Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Открытое письмо Белорусской ассоциации «Недвижимость»

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Прочее » Открытое письмо Белорусской ассоциации «Недвижимость»

От редакции. В адрес газеты поступило открытое письмо общественного объединения «Белорусская ассоциация «Недвижимость». Редакция считает возможным опубликовать это письмо, которое было отправлено и в иные органы госуправления.

В последнее время значительно увеличился интерес некоторых органов государственного управления к сфере риэлтерских услуг, что вызвано решением оказывать основной объем таких услуг в государственных агентствах недвижимости, а также желанием, в обход Декрета Президента, ввести опять лицензирование риэлтерской деятельности, связывая такое решение с необходимостью «защиты» наших граждан от «недобросовестных риэлтеров» и «перераспределения значительных доходов агентств недвижимости» в свете того, что этот сектор услуг «интенсивно развивается».

Так как данная тема затрагивает интересы большинства наших граждан, а также учитывая нежелание некоторых чиновников приводить и анализировать действительные цифры и факты, считаем необходимым довести до вас конкретные данные о состоянии и существующих проблемах на рынке недвижимости.

Во-первых. В стране уже созданы и функционируют государственные унитарные предприятия, оказывающие риэлтерские услуги. Опыт их работы показал крайнюю сложность этого вида деятельности. Прежде всего, это связано со спецификой работы агентств недвижимости, так как самое напряженное и продуктивное время работы риэлтеров – с 17.00 до 23.00 и в выходные дни, когда граждане возвращаются с работы и могут как показывать квартиры, так и подбирать себе нужный вариант.

В связи со значительным сокращением количества выставляемых на продажу квартир подбор варианта стал многотрудным и длительным. Риэлтеры вынуждены показывать десятки квартир в удобное для граждан время, притом, что коэффициент полезного действия их равен 10%. Это значит, что только один ! из десяти обслуживающихся в агентстве потенциальных покупателей покупает квартиру. Остальные или находят в другом агентстве, или вообще откладывают покупку до лучших времен. Но любой труд должен оплачиваться, даже если и нет результата.

Во-вторых. За последние 4 года рынок недвижимости резко изменился. Идет не «интенсивное развитие» этого рынка, а его спад! В цифрах: по данным Минского городского агентства по государственной регистрации и земельному кадастру (бывшее БРТИ) количество зарегистрированных сделок с жильем составляло:

2000 г. – примерно 30000

2001 г. – примерно 27000

2002 г. – примерно 20000

2003 г. – примерно 20000.

В то же время в 1998 году было зарегистрировано примерно 35000 сделок купли-продажи. Сокращение рынка в 1,5 раза! И если в 2000 году в г. Минске одновременно выставлялось на продажу около 7500 квартир, то в 2003-2004годы – только 2500! – трехкратное уменьшение предложения! Именно этот фактор и сыграл решающую роль в повышении цен на жилье.

В-третьих. И самое главное. Существующий порядок на рынке жилья при сделках купли-продажи, в свое время установленный профессиональным общественным объединением «Белорусская ассоциация «Недвижимость» (БелАН), сопровождающийся разработкой и внедрением государственного стандарта СТБ 1098-98 «Услуги риэлтерские. Общие требования», добровольной, а затем и обязательной сертификацией на соответствие данному стандарту качества риэлтерских услуг, отношение к клиентам, качество подготавливаемых документов обеспечивают надежную правовую защиту граждан. Вот цифры:

Всего за год общими судами рассматривается около 20000 дел, из которых только 2000 (10%!) по жилью. Исков же о признании сделок с жильем недействительными поступило вообще около 200-300, т.е. всего 1% от общего количества гражданских дел! По годам это выглядит так:

Год200120022003
Поступило исков260342236
Рассмотрено с вынесением решения178279201
Рассмотрено с удовлетворением122176125

Если в среднем по стране регистрируется около 60000 сделок с недвижимостью и из них только в среднем – 150 судами признается недействительными (что соответствует 0,25%, или один иск на 400 сделок!), то это говорит о высоком профессионализме, ответственности и порядочности работы подавляющего большинства риэлтерских фирм, о высокой степени защищенности наших граждан, получающих риэлтерские услуги.

