Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Права и обязанности временных жильцов

В соответствии со ст.40 Жилищного кодекса Республики Беларусь наниматель жилого помещения, член организации граждан-застройщиков по взаимному согласию с проживающими с ними совершеннолетними членами их семей, а также собственник жилого помещения могут разрешить временное проживание в находящемся в их пользовании или собственности жилом помещении другим гражданам (временным жильцам) без взимания платы за проживание.

Необходимо сразу отметить, что Жилищный кодекс не дает терминологического определения понятия «временный жилец», хотя и содержит целую статью, дающую определения основным терминам и понятиям, применяемым в кодексе.

Нет полной ясности в части определения статуса таких жильцов и в Гражданском кодексе Республики Беларусь. Местом жительства гражданина по Гражданскому кодексу (ст.19) признается тот населенный пункт, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до 14 лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.

В ряде других нормативных правовых актах также не содержатся исчерпывающие определения понятий «временный жилец» и «место постоянного жительства» (хотя термины эти и используются), что в определенной степени может создать и создает сложности в правоприменительной практике.

В юридической литературе (см. например, В.Ф.Чигир «Жилищное право». –Мн., 1986, с.104) к «временным жильцам» относят родственников, знакомых, друзей, временно поселившихся в жилое помещение, занимаемое нанимателем или собственником, лиц, вселившихся в квартиру в качестве опекунов или попечителей, а также подопечных, если они не признаются членами семьи опекуна или попечителя.

Временными жильцами могут быть как лица, проживающие в данном населенном пункте, так и граждане, прибывшие из других населенных мест. Необходимость временного отсутствия граждан в месте постоянного проживания может возникнуть по различным причинам. У одних это связано со спецификой работы или службы. У других выезд может быть связан с необходимостью лечения или ухода за больным родственником, проживающим в другом населенном пункте, подготовки к поступлению в учебное заведение. Могут иметь место и другие жизненные обстоятельства, при которых потребуется временное выбытие гражданина из места постоянного проживания.

Согласно действующему в Республике Беларусь положению о паспортной системе граждане, прибывшие на временное проживание из одной местности в другую на срок свыше полутора месяцев, прописываются временно, а прибывшие на срок до полутора месяцев регистрируются в установленном порядке. Регистрация граждан, прибывших из одной местности в другую на срок до полутора месяцев, производится не позднее 3-дневного срока со дня прибытия.

Граждане, получившие разрешение на временное проживание в жилом помещении, никаких прав на постоянное пользование этим жилым помещением не приобретают. Временные жильцы независимо от длительности их проживания в помещении обязаны немедленно освободить жилое помещение по требованию нанимателя жилого помещения и проживающих с ним членов семьи (собственника жилого помещения; члена организации граждан-застройщиков и проживающих с ним членов семьи).

Согласно ст.90 Жилищного кодекса гражданин, вселившийся в жилое помещение нанимателя в качестве опекуна или попечителя, самостоятельного права на это помещение не приобретает (исключением может быть случай, когда опекун или попечитель признается членом семьи нанимателя). По прекращении опеки или попечительства, если это помещение не закреплено в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, за опекуном или попечителем, опекун или попечитель также подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Прекращаются вторичные жилищные правоотношения (в том числе в отношении временных жильцов) и в связи с прекращением договора найма жилого помещения, в частности, в случаях: расторжения договора найма жилого помещения (ст.36 и 37 ЖК), выселения из жилых домов, грозящих обвалом (ст.38 ЖК), признания договора найма жилого помещения недействительным (ст.62 ЖК).

Во всех случаях при отказе освободить жилое помещение временные жильцы подлежат выселению в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Обязательность судебного рассмотрения в таких случаях объясняется необходимостью проверки оснований выселения лиц, которые отказываются добровольно покинуть временно занимаемое жилое помещение. На практике бывает, что временные жильцы считают себя членами семьи постоянного пользователя жилого помещения. Если в ходе судебного рассмотрения выясняется, что они таковыми не являются, суд принимает решение об их выселении без предоставления жилого помещения. К требованиям о выселении временных жильцов исковая давность не применяется, поскольку они, независимо от срока проживания, не приобретают права на жилую площадь.

