Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48,49)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Жилищное законодательство требует совершенствования (Продолжение. Начало в № 48,49)

Законодательством предусмотрено, что граждане, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией по определенным основаниям, подлежат выселению из служебных жилых помещений и общежитий со всеми проживающими с ними гражданами без предоставления другого жилого помещения. Ряд категорий граждан (проработавшие на предприятии 10 и более лет, пенсионеры, инвалиды и некоторые другие) не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения и остаются на длительное время проживать с членами своих семей в занимаемых служебных жилых помещениях и помещениях в общежитиях по причине отсутствия других свободных жилых помещений.

Сам по себе факт проживания в служебном жилом помещении и общежитии является основанием для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту жительства и постановки их на квартирный учет в местном исполнительном и распорядительном органе. Сохранится ли за временно выбывшим гражданином из общежития или служебного жилого помещения (когда, например, потребуется его выписка из этого жилого помещения и вообще из данного населенного пункта в связи с заключением трудового контракта в другом населенном пункте на определенный срок или работа будет связана с постоянным передвижением) право пользования занимаемым до выезда помещением, право состоять на квартирном учете (независимо от срока отсутствия), право на получение жилого помещения или получения государственной поддержки (субсидии и льготные кредиты и др.) при подходе очереди? Не ясно, поскольку нет конкретных записей на этот счет ни в ЖК, ни в Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещении, ни в других нормативных документах.

Не оговорены в нормативных документах и права граждан, проживавших в общежитиях и служебных жилых помещениях, в населенных пунктах, избранных ими для постоянного проживания, в случае расторжения трудового договора с предприятием и временного выезда (с добровольным освобождением занимаемых жилых помещений) в другой населенный пункт как по условиям и характеру выполняемой работы, так и по другим обстоятельствам. Сохраняются ли за ними другие жилищные и связанные с ними права (надо полагать, что право на занимаемое ранее помещение в общежитии или служебное жилое помещение они утратили) по избранному месту постоянного жительства? Какие права у тех, кто выселен в принудительном порядке из указанных жилых помещений и вынужден искать место работы в другом населенном пункте?

Такие же вопросы можно поставить и по отношению к гражданам, проживавшим на условиях договора поднайма жилых помещений, в случае их временного выезда из населенного пункта, избранного местом постоянного проживания. Если они в населенном пункте, где пребывали временно, не получили или не приобрели в постоянное пользование жилое помещение, то при возвращении в населенный пункт, избранный для постоянного проживания, они вправе претендовать на реализацию конституционно гарантированных прав на жилище. Причем период временного отсутствия должен включаться в срок проживания в населенном пункте, избранном для постоянного проживания, при определении очередности на получение в установленном порядке жилого помещения или государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты) при строительстве или покупке жилья. За временно отсутствующими поднанимателями и членами их семей должно сохраняться и право пользования жилым помещением (занимаемым на условиях договора поднайма до выезда) в пределах срока действия договора поднайма, а в случае заключения договора поднайма без указания срока - в течение всего времени отсутствия в месте постоянного проживания.

Представляется также, что если временно отсутствующие граждане получили в населенном пункте, куда они выехали, жилые помещения, предназначенные для сезонного и временного проживания, или помещение (место) в общежитии либо служебное жилое помещение, а также если им предоставлено в постоянное пользование жилое помещение, не отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, то они не могут быть лишены жилищных прав по месту постоянного проживания по мотивам обеспеченности их жильем в другом населенном пункте.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на жилище, свободу передвижения и выбор места жительства права временно отсутствующих граждан, проживающих или проживавших в общежитиях, служебных жилых помещениях или в качестве поднанимателей в домах государственного жилищного фонда следовало бы отобразить прежде всего в соответствующих статьях ЖК, регулирующих вопросы предоставления, пользования и выселения из общежитий (статьи 97, 98), служебных жилых помещений (статьи 91-96), договора поднайма жилого помещения (статьи 85-89) либо изложить их в изменяемой редакции Кодекса, а также в других подзаконных нормативных актах.

