Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Служебное жилье: новое регулирование

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования порядка предоставления и использования жилых помещений принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 128 «О некоторых вопросах предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда». Он устанавливает ряд принципиально новых нормативных положений, регламентирующих порядок предоставления и использования служебных жилых помещений, а также содержит регулирование отдельных вопросов предоставления жилых помещений социального пользования.

По существу, начало совершенствованию законодательства по служебным жилым помещениям было положено Указом Главы государства от 29 ноября 2005 года № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений», который вступил в силу с 8 апреля 2006 года. Было установлено, в частности, что только по решению Президента Республики Беларусь устанавливается перечень категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения государственного жилищного фонда (раньше такое право было предоставлено и Совету Министров), а также передаются в порядке исключения в собственность граждан служебные жилые помещения государственного жилищного фонда.

Утвержденное данным Указом Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, содержит и основные новые нормы (глава 4, пункты 71-78), регулирующие вопросы предоставления и использования служебных жилых помещений.

Так, в Положении воспроизводится традиционное понятие «служебного жилого помещения», как помещения, которое предоставляется гражданам в связи с характером их трудовых (служебных) отношений, но при этом не указывается (как это имело место в ряде ранее действовавших нормативных правовых документов), что это помещение должно находиться по месту работы или вблизи от него (то есть на расстоянии, обеспечивающем оперативное обслуживание объекта работником в любое время суток). Необходимо отметить, что с учетом этой особенности ранее утверждались и перечни отдельных категорий работников, которым предоставлялись служебные жилые помещения (например: слесари-сантехники жилищно-эксплуатационных организаций, обслуживающий персонал котельных, тепловых и электросетей, на трассах газопроводов, водопроводно-канализационного хозяйства, специалисты пожарной охраны, почтальоны, эксплуатационный персонал АТС и т.д.).

Указанным Положением определено, что служебные жилые помещения государственного жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (ранее решение вопроса о предоставлении служебного жилья не связывалось с обязательным нахождением гражданина на квартирном учете), по совместному решению администрации государственного органа или другой государственной организации, в хозяйственном ведении либо оперативном управлении которых находятся эти жилые помещения, и профсоюзного комитета.

В названном Положении отражены вопросы изменения статуса служебных жилых помещений и их использования. Установлено, в частности, что заселенные служебные жилые помещения не подлежат исключению из состава служебных жилых помещений государственного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Ранее такой нормы в законодательстве не было и на практике по решению соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов из числа служебных исключались жилые помещения, в которых проживали граждане (прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией), которые в соответствии со статьей 96 Жилищного кодекса Республики Беларусь не могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения.

После вступления в действие Указа № 565 незаселенные жилые помещения республиканского и коммунального жилищного фонда включаются в состав служебных жилых помещений и исключаются из состава служебных жилых помещений соответственно по решению Президента Республики Беларусь, соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа на основании представления государственного органа, иной государственной организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда.

Важным является и то, что среди новых норм в Положении содержится и дополнительное регулирование отношений, связанных с сохранением права пользования служебным жилым помещением и выселением из него.

В Указе Главы государства № 128 не только значительно сокращено количество категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения, но и принципиально изменены подходы и критерии определения этих категорий.

До вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565 в республике при установлении категорий таких работников применялся преимущественно «отраслевой» принцип. Право на получение служебного жилья имели более 800 категорий работников организаций 29 министерств и других государственных органов. В соответствии с данным Указом постановлением Правительства от 28 февраля 2006 года № 302 признаны утратившими силу 58 принятых в 1984-2005 годах постановлений (или отдельных пунктов постановлений) по вопросам установления перечней категорий работников, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения.

По Указу № 128 служебные жилые помещения могут быть предоставлены в индивидуальном порядке Главой государства (лицам, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства) и Советом Министров (другим категориям работников на основании ходатайств государственных органов и иных государственных организаций, внесенных в установленном порядке по мотивированным предложениям данных заинтересованных государственных органов и организаций или подчиненных им государственных организаций, а также по мотивированным предложениям иных государственных организаций, внесенным в облисполкомы и Минский горисполком). Внесение предложений о предоставлении служебного жилья должно сопровождаться обоснованиями и аргументированными доводами о целесообразности предоставления таких помещений с соответствующими финансовыми расчетами.

Облисполкомам предоставлено право предоставлять служебные жилые помещения (также в индивидуальном порядке) гражданам, проживающим в сельской местности и работающим в организациях сельского хозяйства, в иных организациях, обслуживающих эту отрасль, а также работающим в санаториях, реабилитационных центрах, расположенных в сельской местности.

Главой государства установлены основания при наличии одного из которых могут быть направлены ходатайства в Правительство о предоставлении конкретному работнику в индивидуальном порядке служебного жилого помещения. Такими основаниями являются:

направление молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов, на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования;

наем работников организациями, расположенными на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;

переезд из другого населенного пункта при назначении на должность, переводе работника от одного нанимателя к другому в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены.