В дополнение ко всему в БелАН уже много лет существует система досудебного разбирательства с претензиями граждан – Примирительная комиссия, в которой работают опытные специалисты, в т.ч. юристы.

Исходя из вышеизложенного, считаем заявление некоторых чиновников о «правовой неграмотности» сотрудников риэлтерских фирм и значительным числом сделок «противоречащих законодательству» провокационным и искажающим реальную картину судебных споров по сделкам с недвижимостью.

Предлагаемое повторное введение лицензирования риэлтерской деятельности в Министерстве юстиции с обоснованием «криминализации рынка» не только грубо противоречит букве и духу Декрета Президента № 17 от 14.07.2003 г., отменившему предыдущее лицензирование, но к тому же трехлетняя практика лицензирования в Министерстве, а затем и фонде госимущества Министерства экономики не дала никакого положительного результата, кроме дополнительных расходов агентств недвижимости, которые, естественно, отразились на стоимости риэлтерских услуг. Попытки вновь ввести лицензирование связано также с непониманием сути работы риэлтеров, 90% времени которых уходит на работу с информацией, рекламой, подбором вариантов и показом квартир, расположенных в разных концах города. И только 10% времени связано с документами! Поэтому утверждение о том, что риэлтерская деятельность, в основном, является юридической деятельностью - беспочвенно. Для риэлтера как раз более значимым является трудолюбие (поездки и показ квартир в непогоду, дождь и снег, в темное время суток, на окраины города), владение психологией и этикой при работе с гражданами, порядочность и честность, опыт при анализе состояния квартир, возможности их ремонта и перепланировки. И именно эти качества являются важнейшими в работе риэлтера.

Мы не менее государственных структур заинтересованы в развитии и процветании сферы услуг, производства в нашей стране. А разрушать существующий, выросший в сложнейших условиях, работающий в Беларуси частный сектор риэлтерских услуг, в котором заняты бывшие учителя, инженеры, военные, юристы не очень логично и уж совсем недальновидно. Любые попытки негативного воздействия на коммерческие агентства недвижимости могут привести к переходу большинства таких фирм в «тень», к резкому увеличению количества «черных» маклеров, что, естественно, нанесет непоправимый вред государству в целом и нашим гражданам, в частности.

Для повышения качества оказываемых риэлтерских услуг и защиты интересов граждан мы предлагаем следующее:

Вступивший в силу Закон Республики Беларусь «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» потребовал более четкого, полного, а посему и более сложного процесса подготовки всех необходимых документов для проведения и регистрации сделок с объектами недвижимости. В этой связи для защиты наших граждан от возможных проблем при сделках с недвижимостью было бы необходимым и правильным:

  • Принять решение о заключении соответствующих хозяйственных договоров с агентствами недвижимости для получения необходимых документов с теми ведомствами и службами, которые выдают различные справки и разрешения при подготовке сделок купли-продажи в соответствии с законодательством. Это, в частности, и Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру и жилищно-эксплуатационные службы, и администрации районов, психоневрологические и наркологические диспансеры.
  • Увеличить число органов по сертификации риэлтерских услуг, что, естественно, усилит контроль за качеством оказываемых услуг агентствами недвижимости. Существование сегодня только одного органа по сертификации риэлтерских услуг на всю страну является беспрецедентной монополизацией такого вида деятельности, как сертификация, и требует вмешательства соответствующих ведомств.
  • Министерству труда необходимо дать четкое определение как должности, так и профессии «риэлтер», так, например, директор агентства недвижимости, его заместитель, начальники отделов – риэлтеры или нет? По каким правилам тогда проводить их аттестацию?
  • При обсуждении вопросов и принятии решений в сфере недвижимости привлекать профессионалов – риэлтеров, хорошо знающих специфику этого сегмента рынка.

Совет БелАН

08.11.2004

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 3, за месяц 18

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 45/2004