Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Недвижимость и Интернет

Нет нужды говорить о том, насколько важную роль в деятельности агентств недвижимости играет информация. Любое уважающее себя агентство старается задействовать как можно больше различных источников. В последнее время сеть Интернет становится все более важным источником информации, с каждым днем получая распространение даже в нашей республике. Именно о том, каким образом различные ресурсы Интернет могут быть полезны как рядовым потребителям риэлтерской услуги, так и руководителям агентств и их сотрудникам, мы расскажем в цикле публикаций «Недвижимость и Интернет», подготовленном известным на белорусском рынке недвижимости специалистом Александром Зеневичем.

Много лет назад, будучи директором информационно-аналитического центра Белорусской ассоциации «Недвижимость», я заглянул на сайт Российской мультилистинговой системы (он, кстати, существует и сейчас - www.rmls.ru). Идея публикации предложений нескольких агентств недвижимости в Интернет мне очень понравилась, хотя ее реализация на то время не была свободна от недостатков. Справедливости ради, к тому времени похожая система существовала и в Минске: на сервере АН «Западные земли» располагалась объединенная база нескольких агентств недвижимости. В разное время к Единой мультилистинговой системе (а именно так назывался этот проект) были подключены агентства «Западные земли», «Славянский стиль», «Мольнар», «Комкон» и «Новый город». Похожий проект на базе программного обеспечения питерского АН «Бекар» пыталось реализовать АН «Пакодан». К сожалению, ни один из проектов не использовал Интернет-технологии, не развивался, и все они тихонько угасли. Но идея продолжала витать в воздухе, и осенью 1996 года силами Белорусской ассоциации «Недвижимость» был проведен семинар по новым информационным технологиям в деятельности агентств недвижимости. Мысль о публикации объединенной базы данных в Интернет была встречена без энтузиазма. Просто на тот момент к Интернету относились как к дорогой и довольно-таки бессмысленной игрушке. Общее настроение выразил директор одного из крупнейших минских агентств, присутствовавший на встрече: «Коллеги, мы все прекрасно понимаем, что «Ламборджини» лучше, чем «Москвич», но денег у нас, увы, хватает только на «Шкоду». Эта встреча, как и несколько последующих, закончилась ничем.

С тех пор прошло пять лет. Интернет уже не рассматривается как забава для богатых, все чаще его используют как эффективный инструмент для ведения бизнеса. Целью настоящей публикации как раз и является исследование того, каким образом белорусские агентства недвижимости используют возможности Всемирной паутины.

Перво-наперво о специализированных ресурсах. Их пока два. Это «Белорусские информационные страницы» (www.aditek.ru) и «Белорусская недвижимость» (www.realting.com). Поскольку «Адитек» появился почти на год раньше, то начну рассказ именно с него. Этот ресурс несколько раз менял свой хостинг, дизайн и содержание. В настоящее время, хотя большинство русскоязычных поисковых серверов на запросы типа «Недвижимость в Беларуси», «Недвижимость Белоруссии» и «Квартиры в Минске» исправно выдают ссылки на этот ресурс, недвижимости на его страничках маловато. Это ссылки на странички агентства «Обмен», объявления агентств и граждан, а также каталоги квартир от того же «Обмена», газеты «Недвижимость Белоруссии» и предложения частных лиц. Последних до обидного мало. Даже в лучшие дни их количество не достигало и сотни. В последние месяцы количество предложений на продажу квартир не превышало десятка, того же порядка число предложений на обмен по Минску и 20-30 – на междугородный обмен. Возможно, такое небольшое количество объявлений связано с тем, что подать их туда не очень просто: нужно обязательно указать свой адрес электронной почты, а само объявление появляется на сайте только после того, как по e-mail его автором направлено подтверждение размещения. С одного электронного адреса можно разместить только одно объявление о продаже на срок не более одного месяца, после чего объявление автоматически удаляется. Пуританский дизайн страницы не менялся уже довольно продолжительное время, контент (полезная информация), за исключением данных о самих квартирах, отсутствует начисто. Лично я не заметил практически никакой активности владельцев сайта по его раскрутке или продвижению. Насколько мне известно, размещение ссылок на страницу «Обмена» объясняется, скорее, давней дружбой хозяина сайта с директором агентства, чем какими-то целенаправленными маркетинговыми усилиями. Сам хозяин сайта в прошлом довольно активно работал на рынке недвижимости. Пожалуй, единственным достоинством этого ресурса следует считать наличие механизма, предохраняющего от накопления «мусора»: если автор объявления не возобновляет размещение своей заявки, не позже чем через месяц оно удаляется. Так что информация о продающихся квартирах там достаточно достоверная. Владельцам этого достаточно посещаемого ресурса можно только посоветовать уделять ему побольше внимания. Перспективы у него пока есть.

