Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Финансирование жилья на основе жилищных стройсбережений

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Финансирование жилья на основе жилищных стройсбережений

Глава государства согласовал Концепцию проекта Закона Республики Беларусь «О жилищных строительных сбережениях». Концепция разработана Минстройархитектуры (УП «Институт НИПТИС») в соответствии с пунктом 5 приложения к плану подготовки законопроектов на 2006 год, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2006 года № 5.

Как отмечается в Концепции, выработанная в Республике Беларусь модель развития экономики создает условия для обеспечения в перспективе к 2015 году устойчивого роста объемов ввода жилья с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования. Это отражает суть концептуального подхода государственной жилищной политики в области финансирования строительства жилья на основе долгосрочных жилищных строительных сбережений граждан.

Практика применения действующего законодательства, относящегося к области жилищных строительных сбережений, в части использования внебюджетных источников финансирования жилищного строительства существует давно – строительство жилищно-строительными кооперативами, долевое строительство. Их объединяет одно – средства вносятся в достаточно короткие сроки, значительно меньшие, чем сам инвестиционный цикл строительства жилого дома. При этом, как правило, средства накапливаются длительный период, хранятся в иностранной валюте и не всегда на счетах в банках. Система жилищных строительных сбережений предполагает вовлечение таких сбережений граждан в национальную экономику посредством долгосрочного участия в строительстве жилья.

В настоящее время в Республике Беларусь финансирование строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения осуществляется исходя из действующих на сегодняшний момент норм банковского законодательства. С экономической и правовой точки зрения отношения с уполномоченным банком в сфере жилищных строительных сбережений не урегулированы.

Таким образом, отсутствие общего правового регулирования в этой области не позволяет создать условия, способствующие повышению доступности жилья, внедрению и развитию механизмов долгосрочного жилищного кредитования.

Предметом правового регулирования проекта Закона Республики Беларусь ”О жилищных строительных сбережениях“ являются правоотношения между банками, строительными организациями и гражданами в сфере финансирования, строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений в системе жилищных строительных сбережений.

К субъектам правоотношений в проекте Закона относятся граждане, организации, республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь, участвующие в реализации системы жилищных строительных сбережений, к объектам правоотношений – денежные средства (собственные и заемные), в совокупности образующие жилищные строительные сбережения.

Система жилищных строительных сбережений в первую очередь предназначена для категорий граждан, не имеющих достаточных средств для строительства (реконструкции) или приобретения жилья без государственной поддержки в достаточно короткий срок. Средства в этой системе накапливаются на специальных счетах на условиях срочного банковского вклада ”Жилищно-накопительный“, по которому банк начисляет проценты.

При накоплении средств в системе жилищных строительных сбережений банк предоставляет гражданам возможность получения кредита по более низкой ставке, чем ставки по кредитам на общих основаниях, который граждане в совокупности с предварительно накопленными средствами смогут использовать для строительства (реконструкции) или приобретения жилья.

При получении кредита в системе жилищных строительных сбережений государство обеспечивает систему мер направленных на оказание государственной поддержки гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в тех формах, на которые они имеют право в соответствии с законодательством.

После накопления необходимых для получения кредита денежных средств граждане должны будут заключить договор создания объекта долевого строительства (приобретения жилого помещения) со строительной организацией до заключения кредитного договора с уполномоченным банком. Строительная организация осуществляет жилищное строительство с использованием накопленных и кредитных средств.

Все денежные средства, за исключением случаев, установленных законодательством, будут использоваться в системе жилищных строительных сбережений в безналичном порядке.

Целью проекта Закона является создание системы регулирования общественных отношений по формированию и функционированию системы жилищных строительных сбережений в Республике Беларусь.

Реализация положений настоящей Концепции при разработке проекта Закона позволит решить ряд взаимосвязанных задач:

создать единый, целостный механизм правового регулирования системы общественных отношений по формированию и развитию системы жилищных строительных сбережений на базе уже сложившегося комплексного правового института по финансированию жилищного строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения, систематизировав и упорядочив действующие нормы права;

сохранить систему государственной поддержки при осуществлении жилищного строительства (реконструкции) или приобретении жилого помещения;

обеспечить оптимальное взаимодействие норм законодательства о жилищных строительных сбережениях с нормами других отраслей права Республики Беларусь;

повысить до законодательного уровня регулирование особо значимых отношений в сфере жилищных строительных сбережений;

создать для всего населения Республики Беларусь финансово-экономические предпосылки для улучшения жилищных условий;

обеспечить более рациональное использование бюджетных средств, направляемых на жилищное строительство;

стимулировать граждан к активному участию в решении своих жилищных проблем.

Законодательство о жилищных строительных сбережениях основывается на следующих принципах государственной жилищной политики:

приоритетность развития жилищной сферы, обеспечение доступности жилья в пределах нормируемых размеров общей площади строящегося жилого помещения вне зависимости от социального статуса граждан и места их жительства;

активное участие государства как основного гаранта конституционного права граждан на жилище в развитии жилищной сферы, сохранение обязательств государства перед гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соблюдение основных начал социальной справедливости при предоставлении льгот в жилищной сфере;

создание благоприятных условий для инициативного решения жилищных проблем, содействие широким слоям населения в осуществлении их жилищных инициатив.

Перечисленные принципы предполагается закрепить в проекте Закона (срок подготовки и внесения проекта Закона в Палату Представителей Национального собрания РБ – декабрь 2007 г.), который определит правовые основы и позволит создать систему государственной поддержки при функционировании системы жилищных строительных сбережений, взаимоотношений между субъектами и участниками в части жилищных строительных сбережений. Нормы Закона будут направлены на создание условий, обеспечивающих привлечение средств населения в жилищную сферу. Система жилищных строительных сбережений должна стать одной из самых важных и перспективных составляющих государственной жилищной политики.

Актуальность введения системы жилищных строительных сбережений заключается в том, что она стимулирует активное вовлечение граждан в жилищное строительство, накопление ими средств в банке для осуществления в дальнейшем (с учетом государственной поддержки и кредитов банка) строительства (реконструкции) или приобретения жилья. Закон направлен на удовлетворение потребностей и (или) интересов различных категорий граждан с разным уровнем дохода.

Внедрение системы жилищных строительных сбережений в Республике Беларусь позволит не только создать условия для решения жилищной проблемы значительной части населения, нуждающейся в улучшении жилищных условий, но и принесет реальный экономический эффект, а также дополнит действующий механизм льготного кредитования строительства жилья новой составляющей с реальной перспективой построить или приобрести квартиру, накопив денежные средства в данной системе.

Виктор САВИЦКИЙ

08.01.2007

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 12, за месяц 59

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 1/2007