Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Демографическая ситуация и жилищная политика

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Демографическая ситуация и жилищная политика

Продолжение. Начало в № 40, 41

Действующая система государственной поддержки молодых и многодетных семей при решении их жилищных проблем нуждается в совершенствовании. Об этом свидетельствуют и обращения граждан в местные исполнительные и распорядительные органы и республиканские органы государственного управления.

В частности, требуется рассмотреть вопрос о распространении порядка оказания финансовой помощи в погашении льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и на семьи (состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий), получившие на эти цели кредиты на общих условиях, и не только в АСБ «Беларусбанк», но и в других банках республики.

Такую же льготу было бы правильным предоставить и семьям работников сельскохозяйственных организаций, получившим жилые дома (квартиры), построенные за счет собственных средств сельскохозяйственных организаций и льготных кредитов ОАО «Белагропромбанк», при переводе на них долга по льготному кредиту. Перевод долга по такому кредиту производится в соответствии с пп.1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 30 августа 2005 года № 405 «О некоторых мерах по строительству жилых домов (квартир) в сельскохозяйственных организациях» исходя из платежеспособности гражданина с согласия ОАО "Белагропромбанк" с уплатой 3 процентов годовых за пользование этим кредитом. Погашение задолженности по данному кредиту и выплата процентов за пользование им осуществляются равными долями в течение периода погашения кредита (срок погашения кредита с момента его предоставления - не более 40 лет). Помощь государства в погашении этой задолженности при рождении детей способствовала бы не только закреплению кадров на селе, но и повышению уровня рождаемости.

Заслуживают внимания предложения Национального банка Республики Беларусь об увеличении нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита, предоставляемого многодетным семьям. По информации АСБ «Беларусбанк», в большинстве случаев кредитования многодетным семьям предлагают строительство (приобретение) жилья в домах, где фактическая площадь строящегося (приобретаемого) жилого помещения превышает нормируемый размер общей площади для конкретной семьи, а предельные нормативы стоимости 1 кв. метра общей площади жилых домов соответствующей серии, утверждаемые местными исполнительными и распорядительными органами, ниже проектной стоимости строительства 1 кв. метра общей площади в конкретном доме. Соответственно, удельный вес льготного кредита значительно ниже 95 процентов стоимости строительства жилого помещения, что вынуждает многодетные семьи отказываться от строительства жилья на таких условиях, так как у них не хватает собственных средств для доплаты разницы между фактической стоимостью строительства и стоимостью строительства норматива льготно кредитуемой общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств.

В целях гарантированного обеспечения семей, воспитывающих детей, жильем с учетом современных социальных стандартов Национальный банк предлагает внести изменения в действующие нормативные правовые документы, предусматривающие увеличение нормируемого размера общей площади строящегося жилого помещения для определения величины льготного кредита с 20 до 25 кв. метров общей площади на одного члена семьи, а для многодетных семей – до 30 кв. метров, а также пересмотреть предельные нормативы стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений, максимально приблизив их к проектной стоимости.

Остается до сих пор нерешенным вопрос, рассмотрение которого было поручено главой государства еще в 1996 году (пп.2.2 Указа от 10.09.1996 г. № 358). Речь идет об использовании на финансирование жилищного строительства ранее накопленных средств населения. Это денежные вклады молодых граждан и их родителей в Сберегательном банке «Беларусбанк», суммы по договорам страхования детей по состоянию на 1 января 1992 г. и облигации Государственного целевого беспроцентного займа СССР 1990 года. Эти средства в случае их индексации могли бы быть направлены на строительство (реконструкцию) или покупку жилых помещений для бывших на тот период времени молодых граждан, которые сейчас уже имеют свои семьи, воспитывают детей и нуждаются в улучшении жилищных условий.

Способствовало бы решению жилищных проблем семей, воспитывающих детей, и одновременно стимулировало бы привлечение средств населения в жилищную сферу введение специальных накопительных банковских счетов на детей. Попытка введения таких счетов была предпринята в республике в 1994 году. Постановлением Совета министров от 21.06.1994 г. № 467 «О целевых вкладах на детей для строительства или приобретения жилья» было принято предложение Сберегательного банка о введении нового вида сбережений – целевого вклада на детей для строительства или приобретения жилья с выплатой дохода по нему в размере 300 % годовых. Тогда было определено, что целевой вклад открывается на имя гражданина Республики Беларусь, родившегося после 1 июля 1994 года (в редакции постановления от 1.07.1994 г. № 19 – после 1 января 1995 г.), на сумму 500 тыс. рублей (в ценах 1994 года) за счет средств Сберегательного банка и хранится до достижения им 18-летнего возраста. Досрочная и частичная выдача вклада и дохода по нему не предусматривалась. По окончании срока хранения вклад должен был использоваться строго по целевому назначению путем безналичного перечисления его вкладчику на строительство или приобретение жилья на территории Республики Беларусь.