Кстати, здесь необходимо обратить внимание на то, что временным жильцом может быть и близкий родственник (член семьи с точки зрения законодательства о семье и браке). Например, взрослый сын, постоянно проживающий в другом населенном пункте в собственной квартире, приезжает по делам службы в город, где проживают родители, и поселяется у них в качестве временного жильца. Но членом семьи с точки зрения жилищного законодательства (см. ст.29 ЖК) в период временного проживания он не является и, соответственно, не имеет права постоянного пользования жильем и связанных с этим других жилищных прав.

Как уже было отмечено, граждане, получившие разрешение на временное проживание в жилом помещении, никаких прав на постоянное пользование этим жилым помещением не приобретают. Не приобретают они и других жилищных прав, связанных с проживанием в данном жилом помещении. Так, например, они не могут быть приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства (имеется в виду место временного проживания) и, соответственно, не могут претендовать на получение государственной поддержки (льготные кредиты, субсидии и др.) на строительство и приобретение жилья в связи с временным проживанием в данном жилом помещении. Они не могут участвовать в обмене или разделе жилого помещения, в котором временно проживают, их не принимают в расчет при определении уровня обеспеченности общей площадью семьи, постоянно проживающей в данном жилом помещении.

Что касается обязанностей временных жильцов, то представляется, что, являясь фактически субъектами жилищных правоотношений (поскольку ими используется жилое помещение по целевому назначению – для проживания), они должны нести и соответствующие обязанности, вытекающие из правил пользования жилыми помещениями. Поэтому временные жильцы, также как и граждане, постоянно проживающие в данных жилых помещениях, должны соблюдать порядок пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилых домов в Республике Беларусь, определенный Правилами, утвержденными приказом Минжилкомхоза от 7 декабря 1999 года № 177.

Прежде всего, жилые помещения не могут использоваться не по назначению, а также в ущерб правам и свободам других граждан. Граждане не должны совершать действий, приводящих к порче жилых помещений и вспомогательных помещений жилого дома либо создающих повышенный шум или вибрацию, нарушающих нормальные условия проживания граждан в других жилых помещениях. С 23.00 до 7.00. в жилых помещениях должна соблюдаться тишина.

Пользование телевизорами, радиоприемниками, магнитофонами и другими громкоговорящими устройствами допускается лишь при условии уменьшения слышимости до степени, не нарушающей покоя жильцов жилого дома.

Временные жильцы должны соблюдать и другие требования, в частности:

обеспечивать в жилых и вспомогательных помещениях сохранность конструктивных элементов и инженерных систем, соблюдать правила пожарной безопасности, правила пользования санитарно-техническим и иным оборудованием. При обнаружении неисправности конструктивных элементов, инженерных систем и других опасных условий, угрожающих здоровью и жизни проживающих, немедленно принимать меры к их устранению, а в необходимых случаях сообщать о них наймодателю, собственнику, эксплуатирующей организации или соответствующей аварийной службе;

соблюдать санитарно-гигиенические правила: содержать в чистоте и порядке жилые и подсобные помещения, балконы и лоджии; соблюдать чистоту и порядок во вспомогательных помещениях жилого дома и на придомовой территории;

расходовать экономно воду, газ, электрическую и тепловую энергию;

обеспечивать доступ в жилые и вспомогательные помещения работникам, занятым обслуживанием и эксплуатацией жилищного фонда, для проверки технического и санитарного состояния помещения и оборудования, а также проведения ремонтных и аварийных работ.

Во всех жилых, подсобных и вспомогательных помещениях жилого дома и придомовой территории запрещается хранить взрывоопасные, отравляющие и загрязняющие воздух вещества и предметы, легковоспламеняющиеся вещества, а также загромождать лестничные клетки, коридоры, проходы, запасные выходы и вспомогательные помещения жилого дома. На придомовой территории запрещается производить мойку автомобилей и иных транспортных средств, слив горюче-смазочных материалов.

