Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Запоздалая инструкция про обещанное освобождение от платы за инфраструктуру

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Запоздалая инструкция про обещанное освобождение от платы за инфраструктуру

Совместным постановлением Министерства архитекторы и строительства и ряда заинтересованных министерств утверждена Инструкция о порядке финансирования проектирования и строительства объектов инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры для районов жилой застройки. Документ направлен на снижение стоимости жилищного строительства и повышение инвестиционной активности в жилищно-строительной сфере. Он зарегистрирован в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 30 мая текущего года и вступает в силу со дня официального опубликования. Правда, смущает одно но. Пока Инструкция разрабатывалась и получала законную силу, она успела чуть-чуть «состариться».

Инструкция основывается на положении, что граждане, осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, освобождаются от платы за создание и развитие объектов социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры к жилым домам.

Положения Инструкции обязательны для применения юридическими лицами, расположенными на территории Беларуси, независимо от форм собственности, а также соответствующими республиканскими органами государственного управления, местными органами власти, государственными органами контроля и надзора в строительстве, индивидуальными предпринимателями, гражданами, осуществляющими инвестиционную деятельность, строительство жилья и объектов жилищной инфраструктуры.

В Инструкции дано пояснение, что такое район новой жилой застройки, жилищная, инженерно-транспортная и социальная инфраструктура.

Согласно документу заказчик на проектирование и строительство объектов жилищной инфраструктуры в районах жилой застройки должен определяться решением местного исполнительного и распорядительного органа. Последний обеспечивает своевременную разработку проектно-сметной документации для такого строительства. Исключение составляют магистральные тепловые сети, трансформаторные подстанции и другие аналогичные объекты повышенной сложности. Функции заказчика их проектирования и строительства осуществляют энерго-, газо-, теплоснабжающие организации.

Финансирование проектирования и строительства объектов инженерно - транспортной и социальной инфраструктуры осуществляется за счет средств республиканского и местных бюджетов (включая средства местных дорожных и жилищно-инвестиционных фондов), средств внебюджетных и инновационных фондов, а также собственных средств энергоснабжающих организаций.

К слову, инженерно-транспортная инфраструктура – это сооружения и инженерные сети электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и канализации, связи, телефикации, радиофикации, а также автомобильные дороги, улицы, маршруты общественного транспорта и иные коммуникации, обеспечивающие комплекс необходимых технических условий жизнедеятельности граждан в районах жилой застройки. Социальная инфраструктура - здания социального и бытового назначения, включающие предприятия торговли, общественного питания, аптеки, библиотеки, ателье по пошиву и ремонту одежды и обуви, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, поликлиники, больницы и иные объекты.

За счет средств республиканского бюджета финансируются работы по проектированию и строительству объектов инженерно-транспортной инфраструктуры к жилым домам, строящимся с привлечением средств указанного бюджета, если иное не установлено законодательством. В Инструкции также расписано, какие ведомства и энергоснабжающие организации отвечают за финансирование и финансируют те или иные объекты инфраструктуры.

В то же время для электроснабжения коммерческого жилья, то есть того, которое строится частными фирмами, но финансируется гражданами, предусматриваются несколько иные правила, но в Инструкции они не оговариваются. Кроме того, объемы финансирования за счет госорганизаций и фондов местные власти должны ежегодно уточнять, чтобы не получилось так, что тепловую магистраль начали строить, а денег не хватило. Из этого следует, что в случае строительства жилья сверх ограниченных бюджетными средствами объемов затраты по созданию инфраструктуры придется нести гражданам-застройщикам. Какое уж тут освобождение от инфраструктуры?

В Инструкции также указывается, что финансирование проектирования и строительства газопроводов - вводов в жилые дома от места присоединения к распределительному газопроводу до отключающего устройства на вводе в жилой дом (подъезд) осуществляется за счет средств застройщиков или домовладельцев. Могут быть и исключения, которые специально устанавливаются законодательством.

Например, за счет средств местных бюджетов и местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов может (то есть не обязательно) осуществляться проектирование и строительство внеплощадочных водопроводных и канализационных сетей, сетей теплоснабжения (от коммунальных котельных до районов жилой застройки), а также сетей электро-, газоснабжения, телефикации, радиофикации «к вводным в эксплуатацию жилым домам».

А средства местных дорожных фондов опять же могут направляться на проектирование и строительство в сельских населенных пунктах автомобильных дорог, связывающих районы жилой застройки с автомобильными дорогами общего пользования или с населенными пунктами, а также основных проездов по данным районам с включением их в состав дорог местного значения. При этом до 3 процентов средств рекомендуется направлять на ремонт в населенных пунктах улиц, являющихся продолжением автомобильных дорог общего пользования Беларуси, а также на строительство подъездов к местам индивидуальной жилой застройки, расположенной вне населенных пунктов.

То есть надо полагать, что затраты по созданию инженерно-транспортных коммуникаций, которые будут непосредственно обслуживать строящиеся жилые дома будут как и раньше финансироваться по большей части прямо или косвенно (через договоры долевого строительства) за счет средств самих застройщиков.

Кроме того, читая внимательно Инструкцию, создается впечатление, что она не учитывает нормы, предусмотренные постановлением Совета министров и Нацбанка от 09.04.2005 N 376/7. Ведь согласно этому постановлению граждане, строящие жилье с господдержкой и без, в том числе, надо полагать, и по договорам, заключенным с частными заказчиками, должны полностью освобождаются от платы "за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением указанных объектов". А в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения (из расчета 20 кв. м на человека) граждане-застройщики, как сказано в постановлении СМ и НБ, освобождаются от платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам. При этом размер платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам сверх 20 кв. метров на человека должен устанавливаться в договорах между гражданином и фирмой-заказчиком в ценах, устанавливаемых Минстройархитектуры по согласованию с Министерством экономики. Причем это нововведение, принятое в апреле, должно распространяться на договоры на строительство жилья, заключаемые после 1 января 2005 г. Но сегодня уже конец июня, а никаких подвижек в части выполнения апрельского постановления пока не наблюдается. Правда появилась выше упомянутая Инструкция, но она, можно сказать, уже устарела, потому что принята Минстройархитектуры раньше (постановление от 08.04.2005), чем появились более новые правила освобождения от инфраструктуры (постановление Совета министров и Нацбанка от 09.04.2005).

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

20.06.2005

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 6, за месяц 19

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2005