Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Стратегические направления государственной политики развития рынка недвижимости

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Стратегические направления государственной политики развития рынка недвижимости

Долгосрочные стратегические цели развития экономики требуют от государства и его органов выработки новых подходов к вопросам учета, регистрации и управления недвижимым имуществом, формирования механизмов государственного регулирования отношений на рынке недвижимости.

Приоритетными направлениями развития рынка недвижимости в Республике Беларусь являются формирование комплексной системы управления недвижимостью, совершенствование земельной, жилищной и налоговой политики, внедрение институтов ипотечного кредитования и профессиональной оценки недвижимого имущества, развитие системы подготовки кадров в сфере недвижимости.

1. Формирование системы управления недвижимостью

Целями формирования системы управления недвижимостью являются:

· создание ключевых элементов инфраструктуры рынка недвижимости;

· увеличение доходов бюджета;

· привлечение инвестиций в экономику республики;

· проведение единой долгосрочной политики в сфере управления имущественно - земельным комплексом республики.

Основополагающим принципом системы управления недвижимостью является единство объекта недвижимости - земельного участка с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями.

Базовыми принципами создания системы управления недвижимостью являются:

· ведение пообъектного учета и регистрации недвижимого имущества, управление недвижимостью;

· четкое разграничение прав и обязанностей всех государственных органов, участвующих в процессе управления недвижимостью;

· организационное, правовое и информационное единство системы управления недвижимостью;

· минимизация бюджетных затрат.

Основными элементами системы управления недвижимостью являются:

· государственный учет недвижимого имущества;

· государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· единая государственная информационная база данных по недвижимому имуществу;

· управление недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности.

Государственный учет недвижимого имущества

Формирование системы государственного учета недвижимого имущества связано с переходом от отраслевого (ведомственного) принципа учета недвижимости к государственному (пообъектному) учету недвижимого имущества.

В основу системы государственного учета недвижимого имущества закладывается учет земельных участков с расположенными на них зданиями, строениями и сооружениями. Земельным участкам при этом присваиваются уникальные кадастровые номера, с которыми непосредственно связаны индивидуальные номера расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Все находящиеся на территории Республики Беларусь объекты недвижимости, включая объекты незавершенного строительства, подлежат учету в едином Государственном кадастре недвижимости Республики Беларусь.

Государственный кадастр недвижимости Республики Беларусь содержит всю юридически значимую информацию об объектах недвижимого имущества, их основных физических, экономических и правовых характеристиках.

Государство, осуществляя защиту прав на недвижимость, признает кадастровое описание единого объекта недвижимости, зарегистрированного в Государственном кадастре недвижимости, в качестве главного юридического документа об основных физических и экономических характеристиках недвижимого имущества по отношению к иным документам, которые могут иметь место помимо Государственного кадастра недвижимости Республики Беларусь.

Данные государственного учета недвижимого имущества берутся за основу функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимость и системы налогообложения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Формирование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним основано на переходе от ведомственной (учетной) регистрации документов о правах на недвижимое имущество к государственной регистрации прав на недвижимость, носящей правоустанавливающий и правоудостоверяющий характер.

В основу системы государственной регистрации прав на недвижимость заложен принцип единства объекта недвижимости.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется специализированным учреждением юстиции по установленной законом системе записей о правах на каждый объект недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержит исчерпывающую информацию о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, необходимые данные об объектах регистрации, правообладателях.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Единая государственная информационная система по недвижимому имуществу

Работа всех элементов системы управления недвижимостью в едином организационном, правовом и информационном пространстве - основа ее эффективного функционирования.

Ключевым элементом системы управления недвижимостью является Единая государственная информационная система по недвижимому имуществу, объединяющая информационные базы данных республиканских органов, осуществляющих функции распоряжения и управления отдельными категориями недвижимого имущества, учреждений по учету и регистрации недвижимости.

Единая государственная информационная система создается на основе данных о физических и экономических характеристиках недвижимого имущества, правовом статусе и режиме использования всех объектов недвижимости, расположенных на территории Республики Беларусь.

Информационная совместимость данных Государственного кадастра недвижимости Республики Беларусь, Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним с информационными базами данных органов государственного управления осуществляется с помощью единой системы идентификации объектов недвижимости, использования единых классификаторов, кодов, форматов обменных файлов.

С созданием Единой государственной информационной системы по недвижимому имуществу закладываются основы системы управления государственным недвижимым имуществом.

Управление государственным недвижимым имуществом

В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной собственности.

Основными задачами государственных органов в области совершенствования системы управления недвижимостью, находящейся в государственной собственности, являются:

· максимально возможное повышение доходности объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности;

· эффективное использование имущественно - земельного комплекса республики;

· вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства;

· привлечение инвестиций в реальный сектор экономики;

· проведение земельной и жилищной реформ с учетом их социальной направленности.

Для достижения поставленных задач необходимо:

· сформировать реестр объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности;

· четко разграничить и скоординировать полномочия всех государственных органов, осуществляющих функции распоряжения и управления отдельными категориями недвижимого имущества;

· осуществить переход к пообъектному управлению объектами недвижимости, представляющими единый имущественный комплекс, - земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями;

· обеспечить применение механизма рыночной оценки при использовании государственной недвижимости;

· обеспечить соответствующую профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление государственной недвижимостью.

Первым этапом создания данной системы является проведение сплошной инвентаризации объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, получение достоверной информации, позволяющей провести рыночную оценку этих объектов методом массовой оценки.

На втором этапе формируются реестры объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности, и регистрируются соответствующие права.

В дальнейшем вырабатываются единые правила и процедуры принятия решений по распоряжению государственными объектами недвижимости с детальной правовой регламентацией указанных процессов.

Важным элементом указанной системы является формирование действенного механизма контроля за использованием и сохранностью недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности.

2. Государственная политика в сфере земельных отношений

Целями государственной политики в сфере земельных отношений являются:

· реализация конституционных прав граждан на владение, пользование и распоряжение земельными участками;

· повышение эффективности управления земельными ресурсами;

· формирование основ земельного рынка и его инфраструктуры;

· увеличение инвестиционного и производственного потенциала земель.

Основными направлениями государственной политики в области земельных отношений являются:

· создание условий для развития всех форм землепользования;

· четкое разграничение земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

· введение в экономический оборот земель сельскохозяйственного назначения с учетом ограничений, установленных Земельным кодексом Республики Беларусь;

· переход на конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в государственной собственности;

· проведение государственной кадастровой оценки земель;

· осуществление ценового и правового зонирования территорий населенных пунктов;

· создание государственного земельного кадастра как основы ведения Государственного кадастра недвижимости Республики Беларусь.

Важным шагом к становлению рынка недвижимости и увеличению инвестиционного потенциала промышленных предприятий Республики Беларусь является приобретение приватизированными предприятиями прав собственности на земельные участки.

Синяк Н.Г., канд. экон. наук, член Немецкого общества исследователей собственности.

02.08.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 16, за месяц 99

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 31/2004