Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Дискуссия: Жилищное законодательство требует совершенствования

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Дискуссия: Жилищное законодательство требует совершенствования

Совершенствование законодательства - основная мера по проведению жилищной реформы

Задача совершенствования законодательства является одной из основных в системе мер по проведению жилищной реформы. В этом плане жилищное законодательство должно обеспечивать полноту регулирования жилищных и в определенной степени других, связанных с жилищными правоотношений в условиях формирования социально ориентированной рыночной экономики.

Конечно, действующий Жилищный кодекс имеет немало изъянов и пробелов, иначе бы не было принято решение (практически через несколько месяцев после вступления его в силу) о разработке новой редакции. В то же время за период действия этого Кодекса наработана определенная правоприменительная, административная и судебная практика в области жилищных и связанных с ними имущественных отношений. Поэтому при совершенствовании жилищного законодательства должны быть не только устранены изъяны и пробелы, и законодательно закреплены устоявшиеся нормы, но и дополнительно включены положения, обеспечивающие совершенствование механизмов реализации жилищной политики государства, направленной на обеспечение конституционных прав граждан на жилище (ст. ст. 21, 29, 30, 48 Конституции Республики Беларусь).

Рассмотрим некоторые концептуальные положения, не нашедшие отражения или полного регулирования в жилищном законодательстве.

Организации граждан-застройщиков. Статьи 107-115 действующего Жилищного кодекса, регулирующие образование и правоотношения в организациях граждан-застройщиков, практически не учитывают изменившиеся отношения собственности и соответствующие законодательные акты (ст. 13 Конституции Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О совместном домовладении" и др.).

В частности, ст. 13 Конституции Республики Беларусь не содержит такой формы собственности, как кооперативная. Изменились существенным образом и отношения в организациях с сохранившимися до времен СССР аббревиатурами ЖСК (жилищно-строительный кооператив) и ЖК (жилищный кооператив).

Если раньше ЖСК в рамках кооперативной формы собственности сам осуществлял финансирование и строительство жилого дома (как заказчик-застройщик), получая кредит в банке и затем погашая его в установленные сроки с использованием паевых взносов членов кооператива, то сейчас каждый из граждан, осуществляющий строительство квартиры в составе ЖСК, непосредственно сам заключает договор с банком на кредитование и сам, без участия ЖСК, погашает этот кредит и уплачивает проценты за пользование им.

Квартира, построенная гражданином, не является кооперативной собственностью, а оформляется после ввода дома в эксплуатацию в частную собственность с запретом на отчуждение ее до полного погашения кредита, и на этот период она находится в залоге у банка.

В домах ЖСК, построенных по ранее действовавшему жилищному законодательству Союза ССР и Белорусской ССР, после полного внесения паевых взносов членами кооперативов квартиры оформляются ими в собственность. Таким образом гражданин становится собственником недвижимого имущества, а не кооперативного пая. В случае отчуждения жилого помещения другому собственнику, последний не обязан вступать в члены кооператива, так как это не предусмотрено действующим законодательством.

Жилищные кооперативы (ЖК – это понятие введено постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 31 марта 1988 г. № 406 "О мерах по ускорению развития жилищной кооперации") практически, за редким исключением, не создавались ранее и тем более не создаются на практике сейчас. Указанным нормативным актом было предусмотрено, что ЖК создаются для приобретения (покупки) у предприятий, объединений, организаций и исполкомов местных Советов депутатов новых или капитально отремонтированных (реконструированных) жилых домов и их последующей эксплуатации. Такие дома приобретались кооперативом с использованием банковского кредита и являлись кооперативной собственностью. Эта форма жилищной кооперации не получила распространения в республике и в последние годы вообще не используется гражданами для улучшения жилищных условий.

Коллективы индивидуальных застройщиков (КИЗ) вообще не имеют своей нормативно-правовой регламентации. Подобная форма организации индивидуального (заметим – не кооперативного с паевыми отношениями) жилищного строительства была введена постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 11 февраля 1988 г. № 197 "О мерах по ускорению развития индивидуального жилищного строительства" в виде товариществ индивидуальных застройщиков. Эта форма организации жилищного строительства не получила широкого распространения в республике (если сравнивать с ЖСК), соответственно не разработана и ее нормативная правовая база.

Жилые дома, построенные в КИЗ, не являются кооперативной собственностью и поэтому вряд ли оправданным является отнесение такой организации к объединению граждан, создаваемому на основе объединения ее членами паевых взносов, тем более что в определении КИЗ, данном в проекте ЖК, указано, что члены этой организации лично участвуют в строительстве жилого дома, чем, кстати, по существу и отличается КИЗ от ЖСК по текстуальному определению этих однородных организаций-застройщиков. К тому же, члены так называемого ЖСК тоже лично участвуют (своими финансовыми средствами) в строительстве своих жилых помещений (и еще более "лично" участвуют в завершении отделочных работ в квартирах).

В принципе, вопросы регламентации деятельности организаций граждан, осуществляющих коллективное строительство жилых домов
(с оформлением квартир в собственность после ввода дома в эксплуатацию) и последующую их эксплуатацию требуют серьезного осмысления и принятия решения на законодательном уровне. Как вариант можно предложить к рассмотрению следующую концепцию. На стадии строительства создаются организации граждан-застройщиков (ОГЗ), а после ввода дома в эксплуатацию и оформления гражданами занимаемых жилых помещений в частную собственность создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Деятельность указанных организаций должна регламентироваться Типовыми уставами.

Что касается товариществ собственников, то их создание уже предусмотрено Законом Республики Беларусь "О совместном домовладении" (принят 8 января 1998 г.). Утвержден и Типовой устав товарищества собственников (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 1998 г. № 569).

Подобная концепция излагается и в Комментарии к Закону Республики Беларусь "О совместном домовладении" (авторы О.В.Сивограков, В.А.Фадеев, г. Минск, "Амалфея", 2000 г., с. 35), где сказано, что если все квартиры в ЖСК переходят в собственность его членов, то кооператив утрачивает свои функции, и должно быть принято решение о его преобразовании по наиболее оптимальному варианту – в товарищество собственников.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

08.12.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 10, за месяц 116

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2003