Временное отсутствие собственника жилого помещения (индивидуального дома или его части, квартиры или комнаты) и членов его семьи, независимо от срока отсутствия в месте постоянного жительства, не должно препятствовать реализации ими прав по владению, распоряжению и пользованию жилым помещением.

Напомним, что право владения - это право иметь жилое помещение в частной собственности, право распоряжения - это право определять фактическую и юридическую судьбу жилого помещения, то есть отчуждать (в частности, продавать и дарить), завещать, отдавать в залог, передавать другим лицам в пользование и распоряжение без отчуждения. Право пользования заключается в возможности извлекать полезные свойства жилого помещения, то есть использовать его для личного проживания и проживания членов семьи отдельно или вместе с семьей.

При временном отсутствии собственника и (или) членов его семьи за ними должны сохраняться права и обязанности по пользованию и содержанию жилого помещения, предусмотренные жилищным законодательством. В частности, собственник и совершеннолетние члены его семьи несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с пользованием и содержанием жилого помещения, вспомогательных помещений жилого дома и придомовой территории.

Необходимо отметить, что члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования жилым помещением (и при временном отсутствии это право сохраняется независимо от срока отсутствия) наравне с собственником этого помещения, если при их вселении не было иного письменного соглашения. Члены семьи собственника имеют право без его согласия вселять в жилые помещения, предоставленные им в пользование, своих несовершеннолетних детей. Вселение членами семьи других граждан разрешается лишь с согласия собственника жилого помещения.

Права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения могут быть изменены собственником и членами его семьи только с их (его) согласия в письменной форме. Если члены семьи собственника жилого помещения перестали быть членами его семьи (например, при разводе супругов), но продолжают проживать в этом жилом помещении, они сохраняют свои права и обязанности (в том числе и при временном отсутствии в месте постоянного жительства), если иное не было предусмотрено заключенным с ними письменным соглашением о порядке пользования жилым помещением.

Законодательством определено, что состав и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, приобретенного гражданами за счет их трудовых доходов, предпринимательской деятельности, сбережений и по другим основаниям, допускаемым законом (например, наследование, дарение), не ограничивается. Поэтому граждане могут иметь на праве собственности жилые дома, квартиры и иные жилые помещения без ограничения их количества и размера. Соответственно, при временном отсутствии собственников в месте их постоянного проживания за ними должны сохраняться все права по владению, распоряжению и пользованию всеми находящимися в их собственности жилыми помещениями.

Временное отсутствие не должно также препятствовать реализации собственником и членами его семьи других жилищных и связанных с ними прав при появлении соответствующих оснований по месту постоянного жительства. Например, при появлении оснований для признания семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (по уровню обеспеченности общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на одного члена семьи или по другим основаниям, предусмотренным в ст. 43 ЖК) она должна приниматься на квартирный учет и при выезде собственника или членов его семьи (независимо от наличия прописки и длительности отсутствия в месте постоянного проживания). При подходе очередности семьи на получение жилого помещения вступление в члены организации граждан-застройщиков (ЖСК, КИЗ, МЖК), получение государственной поддержки (субсидии, льготные кредиты и др.) для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в ее составе должны учитываться и указанные временно отсутствующие граждане.

В действующем ЖК (в т. ч. в гл. 6, посвященной специально частному жилищному фонду) практически отсутствуют нормы по регулированию вопросов, связанных с реализацией прав временно отсутствующих собственников жилых помещений и членов их семей. Оговорены только права отсутствующих совершеннолетних членов семьи (за которыми сохраняется право пользования жилым помещением) при совершении собственником обмена принадлежащего ему жилого помещения на другое жилое помещении (ст. 122). Такой обмен возможен при наличии письменного согласия как совместно проживающих, так и отсутствующих членов семьи.

