Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные льготы при заболеваниях

Продолжение. Начало в № 13,14, 18-21, 23

Вопросы упорядочения норм

Практика применения действующих норм по предоставлению льгот выявила необходимость их упорядочения с учетом всех заслуживающих внимания факторов. Немало проблемных вопросов по этой теме поднимается и в обращениях граждан в местные исполнительные и распорядительные органы и республиканские органы государственного управления. Причем такие вопросы возникают на всех этапах реализации гражданами своих прав на жилище, начиная с постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и до получения жилых помещений в пользование или в собственность.

Согласно ст.43 Жилищного кодекса нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются (и соответственно принимаются на квартирный учет), в частности, граждане, проживающие в общежитиях (за исключением граждан, поселившихся в связи с обучением) и служебных жилых помещениях независимо от уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи. Эта возможность указанным гражданам предоставлена в связи с тем, что их права по пользованию и владению занимаемыми помещениями существенно ограничены, так как данные жилые помещения находятся по существу во временном пользовании, не подлежат приватизации, обмену, разделу и, соответственно, - отчуждению.

Такую же возможность следовало бы предоставить и гражданам (в том числе страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями), проживающим в жилых помещениях социального пользования и жилых помещениях в специальных домах, которые в соответствии со ст. 80 и 99 Жилищного кодекса также не подлежат приватизации, обмену и разделу.

По действующему законодательству в отдельные списки на внеочередное получение жилых помещений социального пользования включаются, в частности, больные активной формой туберкулеза (ст.84 ЖК). Другим лицам с тяжелыми хроническими заболеваниями такая льгота не предусмотрена, хотя они по своему физическому состоянию и материальному положению находятся зачастую в более худших условиях, чем другие малообеспеченные нетрудоспособные граждане, имеющие право на получение жилых помещений социального пользования.

В связи с этим представляется, что соответствующими республиканскими органами может быть рассмотрен вопрос о возможности включения в указанные отдельные списки и других категорий лиц с заболеваниями, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с ними в одной комнате (квартире).

Кстати, в статье 57 нового Жилищного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г. и введен в действие с 1 марта 2005г.) предусмотрено, что состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. Перечень соответствующих хронических заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Жилищном кодексе Белорусской ССР (действовал до 1 июля 1999г.) было предусмотрено право на получение отдельными категориями граждан (в частности, инвалидами войны, инвалидами I и II групп, а также лицами, страдающими тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний) в постоянное пользование жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда (соответственно и вступления в члены жилищно-строительного кооператива) в первоочередном порядке (ст. 44 и 131). Существовал и специальный, утвержденный Минздравом и Минжилкомхозом Список заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади.

Действующий Жилищный кодекс Республики Беларусь вообще не предусматривает права граждан на первоочередное получение жилых помещений, но думается, что в целях обеспечения социальной справедливости должен быть рассмотрен на законодательном уровне вопрос о закреплении такого права за отдельными категориями граждан, в составе семей которых имеются лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, при предоставлении им жилых помещений социального пользования. Соответственно, в случае положительного решения данного вопроса, такое же право следует предоставить указанной категории граждан и при вступлении в организации граждан-застройщиков (ЖСК, МЖК, КИЗы), и при долевом строительстве жилых помещений.

Необходимо проанализировать практику применения положений ст.46 Жилищного кодекса Республики Беларусь (по отношению к лицам, страдающим тяжелыми хроническими заболеваниями), которая предусматривает, что граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения своих жилищных условий.

Например, если имеется судебное решение о принудительном обмене (разделе) жилого помещения или бесспорно установлено, что обмен (раздел) необходим, в том числе и по состоянию здоровья, то совершенно нелогично применять норму, ограничивающую право граждан быть принятыми на учет в течение 5 лет после обмена (раздела). Вряд ли можно признать справедливым решение об отказе собственнику индивидуального дома в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, если он подарил или продал его, поскольку из-за преклонного возраста или тяжелой хронической болезни не мог нормально эксплуатировать дом либо по этим же причинам дом по своему санитарно-техническому состоянию стал непригодным для проживания. Более правильным для подобных случаев было бы уточнить редакцию указанной нормы ЖК, предусмотрев, что, на квартирный учет не принимаются граждане искусственно или преднамеренно (то есть при отсутствии заслуживающих внимания обстоятельств) ухудшившие жилищные условия.