Нарушение правил пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений жилого дома, пожарной безопасности, самоуправство в реализации своих интересов и ущемление законных прав и интересов других граждан и их организаций влечет административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Споры между гражданами, связанные с вопросами эксплуатации и содержания помещений, рассматриваются в судебном порядке. Основанием для обращения в суд могут служить соответствующие заключения жилищно-эксплуатационной организации и санэпидстанции.

Рассматривая вопросы жилищных правоотношений, связанные с временными жильцами, нельзя не обратить внимание на некоторые пробелы или неполноту регулирования отдельных вопросов в действующем законодательстве.

Бесспорно, что длительное проживание временных жильцов может повлечь переуплотнение жилого помещения. Поэтому действовавшим до 1 июля 1999 года Жилищным кодексом Белорусской ССР (ст. 95) вселение в жилое помещение (находящееся в пользовании нанимателя и проживающих с ним членов семьи) временных жильцов на срок свыше полутора месяцев не допускалось в случаях, когда в результате их вселения размер жилой площади, приходящейся на каждого проживающего, окажется менее установленной нормы (12 кв.метров на одного человека). Действующий ныне Жилищный кодекс Республики Беларусь (ЖК РБ) не содержит такого запрета (также не содержит и нормы жилой площади – 12 кв. метров, которая действовала раньше в соответствии со статьей 46 ЖК БССР и применялась, в частности, для прописки граждан, вселения поднанимателей и временных жильцов, исчисления излишков жилой площади), но в пункте 44 Примерного устава жилищно-строительного кооператива (утвержден постановлением Совета Министров Белорусской ССР от 15 ноября 1984 года № 400) указанное требование сохраняется для членов ЖСК, решивших предоставить находящиеся в их пользовании жилые помещения для временного проживания других граждан. При этом совершенно не ясно, какой нормой площади жилого помещения следует руководствоваться, так как ЖК РБ вообще не установил единой нормы жилой площади, но определил (статья 81) нормы предоставления общей площади жилого помещения социального пользования – от 15 до 20 кв. метров на одного человека.

В ряде действующих нормативных правовых документов не оговаривается возможность (или невозможность) вселения граждан в качестве временных жильцов в служебное жилое помещение, в общежитие (в частности, предназначенное для проживания семей), в жилое помещение социального пользования, в специальное жилое помещение государственного жилищного фонда, - хотя на практике такие случаи, вероятно, могут иметь место.

В то же время отдельные нормы, регулирующие вторичные жилищные отношения, в указанных документах присутствуют. Так, оговорено, в частности, что не подлежат сдаче по договору поднайма жилые помещения в общежитии, жилые помещения социального пользования, служебные и специальные жилые помещения (пункты 60, 75, 80 и 86 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2006 года № 565).

Кроме того, подпунктом 9.1.1. Положения о порядке отнесения жилых помещений государственного жилищного фонда к категории специальных жилых помещений, владения и пользования ими (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2006 года № 454) предусмотрено, в частности, что наниматель специального жилого помещения имеет право вселять в занимаемое им помещение в порядке, установленном жилищным законодательством, членов семьи, а также лиц, в отношении которых они исполняют обязанности по опеке (попечительству).

Устранение указанных пробелов, а также более полное регулирование вопросов, связанных с вселением граждан в качестве временных жильцов, возможно при доработке и принятии новой редакции Жилищного кодекса, а также нормативных документов по совершенствованию системы регистрации и учета граждан по месту жительства.

Независимо от продолжительности проживания, одновременно с прекращением договора найма жилого помещения прекращаются и вторичные жилищные правоотношения. Временные жильцы в случае отказа освободить помещение подлежат выселению по решению суда, а из домов, грозящих обвалом, - в административном порядке без предоставления другого жилого помещения.

Ольга Зенькевич

05.03.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 23

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2007