В то же время в ст. 123 ЖК, регламентирующей порядок отчуждения и залога жилого помещения собственником, временно отсутствующие члены семьи собственника даже не упоминаются. Это тем более вызывает недоумение, поскольку в этой же статье далее указано, что граждане, давшие согласие на отчуждение или залог жилого помещения и не указанные в договоре отчуждения как граждане, за которыми сохраняется право пользования жилым помещением, при переходе права собственности могут быть выселены по требованию нового собственника без предоставления другого жилого помещения.

Не оговорены права временно отсутствующих членов семьи собственника жилого помещения и в случаях предоставления жилого дома, квартиры в собственность вместо снесенного дома в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд (ст. 104 ЖК), предоставления квартиры в собственность вместо утрачиваемого жилого помещения, находящегося в многоквартирном жилом доме (ст. 105), предоставления жилого помещения в собственность вместо утраченного в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией жилого дома (ст. 106).

Аналогичная картина наблюдается и в разделе Кодекса, посвященном правам и обязанностям членов организаций граждан-застройщиков (статьи 110-115) и в ст. 116, регламентирующей общие права и обязанности членов семьи собственника жилого помещения.

Нельзя, наконец, не отметить, что такая же неурегулированность вопросов, связанных с сохранением права пользования жилым помещением, а также других жилищных и связанных с ними прав имеет место и для временно отсутствующих граждан, проживающих в домах частного жилищного фонда, юридических лиц негосударственной формы собственности (общественных, арендных, акционерных, кооперативных и других негосударственных организаций).

Устранение указанных пробелов в ходе проводимой в настоящее время работы по совершенствованию жилищного законодательства явилось бы конкретным проявлением заботы о соблюдении гарантий прав граждан на постоянное жилище.

При упорядочении нормативного регулирования данного вопроса укреплению гарантий сохранения прав граждан послужило бы и введение специального документа, подтверждающего статус временно отсутствующих граждан (подобно тому, как при бронировании жилых помещений отсутствующим в месте постоянного проживания гражданам выдавалось охранное свидетельство - "броня").

В этой связи следует отметить, что еще в 1987 году в республике в целях обеспечения прав граждан, за которыми сохранялись жилые помещения на период их временного отсутствия, делалась попытка разработки Правил сохранения жилых помещений за временно отсутствующими гражданами, которые должны были применяться наряду с Правилами бронирования жилых помещений. Однако такие Правила не были утверждены, а по поручению Правительства Минжилкомхоз подготовил с участием Минюста и направил исполкомам местных Советов депутатов, министерствам и ведомствам соответствующие разъяснения. При этом Минжилкомхозом было установлено, что жилищно-эксплуатационными организациями (предприятиями, учреждениями, организациями, в ведении которых находится жилищный фонд) должны были выдаваться справки, подтверждающие права граждан, за которыми сохраняются жилые помещения. Такие справки должны были выдаваться по первому требованию самого временно выезжающего гражданина, членов его семьи, а также по просьбе заинтересованных в таких сведениях организаций.

Справка о сохранении жилого помещения за временно отсутствующими гражданами может служить одновременно и документом, подтверждающим их место постоянного проживания. Она может использоваться указанными гражданами при реализации ими как своих жилищных, так и иных прав (например, при медицинском обслуживании, вступлении в садоводческие или гаражно-строительные товарищества и кооперативы, при приобретении и регистрации автомобилей и т.д.). При возвращении в место постоянного жительства такая справка может служить основанием для прописки временно отсутствовавшего гражданина.

Таким образом, указанная справка может стать официальным документом, подтверждающим статус временно отсутствующих граждан в месте постоянного жительства. Для этого, очевидно, необходимо, чтобы соответствующие республиканские органы государственного управления разработали и утвердили специальный нормативный документ.

Еще лучшим вариантом было бы восстановление в новой редакции ЖК института бронирования жилых помещений с выдачей временно отсутствующим гражданам охранного свидетельства (брони) на сохраняемое за ними жилое помещение.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

22.12.2003

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 41

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 50/2003