Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Конституционная неприкосновенность жилища

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Конституционная неприкосновенность жилища

Право на жилище является одним из важнейших социально-экономических прав, которые конституционно гарантируются каждому гражданину Республики Беларусь.

Гарантии права на жилище, предусмотренные ст. 48 Конституции Республики Беларусь, по существу имеют экономический характер. В то же время они выражаются в обязанностях, которые приняло на себя государство для обеспечения предоставленного гражданам права: развивать государственный и частный жилищный фонд; содействовать гражданам в приобретении жилья; предоставлять жилище гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатно или по доступной для них плате. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

В состав конституционного права на жилище входит и особая гарантия неприкосновенности жилища (ст. 29). Эта гарантия обеспечивает абсолютное личное право граждан, проживающих в жилом помещении, которое связано с их имущественным правом, и означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли.

Подобное положение содержится и в ст.17 Международного пакта о гражданских и политических правах (ратифицирован Республикой Беларусь 12 ноября 1973 года), согласно которой никто не может подвергаться произвольному или незаконному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательством на неприкосновенность его жилища или тайну его корреспонденции или незаконным посягательствам на его честь и репутацию.

В то же время согласно ст.23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Законные основания таких ограничений определяются специальными нормативно-правовыми документами. Например, проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на неприкосновенность жилища, регламентируется Законом Республики Беларусь от 9 июля 1999 года № 2893 "Об оперативно-розыскной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 57, 2/64). Такие отдельные мероприятия (речь идет об обследовании жилых помещений с целью возможного обнаружения признаков преступной деятельности, а также событий или действий, создающих угрозу национальной безопасности государства) допускаются только с санкции прокурора на основании мотивированного постановления соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, допускается обследование жилых помещений, занимаемых гражданами, на основании мотивированного постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным письменным уведомлением соответствующего прокурора в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить санкцию прокурора на проведение такого мероприятия.

Законом предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность оперативным подразделениям: органов внутренних дел и государственной безопасности; органов государственной охраны; органов внешней разведки Министерства обороны Республики Беларусь; органов финансовых расследований; таможенных органов; пограничных войск.

Граждане, полагающие, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению или ограничению их прав и свобод, могут обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

В соответствии со ст. 9 Жилищного кодекса и утвержденными приказом Минжилкомхоза № 177 от 7 декабря 1999 г. Правилами пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома в Республике Беларусь (зарегистрированы в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 11 января 2000 г., рег. № 8/2546) граждане должны обеспечивать доступ в жилые и вспомогательные помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического и санитарного состояния помещений и оборудования, а также проведения ремонтных и аварийных работ. Доступ в жилые помещения должен также обеспечиваться при проведении жилищно-эксплуатационными организациями ежегодных плановых (весеннем (в апреле) и осеннем (в октябре)) обследованиях жилищного фонда. Такие обследования должны производиться с участием представителей общественности и привлечением при необходимости специализированных организаций и служб. Порядок обследования состояния жилых помещений утвержден постановлением Совета министров от 7 сентября 1999 г. № 1392 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 70, 5/1600).

К сожалению, на практике встречаются примеры, когда в отдельных нормативных документах предусматривается недостаточно обоснованная либо вообще противозаконная возможность ограничения права неприкосновенности жилища. Так, в 2004 году в Конституционном суде Республики Беларусь был рассмотрен вопрос о конституционности актов, наделивших сотрудников организаций, осуществляющих энерго- и теплонадзор, правом беспрепятственного доступа к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилых помещениях граждан.

Конституционным судом было отмечено, что правоотношения между потребителями и снабжающими электрической и тепловой энергией организациями относятся к гражданско-правовым отношениям и возникают из договора, по которому в соответствии со ст.510 Гражданского кодекса энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законодательством (п.2 ст.514 ГК).

Правила пользования электрической и тепловой энергией, утвержденные приказом Министерства топлива и энергетики от 30 апреля 1996 года, определяют в качестве существенного условия договора на снабжение электроэнергией (основного правового документа, регулирующего взаимоотношения сторон) обязательство потребителя допускать представителей энергоснабжающей организации и предприятия «Энергонадзор» для проверки технических средств коммерческого учета электроэнергии, состояния электроборудования и электроустановок потребителя. То есть, заключая договор, каждый потребитель берет на себя обязательство допускать соответствующих лиц для выполнения ими должностных обязанностей к размещенным в его жилище электроустановкам, оборудованию, приборам и может при этом определить по согласованию с организацией, когда и при соблюдении каких условий возможен такой доступ.

Вместе с тем, договор энергоснабжения, как и иные договоры, должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законодательством (ст.392 Гражданского кодекса). Согласно Закону «Об энергосбережении» государственное управление в этой сфере осуществляет Совет министров и Министерство энергетики, как специально уполномоченный республиканский орган. Согласно п.8 Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь (утверждено постановлением Совета министров от 10 января 1998 года № 26) главному государственному инспектору по энерго- и теплонадзору и его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энерго- и теплонадзору предоставляется право беспрепятственного доступа в любое время суток для выполнения возложенных на них обязанностей к электрическим и теплоиспользующим установкам при предъявлении удостоверения.

Таким образом, при заключении соответствующих договоров энергоснабжения граждане добровольно и в соответствии с законодательством брали на себя обязательства обеспечить беспрепятственный доступ перечисленным должностным лицам к установкам, расположенным в их жилище и ином законном владении, когда бы эти лица не изъявили желание выполнять возложенные на них обязанности (днем, ночью, в любое время суток, независимо от присутствия совершеннолетних членов семьи и других обстоятельств).

В результате рассмотрения данного вопроса на своем заседании Конституционный суд признал допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам, находящимся в жилище граждан, только при наличии аварий, пожаров либо ситуаций, представляющих угрозу жизни людей. По мнению Суда, иные попытки доступа к таким установкам будут являться противозаконными.

Гарантия неприкосновенности жилища реализуется также и другими нормами гражданского и жилищного законодательства, которые предоставляют гражданам право требовать признания недействительным договора найма жилого помещения в случаях нарушения прав других граждан на указанное в договоре найма жилое помещение (ст. 62 ЖК), признания недействительным обмена (мены) жилых помещений (ст. 34 ЖК), выселения граждан, самоуправно занявших жилое помещение (ст. 41 ЖК), возмещения вреда, если противоправное вторжение в жилище причинило материальный ущерб
(ст. 14, 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Ответственность за противоправное, прямое или косвенное, посягательство на неприкосновенность жилища установлена соответствующими нормами уголовного, административного и процессуального законодательства. В частности, ст. 202 Уголовного кодекса Республики Беларусь определено, что незаконное вторжение в жилище вопреки воле проживающих в нем лиц либо иное нарушение неприкосновенности законных владений граждан наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев.

Виктор САВИЦКИЙ, ответственный секретарь Республиканского межведомственного совета по проведению жилищной реформы и развитию населенных пунктов.

28.11.2005

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 41, за месяц 205

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 48/2005