В связи с наисложнейшей в тот период в республике экономической обстановкой указанное постановление о введении накопительных банковских счетов было отменено (постановление Совета министров от 5.01.1995 г. № 5). В настоящее время, когда, как следует из официальных источников, преодолен спад производства и достигнута положительная динамика макроэкономических процессов (обеспечиваются ежегодные приросты ВВП, производство промышленной продукции и потребительских товаров, улучшена система социальной защиты населения) можно было бы вернуться к введению накопительных счетов для детей, определив порядок их открытия и функционирования, адекватный нынешней социально-экономической ситуации (предусмотрев как минимум, в частности, что на такие вклады начисляются проценты, обеспечивающие индексацию накопленных средств в объеме увеличения стоимости строительства жилья).

Известно, что по уровню доходов и материальных ресурсов для удовлетворения насущных потребностей в наихудшем положении находятся многодетные, особенно многодетные неполные семьи. Неполными в соответствии с законодательством считаются семьи, в которых дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. К неполным относятся семьи: женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке; вдов (вдовцов), не вступивших в новый брак, на воспитании которых находятся несовершеннолетние дети; родителя, расторгнувшего брак и воспитывающего несовершеннолетних детей; родителя, не заключившего новый брак, если второй из них признан безвестно отсутствующим; одиноких граждан, усыновивших детей.

Поэтому установление для таких семей новых дополнительных льгот (что в принципе предусмотрено ст. 63 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье) явилось бы еще одним важным шагом на пути реализации комплекса мер по оказанию всесторонней помощи и социальной защите семьи.

Необходимо вернуться к рассмотрению и ряда других предложений, которые вносились в Республиканский межведомственный совет по проведению жилищной реформы еще в 2002 году. Например, в части совершенствования порядка предоставления льгот по подоходному налогу. В связи с тем, что процесс накопления средств, инвестирования и строительства жилья занимает достаточно длительный период, а жилье является весьма дорогим товаром по сравнению с текущими доходами, предлагалось и льготы по подоходному налогу предоставлять в течение ряда лет. Конкретно – освободить от подоходного налога на протяжении 5-7 лет ежегодные доходы в пределах 5 –10 процентов от стоимости приобретенного молодой семьей жилья. Такая льгота способствовала бы легализации всей совокупности налогооблагаемого дохода и выводу из теневого сектора экономики той части бизнеса, где работают молодые граждане, претендующие на улучшение жилищных условий (по данным социологических исследований, 73,5 процента молодых семей и граждан, состоящих на квартирном учете, имеют наряду с основной заработной платой еще и дополнительный заработок). Это также стимулировало бы молодые семьи наращивать свои доходы и содействовало бы развитию предпринимательства среди этой категории граждан.

Не утратил актуальности и вопрос введения в республике института временного найма жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, в частности, молодыми гражданами (семьями), которые состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не имеют средств, чтобы сразу профинансировать строительство или приобретение жилых помещений в собственность. На период накопления таких средств они зачастую вынуждены снимать жилье для временного проживания в частном жилищном фонде с оплатой по договорным ценам, в несколько раз превышающим установленные законодательством ставки и тарифы за пользование жильем. Причем, как свидетельствует практика, договора на наем такого жилья в большинстве случаев не составляются и соответственно не регистрируются местными исполнительными и распорядительными органами, что позволяет собственникам сдаваемых внаем жилых помещений уклоняться от уплаты соответствующих налогов.

Можно было бы упорядочить и регулирование вопросов найма гражданами жилых помещений в домах частного жилищного фонда и таким образом легализовать все неучтенные и поэтому необлагаемые подоходным налогом доходы от сдачи жилья в наем. Это, как предлагалось ранее для рассмотрения на совете по жилищной реформе профессором Сидоренко А.Д. (но, к сожалению, не завершившимся выработкой конкретного положительного решения) возможно реализовать через стимулирование сдачи в наем частного жилья молодым семьям посредством установления специального порядка оказания им государственной поддержки. Предлагалось, в частности, предусмотреть возможность предоставления молодым семьям жилищных субсидий на оплату такого жилья в большем объеме, чем остальным семьям. Размер такого вида государственной поддержки должен рассчитываться исходя из рыночной стоимости найма жилья, сложившейся в данном населенном пункте и договорной стоимости. При этом с целью обеспечения достоверности отражения в договоре фактической платы за наем жилья и установления ее в экономически разумных пределах могут быть предусмотрены соответствующие стимулы. К примеру, доходы, получаемые от сдачи жилья в наем молодым семьям, можно было бы облагать по льготным пониженным ставкам.

Указанные и другие проблемные и постановочные вопросы по совершенствованию действующего законодательства могут быть рассмотрены соответствующими республиканскими органами при доработке проекта новой редакции Жилищного кодекса, законопроекта «Об основах жилищной политики в Республике Беларусь» и других нормативных правовых документов.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов

31.10.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 36

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 43/2005