В исключительных случаях служебные жилые помещения могут быть предоставлены в индивидуальном порядке без учета указанных оснований другим лицам (кроме судей, прокурорских работников, соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава) по решениям Совета Министров, согласованным с Президентом Республики Беларусь, на основании мотивированных предложений заинтересованных государственных органов, иных государственных организаций или подчиненных им государственных организаций, а также на основании мотивированных предложений иных государственных организаций, внесенных в облисполкомы и Минский горисполком, нуждающихся в привлечении конкретного работника.

Судьям и прокурорским работникам, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям (за исключением военнослужащих срочной службы и курсантов военных учебных заведений, курсантов и слушателей дневной формы обучения учебных заведений органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям) служебные жилые помещения предоставляются также без учета указанных оснований, но обязательно в порядке, установленном соответствующими законодательными актами, с учетом особенностей, предусмотренных Указом Главы государства № 128.

Порядок согласования и внесения в Совет Министров Республики Беларусь, государственный орган, государственную организацию, облисполком и Минский горисполком ходатайств и мотивированных предложений о предоставлении гражданам служебных жилых помещений определен специальным Положением, утвержденным постановлением Совета Министров от 31 мая 2007 года № 732. Это Положение содержит и единую форму ходатайства о выделении служебного жилого помещения государственного жилищного фонда.

К ходатайству, которое направляется в Совет Министров, прилагаются следующие документы:

копии диплома и свидетельства о направлении на работу учреждения, обеспечивающего получение среднего специального и высшего образования за счет республиканского и (или) местных бюджетов, - при предоставлении служебного жилого помещения молодому специалисту;

копия с принявшей на работу организацией – при предоставлении служебного жилого помещения работнику организации, расположенной на территории с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;

копия трудового договора (контракта) и обоснование производственных, организационных или экономических причин, повлекших назначение на должность, перевод работника от одного нанимателя к другому, - при предоставлении служебного жилого помещения при переезде из другого населенного пункта при назначении на должность, переводе работника от одного нанимателя к другому, при условии, что из числа работников в данном населенном пункте для занятия вакансии нет равноценной замены.

Предварительно вопрос о целесообразности предоставления служебного жилого помещения государственного жилищного фонда должен рассматриваться на коллегии (совете) государственного органа, государственной организации, заседаниях облисполкомов и Минского горисполкома. На основании решения указанных коллегиальных органов на ходатайстве о выделении служебного жилого помещения оформляется гриф «УТВЕРЖДЕНО». Затем данное ходатайство с необходимыми документами направляются государственным органом, государственной организацией, облисполкомами и Минским горисполкомом в Совет Министров с проектом соответствующего нормативного правового акта в порядке, установленном Регламентом Совета Министров Республики Беларусь.

Указом № 128 предусмотрены также возможности решения жилищных вопросов некоторым категориям лиц, занимающим служебные жилые помещения, предоставленные до вступления в силу Указа № 565. Речь идет о судьях и прокурорских работниках (которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и проработали на указанных должностях 10 и более лет), военнослужащих (нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих выслугу 10 и более лет) и гражданах, не подлежащих выселению из служебных жилых помещений без предоставления им другого жилья в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Во-первых, им разрешено приватизировать на возмездной основе до 1 января 2008 года занимаемы служебные жилые помещения. В случае смерти (гибели, признания безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилья из числа вышеперечисленных категорий лиц, не воспользовавшегося правом приватизации в срок до 1 января 2008 года, право приватизации этого служебного жилого помещения в этот же срок и на таких же условиях предоставляется членам его семьи.

Во-вторых, в том случае, если наниматель служебного жилья не воспользуется до 1 января 2008 года правом на его приватизацию, то за ним сохраняется право пользоваться этим жилым помещением на срок до 10 лет, для решения в течение этого времени жилищного вопроса путем строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения с привлечением льготных кредитов либо внеочередное получение жилого помещения социального пользования.

Членам семей погибших судей, прокурорских работников, военнослужащих в связи с исполнением служебных обязанностей предоставлено право на получение занимаемого служебного жилого помещения в пользование по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда либо строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения (в течение 6 месяцев со дня гибели) с государственной поддержкой в виде одноразовой безвозмездной субсидии.

Согласно Указу № 128 ветеранам боевых действий на территории других государств, членам семей военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны, и членам семей погибших ветеранов боевых действий на территории других государств, предоставлено право на получение жилья социального пользования.

Во исполнение Указов № 565 и №128 соответствующие изменения и дополнения (вытекающие из данных Указов) должны быть внесены в проект новой редакции Жилищного кодекса Республики Беларусь, которая должна рассматриваться Главой государства и Национальным собранием Республики Беларусь.

В конечном счете, введение в действие Указа № 128 позволит обеспечить надлежащую реализацию ранее принятого Указа № 565 и комплексное регулирование вопросов предоставления и использования жилых помещений государственного жилищного фонда.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

18.06.2007

просмотров: сегодня 3, за последние 7 дней 21, за месяц 104

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 24/2007