Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Объемы и цены в новом формате

В Беларуси принят законодательный акт, согласно которому с марта 2007 года заказчики (застройщики) жилых новостроек освобождаются от уплаты местных сборов и некоторых иных дополнительных расходов, не связанных с возведением этих объектов. При этом все жилье в многоквартирных домах, строящееся для граждан, состоящим на учете нуждающихся, передается в ведение унитарных предприятий по капитальному строительству, которые должны быть созданы в каждом городе Беларуси (при их отсутствии). Но возможно, как предполагают в Минстройархитектуры, единым заказчикам будет передана и доля рынка коммерческого жилищного строительства.

Указ от 16 ноября 2006 года №676 "О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования" содержит целый ряд мер по совершенствованию системы ценообразования в строительстве, сокращению сроков и снижению затрат при проектировании и строительстве жилых домов, упрощению порядка проведения подрядных торгов и экспертизы проектов и т.д. В частности, документ обязывает местные власти создать в каждом городе коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству (при их отсутствии). На эти предприятия возлагаются функции единых государственных заказчиков по строительству жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой. В указе, правда, не дается разъяснения, что следует понимать под господдержкой. Чиновник в правительстве, отвечая на вопрос корреспондента относительно понятия «господдержка», предложил руководствоваться статьей 13 Жилищного кодекса. А в ней написано, что право на получение льготных кредитов, субсидий и иных форм господдержки имеют малоимущие трудоспособные граждане. И если следовать этой норме, то получается, что функции единого заказчика распространяются на все жилье, строящееся для граждан, доходы которых не превышают двух минимальных потребительских бюджетов на члена семьи и которым государство профинансирует прямо или косвенно хотя бы один квадратный метр квартиры. А для очередников, которые не попадают в такую категорию, смогут якобы строить квартиры и другие организации. В Минстройархитектуры, где разрабатывался документ, тоже пока не дали четкого разъяснения, но полагают, что под государственной поддержкой следует понимать любую поддержку государства - субсидии, льготные кредиты, освобождение от платы за инфраструктуру, освобождение от налогов и т.д. При этом один из чиновников министерства заметил, что скорее всего на единых заказчиков возложат функции по обеспечению строительства всего жилья для очередников. «А возможно, им передадут и долю коммерческого жилищного строительства, чтобы снять ажиотаж на рынке. Но это - как решит правительство, которому предстоит разработать и принять положение о едином заказчике », - сказал собеседник корреспондента «НБ». Возвращаясь непосредственно к указу, отметим, что унитарные предприятия по капитальному строительству, как единые заказчики, наделяются функциями планирования, финансирования, организации строительства таких домов, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, контроля за выполнением утвержденных планов (программ), расходованием бюджетных средств. Содержание этих предприятий и их техническое оснащение будет производиться за счет отчислений от сметной стоимости осуществляемого ими строительства в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, как это имеет место в настоящее время. Учитывая, что затраты, предусмотренные в сметах на строительство объектов, используются в настоящее время для финансирования служб застройщиков (заказчиков), то передача этих средств на содержание создаваемых предприятий - служб единого государственного заказчика не приведет к удорожанию стоимости строительства, считают разработчики указа. Эти службы, при необходимости, организуют свою работу совместно с другими застройщиками (заказчиками) и одновременно с ними обеспечивают долевое строительство объектов. При этом, как следует из указа, заказчиками строительства жилья без государственной поддержки могут выступать любые другие организации независимо от формы собственности, в том числе и иностранные. Одновременно указ обязывает местные власти довести долю строительства многоквартирных жилых домов для граждан-очередников как минимум до 80 % от объема ввода таких домов в городах, но уже к 2010, а не к 2008 году, как планировалось ранее. В свою очередь заказчики (застройщики) жилых домов, если иное не установит президент, должны быть освобождены "от компенсации местному бюджету стоимости служебных жилых помещений либо безвозмездной передачи в коммунальную собственность жилых помещений для указанной цели". Сегодня размер этой компенсации соответствует в среднем 2-м процентам всех квартир в строящемся доме. Кроме того, организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие строительство жилых домов, освобождаются от уплаты местных сборов, взимаемых за строительство таких объектов. В то же время заказчики (застройщики) по-прежнему будут компенсировать местному бюджету затраты, связанные со сносом жилья, но теперь уже в пределах усредненных показателей такой компенсации по каждому городу. В указе содержатся и другие нововведения. В частности, начиная с 1 января 2008 года сметная стоимость строительства объектов будет определяться в ценах на 1 января 2006 года (а не в ценах 1991 года, как сегодня) с индексацией в действующий уровень цен по индексам цен в строительстве, утверждаемым в установленном порядке. Наряду со службами единых заказчиков по строительству указом создается Межведомственная комиссия по проведению подрядных торгов на строительство объектов в Беларуси (надо полагать, жилых и нежилых объектов). Эта комиссия будет анализировать практику применения законодательства о торгах с учетом отраслевой специфики и вносить соответствующие предложения, рассматривать споры субъектов хозяйствования по вопросам проведения подрядных торгов в строительстве. Также будут созданы унитарные предприятия, осуществляющие на договорной основе работы по подготовке и оформлению разрешительной документации на строительство объектов. Кроме того, согласно документу в Беларуси не нужно будет проводить государственную экспертизу проектно-сметной документации по ремонту и модернизации зданий (отдельных помещений), инженерные решения которой не затрагивают несущей способности конструкций. От прохождения госэкспертизы освобождаются проекты по строительству одноквартирных жилых домов III уровня ответственности, а также типовые проекты и повторно применяемые индивидуальные проекты жилых домов и объектов социально-культурного, бытового назначения (за исключением привязки их фундаментов к грунтам основания). Понятие «повторно применяемый индивидуальный проект» вводится в Беларуси впервые. Согласно указу к такому проекту относится «индивидуально разработанная проектно-сметная документация на строительство жилых домов, объектов социально-культурного и бытового назначения, технико-экономические показатели которых удовлетворяют типовым потребительским качествам и социальным стандартам, получившая положительное заключение государственной экспертизы, не имеющая замечаний заказчика при приемке жилого дома в эксплуатацию и рекомендованная республиканским органом управления архитектурной, градостроительной и строительной деятельностью для повторного применения». На приведение действующих жилищно-строительных нормативов в соответствие с указом отводится три месяца. То есть, можно сказать, что новые правила начнут действовать в полном объеме с начала весны следующего года.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

27.11.2006

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 10

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 47/2006