Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные права молодых специалистов

В соответствии с ранее действовавшими Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений лица, окончившие аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные, профессионально-технические и иные учебные заведения и направленные в порядке распределения на работу не по месту постоянного жительства, имели право на внеочередное получение жилых помещений. Велся и соответствующий учет таких граждан.

В изменившихся социально-экономических условиях введен в действие новый Жилищный кодекс, по которому право на получение в порядке очередности так называемого «бесплатного» жилья социального пользования имеют только малообеспеченные нетрудоспособные граждане (пенсионеры, достигшие возраста 55 лет - женщины, 60 лет - мужчины; инвалиды I и II групп), у которых среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (26 октября 2005 года он установлен в размере 150800 рублей).

Вне очереди жилые помещения социального пользования предоставляются:

гражданам, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;

в определенных случаях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

больным активной формой туберкулеза;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Другие граждане, относящиеся к категории малообеспеченных трудоспособных (в том числе и молодые специалисты), согласно ст. 13 Жилищного кодекса имеют право на получение в порядке очередности льготных кредитов, субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений, если у них среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превосходит двукратного среднемесячного среднедушевого минимального потребительского бюджета (2 х 236420 = 472840 рубля). Очередность получения указанной государственной поддержки определяется местными исполнительными и распорядительными органами исходя из времени принятия граждан на квартирный учет. Например, решением Минского горисполкома от 21 апреля 2005 года № 653 предписано администрациям районов столицы включать в списки льготного кредитования граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, направленных в установленном порядке администрациями районов и организациями г. Минска на строительство жилых помещений в домах, включенных в график строительства жилых домов на 2005 год, из числа состоящих на учете по общей группе до 1 января 1993 года.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2002 г. № 185 вне очереди в списки на льготное кредитование, в частности, могут быть включены:

воины-интернационалисты и военнослужащие, уволенные в запас (отставку) до 2 декабря 1992 г. (кроме военнослужащих срочной службы и курсантов военно-учебных заведений);

члены семей погибших или пропавших без вести военнослужащих, партизан и подпольщиков;

граждане, жилые помещения которых в результате стихийного бедствия, техногенных и социальных катастроф стали непригодными для проживания;

в определенных случаях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

граждане, проживающие в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания;

больные активной формой туберкулеза;

специалисты, направленные государственными органами на работу в сельскую местность;

инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним в установленном порядке лица;

многодетные семьи.

Кроме того, наряду с другими льготными категориями граждан молодые семьи, а также молодые граждане в возрасте до 31 года из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе проживающие совместно с родителями (независимо от уровня обеспеченности жилой площадью), в общежитиях, в служебных жилых помещениях, по договору поднайма в домах государственного жилищного фонда или по договору найма в домах частного жилищного фонда (независимо от длительности проживания) имеют право на совместное использование в порядке очередности льготного кредита и одноразовой безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Таким образом, после 1 июля 1999 года отпала необходимость продолжения ведения отдельных льготных списков молодых специалистов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В то же время за ними сохраняется право пребывания на квартирном учете (с даты постановки на этот учет) в общих списках очередников и право получения в установленном порядке жилья социального пользования либо государственной поддержки для строительства или приобретения жилых помещений в частную собственность.

Кроме того, государственные предприятия, учреждения, организации, имеющие жилищный фонд и осуществляющие жилищное строительство, согласно ст. 54 Жилищного кодекса предоставляют своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения в соответствии с Кодексом и коллективными договорами. При заключении коллективных договоров могут быть, в частности, предусмотрены и льготные основания принятия молодых специалистов на квартирный учет, а также порядок предоставления им жилья (включая очередность, первоочередность, установление и перенос очередности и т.д.).

Трудовым коллективам предоставлены широкие полномочия при решении вопросов социального развития. В частности, трудовой коллектив самостоятельно устанавливает для своих работников социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное его распоряжение, и предприятие самостоятельно определяет направления использования этих средств.

Соответствующие рекомендации по созданию условий для обеспечения работников предприятий жильем даны в Методических материалах Федерации профсоюзов Белорусской по разработке коллективных договоров. В соответствии с этими рекомендациями каждое государственное предприятие вправе разработать отдельное положение по обеспечению своих работников жильем, где и должны быть закреплены соответствующие льготы по его предоставлению.

Конкретные права молодых специалистов по обеспечению жильем определены Положением о распределении выпускников, которые учатся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, которые обеспечивают получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь (утверждено постановлением Совета министров от 14 октября 2002 года № 1423).

В соответствии с п.21 Положения министерства, иные республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, руководители организаций обязаны создать для молодых специалистов необходимые жилищные и бытовые условия. Тем из них, кто прибыл на работу по персональному распределению, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации при недостатке собственного жилищного фонда могут выделять средства для компенсации затрат на наем жилья у граждан (п.25 Положения).

Кроме того, местные исполнительные и распорядительные органы, а также организации могут выдавать молодым специалистам ссуды на индивидуальное жилищное строительство и принимать их без очереди в жилищно-строительные кооперативы (п.26 Положения), что также должно быть предусмотрено в коллективном договоре.

Молодые специалисты, проживающие в общежитии, имеют право быть принятыми в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (независимо от размера занимаемой площади в общежитии) как по месту работы, так и по месту жительства. Обращаться с заявлением по данному вопросу необходимо в администрацию предприятия (организации) и в соответствующую службу местного исполнительного и распорядительного органа.

Вопросы, связанные с определением очередности предоставления жилых помещений молодым специалистам, могут возникать и при заключении контрактов с работниками. Пунктом 11 Положения о порядке и условиях заключения контрактов нанимателей с работниками (утверждено постановлением Совмина от 25 сентября 1999 года № 1476) определено, что стороны могут предусмотреть в контракте дополнительные по сравнению с законодательством социально-бытовые льготы и гарантии для работников. Они могут касаться сроков предоставления жилья или оказания материальной помощи для приобретения его в собственность и т.д. При этом наличие записи в контракте о предоставлении такой льготы не освобождает администрацию предприятия и профсоюзный комитет от включения соответствующих мер, обеспечивающих реализацию льгот, в коллективный договор.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

28.11.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 5, за месяц 138

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 47/2005