Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

И снова инфраструктура: платить или не платить

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » И снова инфраструктура: платить или не платить

В течение последней недели в адрес редакции «НБ» обратилось несколько граждан из Минска и Витебска, строящих жилье за собственные средства или с привлечением льготных кредитов, с вопросом, в каких случаях дольщики должны освобождаться от платы за инфраструктуру. В этой связи мы приводим выдержки из официальных ответов Минстройархитектуры и Минэкономоки, направленные на запрос одного из минских дольщиков.

В обоих ответах приводится ссылка на пункт 10 Постановления Совета Министров и Национального банка РБ от 30 декабря 2004 года N 1691/24 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно этому пункту «граждане, осуществляющие жилищное строительство в 2005 году с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, освобождаются полностью от платы за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением указанных объектов, и в пределах нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения - от платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам. Размер платы за создание и развитие инженерной и транспортной инфраструктуры к жилым домам сверх нормируемого законодательством размера общей площади строящегося жилого помещения устанавливается в договорах, заключаемых между гражданином и застройщиком, в ценах, устанавливаемых Министерством архитектуры и строительства по согласованию с Министерством экономики. Действие настоящего пункта распространяется на договоры на строительство жилья, заключаемые после 1 января 2005 года».

Таким образом, как считают в Минстройархитектуры и Минэкономики, граждане, осуществляющие жилищное строительство с финансовой поддержкой государства или за счет собственных средств, вправе требовать от застройщика и местных органов власти, решениями которых регламентируется порядок и размер платы за инфраструктуру, освобождения их от платы за создание и развитие объектов социальной инфраструктуры, а также инфраструктуры, связанной с инженерным и транспортным обеспечением указанных объектов. Кроме этого, граждане вправе требовать и освобождения их от платы за создание и развитие инфраструктуры к жилым домам в пределах нормируемой общей площади жилого помещения, то есть 20 кв.метров на человека (при расчете площадь строящейся квартиры суммируется с площадью имеющейся в собственности). Причем, как считают министерские чиновники, условия освобождения от инфраструктуры, предусмотренные выше упомянутым пунктом, должны включаться непосредственно в договор долевого строительства.

Кстати, те же правила распространяются и на договоры строительства жилья, заключаемые с 1 января 2006 года (пункт 8 Постановления Совета Министров и Национального банка РБ от 30 декабря 2005 года N 1588/16 «О мерах по выполнению заданий на 2006 год по строительству жилых домов»).

Из сказанного следует, что граждане, заключившие договоры в 2005 и 2006 годах и заплатившие деньги за инфраструктуру, на вполне законных основаниях могут требовать от местных властей и застройщика вернуть сумму, которая была определена и перечислена в нарушение правил, установленных правительством и Нацбанком (постановления от 30 декабря 2004 года N 1691/24 и от 30 декабря 2005 года N 1588/16). К примеру, если семья из трех человек, не имеющая своего жилья, строит квартиру площадью 68 кв.метров и заплатила за подводку инженерных сетей к строящемуся дому из расчета всей площади помещения, то она вправе требовать возврата этих денег в пределах 60 кв.метров.Правда, каков механизм возврата, никто не знает. Похоже, что его просто нет, поскольку не было пока прецедента.

В этой связи определенный интерес представляет ответ Мингорисполкома по поводу того же запроса, который был направлен в Минэкономики и Минстройархитектуры, ответы которых приведены выше. Из ответа Мингорисполкома следует, что город не намерен возвращать уже перечисленные дольщиками деньги. В письме приводится ссылка на п. 4.2 решения Мингорисполкома от 25 марта 2005 года №427, согласно которому с организаций-заказчиков и индивидуальных застройщиков по объектам жилищного строительства не взимаются денежные средства на долевое участие в развитии отраслей городского хозяйства, а также на возмещение затрат за созданную инфраструктуру в случае, если на момент вступления в силу указанного решения не были приняты решения горисполкома о перечислении в бюджет указанных средств. Следовательно, если гражданин Иванов в начале 2006 года заключил договор строительства квартиры в доме, по которому горисполком обязал заказчика перечислить (и он это сделал) средства за инфраструктуру, то на этого гражданина постановление правительства якобы не распространяется. По мнению Мингорисполкома, затраты по инфраструктуре, произведенные заказчиком, «были включены в стоимость строительства жилья гражданами». Поскольку дольщик заключил договор и был ознакомлен с условиями и стоимостью строительства квартиры, то он должен компенсировать застройщику вышеуказанные затраты, считают в Мингорисполкоме. Но в таком случае, для чего и для кого пишутся и принимаются постановления? Ведь в приведенных постановлениях четко говорится, что нормы по освобождению граждан от платы за инфраструктуры распространяются именно на договоры, заключаемые гражданами с 1 января 2005 года и далее с 1 января 2006 года.

Правда, справедливости ради следует заметить, что на практике выполнение этих норм весьма затруднительно как для заказчиков, так и для тех же местных властей. Ведь если четко следовать тому, что написано в обоих постановлениях, то получается, что дольщики одного и того же дома, заключившие договоры до 1 января 2005 года и после этой даты, автоматически попали бы в неравные условиях. И что в этом случае делать заказчику, который действительно включил затраты на инфраструктуру в стоимость всего дома? Компенсировать их в ущерб своей рентабельности или требовать от того же Мингорисполкома вернуть соответствующую часть перечисленной в бюджет суммы?

Как видим, несмотря на однозначность ответов Минстройархитектуры и Минэкономики, что граждане «имеют право требовать», реализовать это право на практике весьма проблематично. Механизма нет.

Мы попросили прокомментировать ситуацию одного из чиновников в правительстве. Он признал, что практика невыполнения постановлений правительства в части освобождения от платы за инфраструктуру еще имеет место. Но лишь потому, что граждане просто не знают своих прав либо знают, но не хотят их защищать. И если бы был создан хоть один прецедент, то все могло бы измениться. Чиновник также заметил, что в Беларуси на строительство жилья установлены льготы по налогам, которыми пользуются и заказчики, и подрядчики. Так, у тех же заказчиков есть резервы для того, что не взимать с дольщиков суммы, от которых они освобождены правительством.

К тому же, с прошлого года плата за городскую инфраструктуру (школы, дороги, детские сады) заменена платой за землю, которая в структуре договорной стоимости жилья, как выясняется, занимает небольшую долю. Что же касается создания инфраструктуры (инженерных сетей и транспортных коммуникаций) к самим домам, то эти затраты тоже не так уж велики. Но в таком случае, откуда берутся такие высокие цены на жилье?

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

18.09.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 20

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 37/2006