Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Оценка имущества при создании холдинговых компаний (Продолжение. Начало в № 10)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Оценка имущества при создании холдинговых компаний (Продолжение. Начало в № 10)

При увеличении объема собственных средств улучшается структура капитала предприятия, что положительно сказывается на его инвестиционной привлекательности. Однако не следует забывать, что амортизационные отчисления, величина которых при переоценке может возрастать, являются условно постоянными расходами. Увеличение этих расходов и соответственно их доли в себестоимости приводит к повышению риска потери прибыли и устойчивости при снижении объема продаж. Особенно внимательно к увеличению стоимости основных фондов следует относиться фондоемким предприятиям с большим удельным весом постоянных издержек.

Кроме того, завышение норм амортизации может вызвать проблемы со сбытом продукции. Так, в случае роста амортизационных отчислений (при прочих равных условиях) для того чтобы оставаться безубыточным, предприятие может быть вынуждено либо увеличивать объем продаж, либо повышать цену, что не всегда возможно или целесообразно в силу сложившейся рыночной конъюнктуры. В этом случае очевидна связь результатов оценки и решений, принимаемых при управлении имуществом предприятия.

Оценка (переоценка) основных фондов оказывает влияние на многие ключевые показатели. Например, изменение размера прибыли за счет увеличения себестоимости (вследствие роста амортизации) отражается на рентабельности предприятия; увеличение объема собственных средств позволяет уменьшить потребность в заемных для финансирования текущих активов. Этим самым повышаются ликвидность предприятия и его финансовая независимость. Изменение величины активов, с одной стороны, и необходимость корректировки объемов реализации вследствие изменения структуры затрат, с другой, сказываются на показателях оборачиваемости и фондоотдачи. Неоднозначно отражается оценка на изменении показателей рыночной стоимости собственного капитала предприятия. В случае роста амортизационных отчислений может снизиться величина дохода на одну акцию, однако адекватная целям и задачам предприятия переоценка приводит к росту стоимости предприятия в целом.

Влияние оценки на объем налоговых выплат заключается в следующем.

Стоимость основных фондов и уровень амортизационных отчислений напрямую влияют на формирование налогооблагаемой базы по налогам на недвижимость и на прибыль, причем воздействие переоценки фондов на эти налоги является разнонаправленным. Например, высокая стоимость основных фондов приводит к увеличению налога на недвижимость. Но в то же время повышенные амортизационные отчисления включаются в состав затрат и, увеличивая себестоимость продукции, снижают налогооблагаемую прибыль. И наоборот, уменьшение стоимости основных фондов вызывает уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на недвижимость и увеличение размера налогооблагаемой прибыли.

С позиции оптимизации налогообложения основной критерий выбора задачи переоценки можно сформулировать следующим образом: разность между экономией платежей по налогу на недвижимость и приростом платежей по налогу на прибыль должна быть максимальной.

Все рассмотренные выше аспекты показывают, что между результатами оценки и различными проблемами управления предприятием существует тесная взаимосвязь. Поэтому при постановке задачи оценки (переоценки) надо учитывать все факторы.

Практика доказывает, что оценка основных фондов является одним из эффективных инструментов управления имуществом и позволяет на основе определения реальной рыночной стоимости активов предприятия помочь в решении таких сложнейших проблем, как оптимизация политики управления активами, обеспечение устойчивости текущей деятельности, повышение инвестиционной привлекательности предприятия, управление производственными и финансовыми ресурсами и т. д.. То есть решить задачи реструктуризации предприятия и создать условия для объединения предприятий в холдинговые структуры.

Системный подход к предприятию и холдингу

Суть системного подхода состоит в том, что предприятие рассматривается как некоторая действующая система, которая состоит из элементов, управляется, производит и имеет цель своего существования. В рамках такого подхода предлагается отвлечься от анализа отдельных бизнес-процессов и рассмотреть предприятие извне как единое целое.

Предприятие (с точки зрения системного подхода) – это система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов, производящая определенный продукт и потребляющая ресурсы.

Система (предприятие) производит некий продукт (товары, услуги) и потребляет для производства некоторые продукты (товары, услуги и капитал); результатом работы системы является прибыль; управляющие связи системы осуществляет менеджмент.

Составляющие системы

Определим составляющие системы «предприятие».

Цель системы – выживаемость и развитие. Нередко происходит ошибочная подмена целей системы целью собственника. Цель собственника – максимизация долгосрочной прибыли (имеется в виду коммерческое предприятие, управляемое в интересах собственников). Более точная формулировка цели собственника – максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли.

Угрозу для выживаемости предприятия представляют поставщики капитала: собственники и кредиторы, которые могут инициировать процедуру банкротства. Осуществление цели «выживаемость» для системы возможно при извлечении прибыли, достаточной для поддержания платежеспособности и не меньшей, чем альтернативная норма доходности.

Осуществление цели «развитие» для системы возможно, если поставщики капитала будут предоставлять необходимый для роста капитал.