Заслуживают внимания и вопросы сохранения права пребывания (или сроков пребывания) на квартирном учете по месту работы. Согласно ст. 48 ЖК право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы сохраняется за гражданами, в частности, в случае утраты трудоспособности, повлекшей прекращение трудовых отношений и наступившей в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

Однако на практике имеют место случаи расторжения трудового договора по желанию работника при наличии обстоятельств, исключающих или значительно затрудняющих продолжение работы по состоянию здоровья либо по инициативе нанимателя в случае, когда гражданин не утрачивает полностью трудоспособность, но в связи с состоянием здоровья не соответствует занимаемой должности или выполняемой работе. Увольнение работников по таким основаниям предусмотрено статьями 40 – 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Для указанных лиц следовало бы предусмотреть возможность постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по новому месту работы (или в исполкоме по месту жительства) с сохранением предыдущего времени пребывания на квартирном учете по прежнему месту работы. В то же время при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать, что если работник уволен при наступлении инвалидности (или заболевания) по собственному желанию, а сама по себе инвалидность (заболевание) не препятствовала продолжению данной работы и не являлась основанием для расторжения трудового договора по инициативе нанимателя, то это не должно повлечь сохранение учетного стажа по новому месту работы или месту жительства.

Особый вопрос – сохранение очередности. На практике иногда смешиваются понятия "учет", "очередь", "очередность". В связи с этим необходимо отметить, что "очередность" наряду с "учетом" является самостоятельной категорией в жилищном законодательстве. Традиционно очередность при предоставлении гражданам жилых помещений устанавливается в целях справедливого распределения жилья.

Очередность на получение жилого помещения по месту работы совместным решением администрации и профкома может быть перенесена, как это было и ранее, на более поздние сроки злостным нарушителям трудовой дисциплины, лицам, к которым в течение года неоднократно применялись меры административного взыскания или общественного воздействия за пьянство, совершившим мелкое хищение государственного или общественного имущества, либо мелкое хулиганство, а также осужденным за совершение преступления. В решении о перенесении гражданам очередности на получение жилого помещения указываются мотивы и срок, на который переносится очередность.

Законодательством не определен перечень случаев злостного нарушения трудовой дисциплины. В каждом конкретном случае этот вопрос решается администрацией совместно с профсоюзным комитетом с учетом мнения трудового коллектива. Иногда очередность не переносится, если в семье лица, совершившего правонарушение или антиобщественный поступок, имеются малолетние дети или больные либо если семья проживает в крайне тяжелых жилищных условиях.

На практике отступления от принципа очередности при предоставлении жилья иногда имеют место в связи с отсутствием жилых помещений необходимого размера. Так, если первой на очереди состоит семья из 4 - 5 человек, а предприятие в текущем году построило (или имеет в наличии) только двухкомнатные и однокомнатные квартиры, то они предоставляются другим семьям, состоящим на очереди вторыми, третьими и т.д. Очередность может быть перенесена и гражданам в связи с безосновательным отказом от получения жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и размеру. Безосновательным считается отказ от получения жилого помещения по мотиву отдаленности его расположения от центра города, размещения на менее удобном этаже, отсутствия балкона и т.п.

Безусловно, престарелые, а при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения также соответствующие категории инвалидов и больных должны иметь возможность в ряде случаев отказаться от предоставляемых жилых помещений (от квартир, расположенных на высоких этажах в домах, не имеющих лифтов, или от жилых помещений, пригодных для проживания, но не полностью соответствующих установленным санитарно-техническим требованиям и др.). Такие отказы могут расцениваться как обоснованные и по этой причине не следует переносить очередность и, тем более, снимать граждан с квартирного учета.

Необходимо также иметь в виду, что снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий как в связи с неоднократными безосновательными отказами, так и по причине обоснованных отказов от получения жилого помещения действующим законодательством не предусмотрено.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

11.07.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 15

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 27/2005