепенно профессию риэлтера весьма востребованной и популярной на белорусском рынке.

Говоря о регулировании рынка недвижимости и рынка риэлтерских услуг Беларуси, целесообразно учесть опыт зарубежных стран. Чем принципиально отличаются подходы государств, самих зарубежных риэлтеров к регулированию этой деятельности?

Все зависит от традиций в той или иной стране и этапов риэлтерского движения. Если говорить о США, то почти все изменения в законодательстве в течение последних десятилетий инициируют сами риэлтеры. Именно они переживают за состояние своей среды, за качество услуг, за максимальное удовлетворение потребителей в соответствии с изменяющимися условиями рынка. Недавно американцы отмечали столетие с момента создания Национальной ассоциации риэлтеров США – NAR. Это самая большая в стране профессиональная общественная организация, к которой прислушивается власть. Влияние NAR на рынок недвижимости колоссальное, такого авторитета не приходится видеть ни в одной другой стране. Достаточно сказать, что Национальная ассоциация риэлтеров США объединяет сегодня 1 млн. 300 тыс. человек! Можно представить себе ее лоббистские возможности. Ведущие политики приезжают на встречу с лидерами NAR. Один раз в год в Вашингтоне проходит заседание актива этой организации, и, как правило, его посещает президент США.

В странах, где риэлтерский рынок не так развит, инициатива законодательных изменений исходит от государства. Государство таким образом реагирует на запросы своих граждан – потребителей услуг. В этом проявляется реальная забота о том, чтобы оградить их от большого количества некачественных услуг. В Беларуси эту функцию выполняет Министерство юстиции.

Когда государство не регулирует рынок риэлтерских услуг, то мы можем говорить о двух подходах: или там качественное саморегулирование, которое взяли на себя общественные организации, или там вообще отсутствует регулирование этой деятельности как таковой. Например, Россия является такой страной, где полностью отсутствует регулирование рынка риэлтерских услуг со стороны государства.

Общественные организации в европейских странах являются в некотором понимании законодательной структурой, которая определят стандарты и кодекс этики. В ее компетенции входят обучение, стандарты, информационная поддержка, лоббистские мероприятия. Но одну процедуру в Европе и в Америке оставили за государством: лицензирование риэлтерской деятельности. Ни под каким соусом общественные организации никогда не брали на себя эту функцию и ответственность.

Сами зарубежные риэлтеры считают, что государство всегда будет более объективно и сможет стоять над корпоративным эгоизмом. Если бы общественные организации оставили за собой право выдачи и отзыва лицензий, им бы просто пришлось погрязнуть в судах - ведь многие считали бы себя ущемленными, видели бы в определенных решениях коллег проявление недобросовестной конкуренции.

Министерство юстиции Республики Беларусь изначально верно и четко определило правила входа на рынок и основу его регулирования.

Рынок риэлтерских услуг Беларуси сейчас находится на новом витке своего развития. Новые тенденции рынка постепенно вытесняют с рынка его непрофессиональных участников. Сами агентства осознали положительную роль высоких барьеров, созданных государством, на вход в этот рынок.

И желая еще больше усовершенствовать рынок недвижимости, сильные игроки этого рынка консолидируются. В общественное объединение «Белорусская ассоциация «Недвижимость» в декабре 2015 года вошло 15 человек. Сейчас членами ОО «Белорусская ассоциация «Недвижимость» являются руководители и сотрудники 25 риэлтерских организаций, занимающих активную позицию по развитию цивилизованного рынка недвижимости в нашей стране. И это значит, что настало время серьезных перемен на рынке риэлтерских услуг, что сильные игроки рынка за высокие стандарты, четкие технологии и тарифы по оказанию услуг гражданам и юридическим лицам.

ОО БелАН стремится быть серьезным помощником Министерству юстиции в выработке честных единых правил и стандартов для дальнейшего регулирования рынка риэлтерских услуг. Ведь именно практикующие участники рынка могут донести существующие вопросы и проблемы, которые необходимо решать либо корректировать.

Приоритетной задачей для себя ОО БелАН ставит защиту прав потребителей. Это включает в себя досудебное разрешение спорных ситуаций между риэлтерскими организациями, сотрудники которых являются членами ОО БелАН, и их клиентами; повышение правовой грамотности населения и постоянная информационно-просветительская и консультационная работа с потребителями риэлтерских услуг.

Следующей задачей является регулирование профессиональных взаимоотношений, а именно: постоянная работа над профессиональными стандартами, выработка единого стандарта этики риэлтера, разрешение споров между членами ОО БелАН.

Важной задачей ОО БелАН является также защита профессиональных интересов - это участие в законотворческой деятельности, а также постоянное взаимодействие с соответствующими органами государственного управления.

Только объединив усилия государства и общественности, можно реформировать рынок риэлтерских услуг и недвижимости, выведя его в лидеры сфер деятельности, положительно влияя на строительную и сопутствующие отрасли. Обеспечивая при этом занятость большого количества трудоспособного населения.

Кристина Крупатина, ООО "Ай Кью Проперти Групп".

15.01.2016

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 13, за месяц 107

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 2/2016