Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Стратегические направления государственной политики развития рынка недвижимости (Продолжение. Начало в № 31)

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Стратегические направления государственной политики развития рынка недвижимости (Продолжение. Начало в № 31)

3. Государственная жилищная политика и рынок недвижимости

Целями государственной жилищной политики являются:

  • создание условий для реализации социальных гарантий улучшения жилищных условий граждан;
  • переход к рыночным отношениям в жилищной сфере.

Основными направлениями государственной политики в жилищной сфере являются:

  • переход к активной инвестиционной политике с привлечением внебюджетных источников финансирования строительства и содержания жилья;
  • снижение бюджетных затрат на содержание и эксплуатацию жилищного фонда;
  • развитие системы жилищных субсидий на строительство и приобретение жилья, совершенствование механизма предоставления компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг;
  • внедрение системы ипотечного жилищного кредитования;
  • внедрение механизма обязательного страхования жилья;
  • совершенствование налогообложения в жилищной сфере с использованием механизмов рыночной оценки;
  • организация и поддержка деятельности товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

В нашей стране довольно удачно (на начальном этапе) получило развитие система оформления домовладения, по так называемой системе кондоминиум, где каждый участник общества является не только владельцем внутреннего помещения приобретенной в собственность жилой площади, но также всего дома и окружающего его участка земли.

Не углубляясь в подробности этого переходного этапа в становлении рынка недвижимости, необходимо отметить то, что зародился этот метод домоустройства в первичном варианте в г. Бресте, и получил положительные отзывы со стороны жильцов и со стороны обслуживающих организаций и местных властей (исполнительные комитеты на местах).

В настоящее время ряд инвестиционных проектов в РБ направлен на заранее подготовленную почву к созданию товариществ собственников у будущих владельцев жилых помещений в строящихся домах.

Система кондоминиум в нашей стране функционирует в основном за счет обеспеченных людей, в то время как в странах Западной Европы это достояние среднего класса и граждан с более низкими доходами.

Приведем несколько преимуществ данной системы:

  1. Чистота в подъездах, тамбурах и прилегающих территорий по сравнению с домами, состоящими на обслуживании в ЖЭСах.
  2. Минимальный (отсутствие, низкая статистика) преступлений, краж, хищений, в том числе угонов автомобильного транспорта в подведомственных дому территориях (при наличии охраны, в том числе общественных дежурных)
  3. Забота о зеленых насаждениях в радиусе нахождения дома, путем привлечения всех участников товарищества собственников.
  4. Установка дополнительных систем водо- и теплоснабжения действующих вне централизованных сетей городов (дополнительные затраты участников).
  5. Эстетические показатели (привлекательность домов находящихся в собственности у акционеров, жильцов).

Наряду с вышеизложенным, следует отметить ряд отрицательных моментов в системе общего владения:

  1. Отсутствие, каких-либо субсидий, льгот государства с целью развития этой системы. В настоящее время все коммунальные услуги имеют дотационный характер в отношении жилой недвижимости находящийся на обслуживании в государственных коммунальных службах, в том числе жилье, подлежащее реконструкции и капитальному ремонту, а также ветхому жилью. Все вышеперечисленные объекты являлись бы потенциальными участниками рынка недвижимости на условиях кондоминиума, и приносили бы доход в государственный бюджет.
  2. Бюрократический подход к оформлению сделок и договоров по регистрации товариществ собственников жилой недвижимости. Следует возложить контроль и регистрацию, только на местные органы управления, без вынесения вопросов такого рода на городские (Минск) и Областные уровни исполнительной вертикали (Исключение должны составлять Исторические памятники и приравненные к ним сооружения).
  3. Государством должна быть выработана политика привлечения как можно большего числа участников в общественном домовладении, с учетом первичного и вторичного рынка жилья, что неминуемо принесет положительные результаты в решении жилищной проблемы в государстве и проблемы привлечения иностранных инвесторов в эту сферу. Должна быть создана законодательная база о защите инвестиций с жесткой привязкой к цене объектов недвижимости.

4. Внедрение и развитие системы ипотечного кредитования

Одной из ключевых задач развития рынка недвижимости является внедрение системы ипотечного кредитования, направленной на привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, создание необходимых условий для развития жилищного строительства и обеспечения населения жильем.

Источниками кредитных ресурсов в рамках системы ипотечного кредитования выступают бюджетные средства, средства ипотечных и универсальных банков, корпоративных инвесторов, денежные накопления граждан.

Основными направлениями формирования системы ипотечного кредитования являются:

разработка на государственном уровне Программы развития ипотечного кредитования в Республике Беларусь;

создание нормативной правовой базы для выпуска и обращения ипотечных ценных бумаг;

определение механизмов государственной поддержки и стимулирования деятельности ипотечных банков;

формирование основных элементов системы ипотечного кредитования - Республиканского ипотечного агентства, специализированных кредитных учреждений, страховых компаний, оценочных фирм.

Николай СИНЯК, канд. экон. наук, член Немецкого общества исследователей собственности.

09.08.2004

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 25

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 32/2004