Второй проект - «Белорусская недвижимость» стартовал около двух лет назад, и старт этот оказался весьма успешным: была проделана очень большая, не характерная для белорусских Интернет-проектов работа по раскрутке нового ресурса. Прошло немало публикаций в профильных изданиях, в белорусской деловой и компьютерной прессе. Координатор проекта не один раз встречался с руководителями большинства белорусских агентств недвижимости. Как следствие, к проекту удалось привлечь немало крупнейших операторов белорусского рынка недвижимости - «Мольнар», «Универсальные юридические услуги», «Приам-М», «Старый стиль», «АлезиаС», «Экспресс-поиск», «Чистые ключи», «Информ-прогноз», «БелЦТН», «Новоселье», «Сильван», «Твоя столица», «Калараш», «Белнедвижимость», «Шамри», «Валекор», «Пакодан», «Борланд», «Тиамат» и «Западная недвижимость». Среди других партнеров сайта – газеты «Недвижимость Белоруссии» и «Недвижимость Минска» (вкладыш в газету «Вечерний Минск»), факультет менеджмента недвижимости БГУ и общественная организация «Информационные технологии и недвижимость». Разработчики сайта периодически меняют его дизайн и структуру, которая становится все удобнее. Сайт предлагает своим партнерам немало услуг: предоставление ящика электронной почты (кстати, те, кто с ним работают, отмечают высокое качество предоставляемых услуг), рассылка частных объявлений, поступающих на сайт, всем его участникам (а это до 100-150 объявлений в месяц, правда, примерно 60 процентов приходит от посредников). Полный список предлагаемых сервисов можно найти на главной странице в разделе «Руководителю». И, наверное, один из самых важных для посетителей сервисов – размещение информации о выставляемых на продажу объектах. А вот здесь мы сталкиваемся с очень серьезной проблемой, существенно затрудняющей эффективное использование этого ресурса. По-видимому, его разработчики были уверены, что поддержание на высоком уровне достоверности информации в базах данных – забота самих агентств недвижимости. И здесь сказалось незнание ими специфики работы риэлтерских фирм. Дело в том, что далеко не в каждой из них существуют эффективные механизмы верификации данных. Где-то полагаются на самотек, где-то агенты или диспетчеры периодически (например, раз в квартал, а то и в полгода) «прозванивают» всю базу. И только единицы имеют специализированное подразделение, которое отвечает за целостность, полноту и достоверность информации в базах данных. Но речь идет о базах, а не о тех, которые располагаются на сервере. Похоже, данные на сервере не обновляются месяцами. На практике это приводит к огромному количеству «мертвых» квартир. Так, например, когда нашему агентству понадобилось срочно закрыть цепочку, мы обратились, помимо других источников информации, и к услугам сервера «Белорусская недвижимость». Какова же была радость, когда на наш запрос мы получили более 40 вариантов! И каково же было разочарование, когда «живыми» оказались только два, которые, в конце концов, нашего клиента не устроили, и мы обошлись своими силами. На уточнение информации агентами было потрачено более 3-х человеко-часов. Очевидно, администраторам ресурса есть над чем подумать. На мой взгляд, самым эффективным было бы решение, когда к публикации принималась бы исключительно информация о так называемых эксклюзивных объектах, то есть тех, с владельцами которых агентствами заключены договора об эксклюзивном обслуживании и документы на которые хранятся в агентстве. Даже если предположить, что в среднем у агентства есть 15 договоров (а у таких «зубров», как «Универсальные юридические услуги», «БелЦТН» или, скажем, «Пакодан» их, несомненно, намного больше), то публикация достоверной информации о 300 - 400 «живых» квартирах была бы намного полезнее как покупателям, так и коллегам, чем массив из 3 - 4 тысяч непроверенных квартир. Да и поддерживать такую информацию намного проще. Кроме того, сама такая методика размещения рекламы будет стимулировать продавцов на заключение эксклюзивных договоров. Хотите, чтобы квартира рекламировалась? Заключайте «эксклюзив». Пока администрация сайта пошла другим путем: она ограничила срок пребывания информации об объекте на сайте одним месяцем. К сожалению, и такое мероприятие не привело к существенному изменению квартиры. Повторив эксперимент сразу по двум категориям высоколиквидных квартир (недорогие одно- и двухкомнатные без привязки к конкретному району), мы получили результаты, совершенно аналогичные результатам полугодичной давности. Очевидно, альтернативы размещению в таблице исключительно эксклюзивных вариантов от агентств нет. Кроме того, услугами сайта пользуется достаточно большое количество маклеров, не имеющих лицензии, сознательно вводящих посетителей сайта в заблуждение относительно законности оказываемых ими услуг. То есть налицо проблема модерации и фильтрования контента. Эти проблемы существенно влияют на информационную ценность очень перспективного ресурса и его популярность у посетителей. Их решение, безусловно, потребует серьезного увеличения расходов на администрирование сайта как со стороны владельца проекта, так и со стороны агентств недвижимости. Но это позволит сделать сайт намного более привлекательным для клиентов. Ведь если человек хотя бы раз не смог найти нужную информацию на его страницах, то он не только сам больше не вернется на него, но и другим своим знакомым поведает о своем разочаровании.

Александр Зеневич

17.06.2002

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 8, за месяц 48

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2002