Для предоставления капитала необходимо, чтобы ожидаемая долгосрочная прибыль превышала норму альтернативной доходности. Соответственно цель собственника и средства достижения целей системы «предприятия» совпадают.

Ценность ожидаемой долгосрочной прибыли определяется процедурой дисконтирования, то есть в первом приближении соответствует стоимости бизнеса. Таким образом, система «предприятие» потенциально стремится к максимизации своей стоимости.

Целевая функция системы – это средство реализации цели собственника (для этого оно и создается и эксплуатируется собственником). Цель собственника – максимизация текущей ценности ожидаемой долгосрочной прибыли. Следовательно, целевая функция системы – прибыль.

Элементы системы – это активы, пассивы и сотрудники предприятия. Активы – все активы предприятия (за исключением goodwill); они отражают материальное и нематериальное имущество, непосредственно участвующее в производстве. Пассивы отражают источники формирования активов, то есть тот капитал, который потребляет предприятие, и права владения предприятием и (или) его активами поставщиками капитала. Сотрудники – это коллектив предприятия с его знаниями и опытом, а также сложившийся корпоративный дух.

Управляющие связи элементов системы – функции, которые выполняет менеджмент предприятия для достижения поставленной цели.

Производимый продукт – товары или услуги, которые производит предприятие для последующей продажи.

Потребляемые продукты – товары и услуги, которые потребляет предприятие в качестве составных элементов для последующего производства или перепродажи. Товары – это сырье, полуфабрикаты, энергоносители и т. д. Услуги – это аренда средств производства и прочие услуги других субъектов бизнеса, необходимые для существования системы и ее развития.

Системный эффект

Определив таким образом предприятие как систему, необходимо рассмотреть следующее понятие системного подхода – системный эффект.

Системный эффект отражает качество работы системы в целом, то есть эффективность использования элементов системы и эффективность управляющих связей. Определить системный эффект можно через сравнение суммарной стоимости элементов системы и стоимости системы в целом по ее целевой функции.

Таким образом, системный эффект предприятия – это разница между доходной стоимостью бизнеса и стоимостью его элементов (ликвидационной стоимостью).

Системный эффект предприятия может быть как положительным, так и отрицательным. Отрицательная величина отражает экономическое устаревание системы, иначе говоря – ее неэффективность.

Системный подход к холдингу или корпорации

Холдинг или корпорация, с точки зрения системного подхода, – система второго уровня. Ее элементы – предприятия – сами являются системами.

С учетом выведенных определений система «холдинг» будет иметь следующее описание: система, состоящая из некоторым образом связанных и управляемых элементов (предприятий), созданная с целью повышения эффективности деятельности своих элементов с использованием преимущества интеграции.

Дадим определения составляющим системы «холдинг».

Цель системы – выживаемость и развитие. Выживаемость обеспечивается, если холдинг дает дополнительные экономические преимущества поставщикам капитала в сравнении с раздельным (независимым) существованием предприятий – членов холдинга. Развитие системы обеспечивается, если она приносит ожидаемую долгосрочную прибыль, которая больше нормы альтернативной доходности.

Невыполнение указанных условий создает риск ликвидации холдингового центра. При возникновении такого риска холдинговый центр будет избавляться от долей владения членами холдинга, что приведет к ликвидации системы. Таким образом, система потенциально стремится к увеличению своего системного эффекта.

Целевая функция системы – прибыль.

Элементы системы – это предприятия – члены холдинга и предприятие – холдинговый центр (материнская, головная или управляющая компания).

Связи элементов системы – долевое участие головного предприятия в капитале компаний – членов холдинга. В качестве дополнительных связей могут использоваться некоторые формы холдинговых связей.

Управляющие связи элементов системы – функции, которые выполняет менеджмент холдингового центра для достижения поставленной цели.

Производимый продукт – экономический эффект от интеграции элементов системы.

В холдинге категория «поставщики капитала» распадается на три составляющих (в предприятии – на два):

· генеральный собственник - собственник холдингового центра;

· собственники меньшинства – собственники, владеющие остаточной долей капитала предприятий – членов холдинга, притом что доминирующим владельцем является холдинговый центр;

· кредиторы.

Определив, таким образом, холдинг как систему, необходимо рассмотреть ее системный эффект.

Поскольку системный эффект отражает качество работы системы в целом, то есть эффективность использования элементов системы и эффективность управляющих связей, то определить системный эффект можно через сравнение суммарной стоимости элементов системы и стоимости системы в целом.

Другая возможность – денежное выражение «производимого системой продукта», то есть приведенного экономического эффекта от интеграции элементов системы. Таким образом, эффект рассматриваемой системы второго уровня равнозначен холдинговому эффекту.

Холдинговый эффект – это разница между доходной стоимостью холдинга или корпорации и стоимостью ее элементов (предприятий).

Евгений РОСОХА, Николай СИНЯК.

15.03.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 16

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 11/2004