Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Предоставление участков - по новым правилам

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Предоставление участков - по новым правилам

В прошлый вторник президент подписал указ, направленный на упрощение порядка изъятия и предоставления земельных участков, расположенных в Минске и областных центрах и предназначенных для строительства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями зданий и сооружений.

Указ № 671 от 14 ноября 2006 года "О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков" вступает в силу с 1 января 2007 года. Указом утверждено соответствующее положение. Оно устанавливает упрощенный порядок изъятия и предоставления участков под строительство при отсутствии проектов детальной планировки районов застройки указанных городов или архитектурных проектов застройки их территорий, если в соответствии с законодательными актами не требуется проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка или проведен «аукцион с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений)» (в иных случаях изъятие и предоставление участков в Минске и областных центрах осуществляется в соответствии с указом от 28 января 2006 года № 58 и иными законодательными актами).

Заметим, что «аукцион с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений)» - это новое понятие. «Аукцион с условиями» может проводиться только вместо аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков по решению горисполкома в отношении земельных участков в г.Минске и областных центрах, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу. Начальной ценой объекта такого аукциона является кадастровая стоимость земельного участка, на котором предоставляется право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений). В эту цену может включаться стоимость документации, необходимой для проведения такого аукциона. Если «аукцион с условиями» признан несостоявшимся не менее двух раз в силу того, что заявление на участие в нем подано только одним субъектом, то ему и будет предоставлено право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

Положение о проведении «аукционов с условиями» предстоит принять Совету Министров РБ до 1 января 2007 года.

Что касается упрощенного порядка изъятия и предоставления земельного участка, то его суть в следующем. Заинтересованный в предоставлении участка субъект (заказчик) направляет в горисполком соответствующее заявление вместе с пакетом необходимых документов. В заявлении указываются цель использования участка, примерная его площадь, характеристика будущего объекта, его ориентировочные размеры и этажность, объем планируемых инвестиций и источники финансирования строительства объекта. К заявлению, кроме копии устава, свидетельства о госрегистрации, заказчик должен приложить копию своего бухгалтерского баланса за текущий год на последнюю отчетную дату.

Заявление должно быть рассмотрено горисполкомом в 10-дневынй срок. В течение этого периода, при отсутствии оснований для отказа, исполком создает комиссию по выбору места размещения земельного участка и поручает организации по землеустройству провести подготовку земельно-кадастровой документации, а территориальному органу архитектуры и градостроительства - подготовку архитектурно-планировочного задания и технических условий (по перечню, установленному городским исполнительным комитетом) на инженерно-техническое обеспечение объекта.

Таким образом, как отмечаетпресс-служба Президента, подготовка земельно-кадастровой документации будет вестись одновременно с подготовкой разрешительной документации на строительство. Срок подготовки земельно-кадастровой документации, архитектурно-планировочного задания и технических условий на инженерно-техническое обеспечение объекта не может превышать 30 дней с момента внесения субъектом платы за выполнение соответствующих работ.

Подготовленные земельно-кадастровая документация, архитектурно-планировочное задание и техусловия рассматриваются комиссией по выбору места размещения земельного участка, в заседании которой может участвовать и лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка. Решение комиссии о выборе места размещения земельного участка оформляется соответствующим актом, который не должен дополнительно утверждаться решением исполкома. Архитектурно-планировочное задание и техусловия, которые являются неотъемлемой частью акта выбора участка, получаются только один раз. При этом исполком не вправе изменять отраженные в акте сведения (условия) при принятии решения об изъятии и предоставлении земельного участка для строительства, а также отказывать в вынесении данного решения на основании таких сведений.

После утверждения акта выбора места размещения земельного участка и до принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка исполком не имеет права предоставлять либо согласовывать предоставление земельного участка (его части) другому лицу.
В акте выбора участка наряду с условиями, характеризующими земельный участок, указывается срок подготовки лицом проектной документации на строительство объекта и срок предоставления в организацию по землеустройству генплана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями, разработанного в составе проектной документации.

По новым правилам организация по землеустройству начинает разработку проекта отвода земельного участка сразу после получения генерального плана объекта строительства с проектируемыми инженерными сетями и должна завершить эту работу в месячный срок. Тем самым предусмотрена возможность осуществления процедуры отвода участка параллельно с процедурой подготовки проектной документации на строительство. Это, как полагают в пресс-службе Президента, позволит заказчику значительно снизить свои инвестиционные риски, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельного участка.

На основании документов об отводе участка исполком принимает решение о его изъятии и предоставлении и разрешении строительства объекта. Получив такое решение, заказчик сможет приступать к занятию земельного участка, начав его освоение, независимо от того, завершена ли подготовка в полном объеме проектной документации на строительство объекта. Освоение может быть начато на основании утвержденных в установленном порядке отдельных этапов строительства объекта, выделенных в проектной документации на строительство. Это позволит ускорить процесс строительства в целом и будет способствовать сокращению сроков реализации инвестиционных проектов, считают в пресс-службе главы государства.

Заметим также, что если на конкретный участок претендует несколько субъектов, то выбор претендента осуществляется по следующим критериям: наибольший опыт строительства объектов, аналогичных указанному в заявлении; необходимость строительства названного в заявлении объекта на данном земельном участке с учетом развития территории города; сочетание эскизного решения объекта строительства с прилегающей существующей или проектируемой застройкой города; местонахождение лица, заинтересованного в предоставлении ему земельного участка, по месту испрашиваемого земельного участка.

Отказ в предоставлении участка может быть обжалован заявителем в областной хозяйственный суд или в хозяйственный суд г.Минска, в зависимости от местоположения участка.

Указом также внесены изменения и дополнения в указ от 28 января 2006 г. № 58. В частности, расширен перечень лиц, которым земельные участки в Минске, областных центрах и пригородных зонах этих городов будут предоставляться в аренду без проведения аукционов. В этот перечень включены резиденты свободных экономических зон в Республике Беларусь (если участок предоставляется для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в этих зонах), а также победители аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) на земельных участках в г.Минске и областных центрах, на которых находятся объекты недвижимости, подлежащие сносу, - в случае принятия решения Минским городским исполнительным комитетом, городским исполнительным комитетом областного центра о проведении такого аукциона. Проведение аукциона на право аренды также не требуется при необходимости занятия дополнительного земельного участка, размер которого не превышает половины площади предоставленного земельного участка, в случае проведения реконструкции существующего объекта без изменения его функционального назначения, а также если в ходе выполнения проектно-изыскательских работ выяснилось, что для строительства объекта требуется земельный участок большего размера. Аналогичная льгота предусматривается и в случае приобретения не завершенных строительством капитальных строений (кроме не завершенных строительством жилых домов и жилых помещений), решение об отчуждении которых принято Президентом Республики Беларусь.

Указ также устанавливает, что размеры убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, собственникам и арендаторам земельных участков их изъятием и сносом расположенных на них объектов недвижимости, должны определяться организациями по перечню и в порядке, которые до 1 января 2007 года утвердит Совет Министров РБ.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ.

20.11.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 2, за месяц 25

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 46/2006