Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные гарантии для детей-сирот

Продолжение. Начало в № 14,15

В целях достижения полноты защиты жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется решение ряда вопросов, связанных как с обеспечением реализации принятых нормативных документов, так и с усилением государственных гарантий права на жилище для данной категории детей.

По мнению облисполкомов, требует специального нормативного урегулирования порядок предоставления жилья детям после выбытия их из детских учреждений (окончания пребывания у опекунов, попечителей) в случаях, если за ними не сохранились жилые помещения или если они не могут быть по другим причинам вселены в жилое помещение из которого выбыли ранее.

Например, Гомельский облисполком считает целесообразным нормативно определить, что органы опеки и попечительства должны официально подтверждать (оформлять соответствующее заключение) невозможность вселения детей в жилое помещение, где они проживали ранее до направления в детские интернатные учреждения (к опекунам, попечителям). Облисполком считает также необходимым нормативно закрепить обязанность органов опеки и попечительства по ведению банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отслеживать их нахождение в интернатных учреждениях, планировать возвращение таких детей в населенный пункт их постоянного проживания.

Минский облисполком полагает, что должен быть разработан отдельный нормативный акт, регламентирующий порядок и механизм признания невозможности вселения детей в прежнее жилое помещение. В таком нормативном документе может содержаться перечень или определение так называемых «других причин», по которым дети не могут занять жилое помещение, из которого они выбыли.

Немало вопросов на практике возникает в связи с отсутствием специального нормативного регулирования порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, за которыми вообще не было закреплено жилое помещение (или даже не могло быть закреплено, потому что родители не имели в постоянном пользовании или в собственности жилья, или по другим причинам).

Заслуживает внимания и мнение Министерства жилищно-коммунального хозяйства о том, что наряду с созданием банка данных о детях-сиротах местные исполнительные и распорядительные органы должны планировать выделение финансовых средств на целевое строительство для них жилых помещений социального пользования.

При улучшении жилищных условий по месту работы на предприятиях (в учреждениях, организациях) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наряду с другими работниками, жилые помещения могут предоставляться и на условиях обычного договора найма (такое жилье в отличие от жилых помещений социального пользования может быть в установленном порядке приватизировано, оно также подлежит обмену и разделу при необходимости), если это предусмотрено в коллективных договорах. В коллективном договоре может быть также конкретизирован круг лиц, для которых предусмотрены дополнительные основания для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также указаны и конкретные критерии, по которым работники принимаются на квартирный учет. В частности, может быть предусмотрен более высокий уровень обеспеченности общей площадью занимаемого жилого помещения, чем установленный нормативными актами (более 15 кв. метров на одного человека). Право постановки на учет независимо от общей площади занимаемого жилого помещения может быть предоставлено работникам, проживающим в жилом помещении, не соответствующем уровню благоустройства, применительно к условиям данного населенного пункта, и т.п.

По мнению Министерства образования, в целях защиты жилищных прав детей-сирот и для решения вопроса временного обеспечения жильем выпускников учреждений образования до выделения жилых помещений социального пользования необходимо предоставлять им места в общежитиях. Для этого потребуется либо создавать специальные общежития, либо в существующих общежитиях закреплять специально места с правом прописки лиц указанной категории. Предоставление выпускникам учреждений образования таких мест в общежитиях позволит им трудоустраиваться по специальности в соответствии с направлением на работу

Витебский, Гродненский и Минский облисполкомы, поддерживая предложение Минобразования об обеспечении детей-сирот местами в общежитиях (причем независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности), полагают, что в Государственной инвестиционной программе должно предусматриваться целевое выделение средств республиканского бюджета на строительство малогабаритных квартир для этой категории граждан.

Следует обратить внимание и на вопрос о возможности передачи жилых помещений социального пользования, в которых проживают граждане из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во владение и пользование по обычному бессрочному договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда. Предложения о такой передаче социального жилья после истечения 10 лет с момента его предоставления поддержаны в свое время Минжилкомхозом и Минобразования и должны быть рассмотрены при доработке новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь.

Для обеспечения реализации гарантированного законом права на получение во внеочередном порядке одноразовых безвозмездных субсидий и льготных кредитов для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения должны быть внесены в установленном порядке соответствующие изменения и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» (например, в части предоставления таких кредитов лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), а также в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 апреля 2002 года № 555 «Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых безвозмездных субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений».

По мнению специалистов, при разработке в текущем году законопроекта о жилищных строительных сбережениях (концепция которого одобрена Главой государства) необходимо проработать вопрос о введении более льготных условий предоставления жилищных кредитов и государственных субсидий для молодых семей (граждан) и детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. По сравнению с 2000 годом их количество снизилось на 8 процентов. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей.

Проблема социального сиротства является одной из наиболее острых. В связи с этим на первый план выдвигается задача совершенствования условий для воспитания детей-сирот в приемных, опекунских, патронатных семьях, их усыновления. В рамках этой работы могут быть внесены в установленном порядке предложения о более льготных условиях кредитования и субсидирования семей-усыновителей при усыновлении следующего ребенка, при усыновлении двух и более детей одновременно.

В конечном счете, как дальнейшее совершенствование нормативных правовых документов в этой области, так и упорядочение жилищных льгот для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей может значительно расширить их возможности в улучшении жилищных условий и обеспечить реализацию гарантированных государством жилищных прав, что несомненно будет способствовать и улучшению в целом демографической ситуации в стране.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

23.04.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 4, за месяц 58

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 16/2007