Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Создание товариществ не приостановлено, но по-прежнему проблематично

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Создание товариществ не приостановлено, но по-прежнему проблематично

Статья "Создание товариществ собственников в строящихся домах пока приостановлено" вызвала неоднозначное толкование у читателей. Поэтому мы решили еще раз вернуться к вопросу создания товариществ собственников в строящихся домах и, в частности, к постановлениям Совета министров № 45 от 17 января 2003 года и № 274 от 13 марта 2004 года.

Напомним, что постановление Совета министров № 45 (пункт 4) обязывало "районные, городские, районные в городах исполнительные и распорядительные органы в 2003 году: запретить ввод в эксплуатацию и регистрацию жилых домов долевого строительства, реконструируемых и капитально ремонтируемых без создания товариществ собственников". В результате чего возникла коллизия нормативных актов, о чем, в частности, было рассказано в упомянутой выше статье. В ней также сообщалось, что 13 марта текущего года правительство приняло постановление № 274 о внесении изменений и дополнений в прошлогоднее постановление № 45 "О мерах по повышению эффективности эксплуатации жилищного фонда, объектов коммунального и социально-культурного назначения и защите прав потребителей коммунальных услуг". В новом документе уточнены некоторые нормы, принятые в прошлом году. Но требования, запрещающего и в 2004 году принимать и регистрировать дома, строящиеся по долевому участию, капитально ремонтируемые и реконструируемые, без создания товариществ собственников, в новом постановлении нет. Исходя из чего, создание товариществ в текущем году должно осуществляться на основании норм Закона "О совместном домовладении". А они предусматривают возможность создания товариществ на стадии строительства (капитального ремонта, реконструкции) по инициативе заказчика. То есть теперь заказчик вправе будет решать самостоятельно – регистрировать товарищество до ввода дома или нет.

Что касается коллизии нормативных актов, то она по-прежнему имеет место. Дело в том, что Закон "О совместном домовладении" был принят до принятия Гражданского кодекса и Закона "О регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним". В том же ГК не определен статус товарищества собственников. И поэтому при регистрации последнего возникают спорные вопросы – рассматривать его как коммерческую либо некоммерческую организацию. Кроме того, для регистрации товарищества должно быть некое общее недвижимое имущество. Строящийся дом, по ГК, не является таковым, поскольку до регистрации создаваемого объекта он рассматривается как набор строительных материалов и конструкций. А регистрация в процессе строительства возможна только в случае консервации объекта, то есть прекращения строительства и финансирования. Общим имуществом мог бы стать земельный участок, но здесь тоже возникают сложности (подробно о них рассказывалось в упомянутой статье).

Для того чтобы снять проблемы, нужно вносить изменения в Закон "О совместном домовладении", над чем сегодня уже трудятся специалисты Минжилкомхоза. Но увидят свет эти изменения еще не скоро, по всей видимости. Зато на весенней сессии парламента планируется принять другие поправки в этот закон. Речь, в частности, идет о том, чтобы узаконить норму, согласной которой при надстройке мансард в существующих домах нужно будет получать согласие не всех собственников квартир в доме, как сегодня, а только половины. Наверное, мансарды – более важная тема, нежели товарищества собственников.

В заключение несколько слов о том, что же нового предлагается в постановлении № 274. Первое, что обращает внимание – это задание по капремонту на текущий год. Должно быть введено в эксплуатацию общей площади квартир в жилых домах после капитального ремонта, включая тепловую модернизацию жилых домов, построенных по типовым проектам первых массовых серий, в объеме 646 тыс. кв. метров, в том числе в Брестской области - 49, Витебской - 61, Гомельской - 70, Гродненской - 47, Минской - 50,5, Могилевской области - 51,5 и г.Минске - 317 тыс. кв. метров. Кроме того, местным администрациям предстоит определить для жилых домов, насчитывающих 70 и более процентов квартир, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, порядок управления недвижимым имуществом совместных домовладений и обеспечить создание товариществ собственников с завершением этой работы в 2007 году. В прошлогоднем постановлении срок выполнения этого задания был ограничен 2004 годом. Но поскольку задание не было (да и не могло быть) выполнено, то пришлось внести корректировки.

Корректировке подвергся и пункт 6 постановления № 45, в котором говорится о задании по акционированию унитарных предприятий, осуществляющих эксплуатацию жилищного фонда: слова "в 2003 году - не менее 20 процентов в каждой области и 30 процентов в г.Минске, в 2004 году - не менее 50 процентов), с окончанием данной работы в 2005 году" заменены словами "(в 2003 году - не менее 20 процентов в каждой области и 30 процентов в г.Минске)".

Несколько изменено и задание задание на 2003 - 2005 годы по отселению граждан из ветхих и аварийных жилых домов (см. таблицу).

Подлежит отселению
по годам (человек)
Необходимо построить жилья
для отселения по годам
(кв. метров)
2003200420052003 2004 2005
Брестская область 1495150150299003000 3000
Витебская область 2250250270450005000 5400
Гомельская область6856007071370013200 14140
Гродненская область690420600138008400 12000
Минская область 2110225240422004500 4800
Могилевская область7836296271566011910 11059
г.Минск 7559248561510018480 17120
Всего 87683198345017536064490 67519

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

05.04.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 6, за месяц 21

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 14/2004