Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилье для села

Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа 2005 года № 405 определены первоочередные меры по обеспечению жилищного строительства в сельскохозяйственных организациях.

Данный Указ подготовлен во исполнение поручений Главы государства, данных 21 июня 2005 года на совещании по вопросам строительства и удешевления жилых домов в сельскохозяйственных организациях.

Практика строительства в 2004 году жилых домов в сельскохозяйственных организациях показала, что по объективным причинам фактическая стоимость строительства указанных домов в большинстве случаев превышала установленный предел (15–18 тыс. долл. США в эквиваленте). Подрядные строительные организации имели прямые убытки от 3,5 до 8 млн. рублей в расчете на один жилой дом (в зависимости от условий строительства, удаленности объектов и количества жилых домов на одной строительной площадке).

Эти убытки обусловлены ростом цен и тарифов на составляющие стоимости строительной продукции при практически неизменном курсе доллара США по отношению к белорусскому рублю. Кроме того, в 2004 году отмечен значительный рост стоимости тепло-, энергоносителей, металлопроката, древесины, грузовых перевозок и других составляющих стоимости строительной продукции. В результате рост фактического индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ за 2004 год составил 25,73 процента при доведенном прогнозном индексе для строительства жилья с государственной поддержкой на 2004 год – 17 процентов.

С учетом изложенного Указом разрешено областным Советам депутатов направлять средства местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов на компенсацию сверхлимитных обоснованных затрат, образовавшихся в 2004-2005 годах в организациях - подрядчиках, осуществляющих строительство жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях. Порядок направления средств на компенсацию таких затрат, вызванных объективными причинами, будет определен Советом министров.

В целях недопущения в дальнейшем убыточной работы строительных организаций устанавливается порядок расчета стоимости строительства жилых домов в белорусских рублях в соответствии с утверждаемой проектно-сметной документацией в ценах на дату начала их строительства. При этом предусматривается возможность индексации стоимости строительства жилых домов только в пределах нормативного срока строительства (продолжительность возведения одноквартирных жилых домов усадебного типа, кроме деревянных жилых домов, составляет не более четырех месяцев).

В Указе дано регулирование вопросов формирования стоимости и организации строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях. Прежде всего, в целях удешевления жилья установлено 5-процентное ограничение рентабельности работ, услуг, производства строительных материалов, изделий, конструкций для строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях, что обеспечивает снижение стоимости строительства жилых домов в среднем на 1,0-1,5 процента. При этом правительством будет ежегодно устанавливаться государственный заказ на производство основных строительных материалов, изделий и конструкций для возведения этого жилья.

Предусмотрена также возможность строительства домов собственными силами сельскохозяйственных организаций без привлечения подрядных строительных организаций (хозяйственным способом). Применение хозяйственного способа дает снижение затрат на накладные расходы и исключает плановые накопления. При этом общее снижение стоимости может составить 15–16 процентов. Задания по строительству жилья таким способом будут устанавливаться ежегодно облисполкомами совместно с Минсельхозпродом.

Ввод в эксплуатацию жилых домов, строящихся сельскохозяйственными организациями, разрешено осуществлять без выполнения работ по внутренней отделке помещений (оклейка обоями, окраска, облицовка, установка встроенной мебели), а также работ по благоустройству придомовой территории (устройство дорожек и ограждений, озеленение). Однако в таком порядке жилые дома (квартиры) могут быть приняты в эксплуатацию только по письменному согласию сельскохозяйственных организаций и (или) работников, которые будут заселяться в построенные жилые помещения, и с условием, что указанные невыполненные работы должны быть завершены в двухмесячный срок после приемки жилых домов (квартир) за счет средств организаций либо работников, которым предоставлены эти жилые помещения.

Указом определены основные источники финансирования строительства жилых домов в сельскохозяйственных организациях. Теперь в статистическую отчетность по выполнению заданий по строительству такого жилья будут включаться жилые дома (квартиры), построенные за счет: льготных кредитов, предоставляемых открытым акционерным обществом "Белагропромбанк"; средств сельскохозяйственных организаций, в том числе в виде займов, предоставляемых работникам этих организаций; средств местных целевых бюджетных жилищно-инвестиционных фондов; средств инновационных фондов; средств местных бюджетов; льготных кредитов открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк", предоставляемых работникам сельскохозяйственных организаций, постоянно проживающим и работающим в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек.

Одним из условий, направленных на закрепление работников за сельскохозяйственными организациями, является наличие у них жилья в собственности. Поэтому Указом предусмотрено, что сельскохозяйственные организации могут осуществлять (с согласия ОАО "Белагропромбанк") перевод долга по льготному кредиту, полученному на строительство жилого дома, на гражданина, которому данный дом предоставлен для проживания (по заявлению этого гражданина). Перевод долга по такому кредиту производится исходя из платежеспособности гражданина с согласия открытого акционерного общества "Белагропромбанк" с уплатой 3 процентов годовых за пользование этим кредитом. Погашение задолженности по данному кредиту (срок погашения кредита с момента его предоставления - не более 40 лет) и выплата процентов за пользование им осуществляются равными долями в течение периода погашения кредита.

Кроме того, в настоящее время по предложению Национального банка Республики Беларусь соответствующими республиканскими органами государственного управления изучается возможность принятия дополнительных конкретных мер поддержки и стимулирования местными органами власти и сельскохозяйственными организациями работников (в зависимости от результатов их трудовой деятельности), осуществляющих строительство жилых домов самостоятельно.

Указом предписано облисполкомам совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия, Министерством архитектуры и строительства с 1 января 2006 года обеспечивать строительство сельскохозяйственными организациями жилых домов (квартир) с использованием средств государственной поддержки по утвержденным типовым проектам. В этих целях Министерством архитектуры и строительства разработан специальный альбом «Проектные предложения для строительства жилых домов сельхозпредприятиями в 2005-2010 годах». Указанные Проектные предложения включают 12 типовых проектов, отвечающих основным требованиям по потребительским, архитектурным и ценовым качествам (площадью от 77 до 144,1 кв. метров, стоимостью от 50,44 до 87,66 млн. рублей по состоянию на 1 июля 2005 года).

В соответствии с поручениями главы государства правительством будут внесены предложения об усилении ответственности юридических и физических лиц за ненадлежащее содержание предоставленных им земельных участков, жилых домов и прилегающей к ним территории, а также разработан и по согласованию с Президентом Республики Беларусь утвержден нормативный правовой акт, регулирующий вопросы владения, пользования и передачи в собственность гражданам жилых домов (квартир), построенных сельскохозяйственными организациями.

Строительство жилых домов (квартир) для работников сельскохозяйственных организаций и организаций социально-культурной сферы в соответствии с Указом будет осуществляться ежегодно с учетом заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005 – 2010 годы исходя из потребности в трудовых ресурсах и перспективы развития этих организаций.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

19.09.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 3, за месяц 17

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2005