Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Арендная плата за земельный участок – в зависимости от целевого назначения и коэффициента

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Арендная плата за земельный участок – в зависимости от целевого назначения и коэффициента

В настоящее время для определения базовой ставки годовой арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, используется их кадастровая стоимость. Это предусмотрено указом президента № 74 от 7 февраля 2006 года и стало возможным благодаря завершению работ по определению кадастровой стоимости земель в нашей республике.

Напомним, что согласно указу № 74 базовые ставки ежегодной арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, определяются местными исполнительными и распорядительными органами исходя из кадастровой стоимости этих участков с применением коэффициентов в зависимости от их целевого назначения. Кроме того, указом предоставлено право местным исполнительным и распорядительным органам при заключении договоров аренды земельных участков повышать или понижать базовые ставки за данные участки, но не более чем в два раза, в зависимости от срока их аренды, размеров земельных участков, стоимости улучшений, произведенных арендаторами этих участков, наличия ограничений (обременений) в использовании участков, социальной значимости деятельности арендаторов для административно-территориальных и территориальных единиц, сезонности, времени (дневное, ночное) и вида осуществляемой арендаторами деятельности, источников ее финансирования.

В зависимости от целевого назначения земельных участков указ устанавливал коэффициенты к кадастровой стоимости земельных участков. Однако, как показала практика, при расчете годовой арендной платы сотрудники землеустроительных служб столкнулись с рядом трудностей.

Так, например, специалистами минской городской землеустроительной службы было подсчитано, что по новому закону для юридических лиц РБ платежи за землю увеличатся в 4 раза, а для граждан – в 100-150 раз. Получалось, что если в доме ЖСК имелось помещение, принадлежащее юридическому лицу, иностранному юридическому лицу или гражданину РБ, то земельный участок должен предоставляться для обслуживания жилого дома в аренду. И если предоставлять его в аренду в зависимости от кадастровой стоимости, чего требовал опять же закон, должна была быть установлена арендная плата, в том числе и для граждан ЖСК. А это означало, что для граждан, проживающих в доме ЖСК, платежи за землю могли возрасти в 150 раз.

Согласно закону № 74 если в г. Минске арендная плата по новым расчетам резко возросла, то в сельских населенных пунктах наоборот резко снизилась, примерно в 10-15 раз. Например, если до принятия закона годовая арендная плата за участок в Любанском районе составляла 15000 рублей, то при расчете по новым правилам она составила всего лишь 800 рублей.

При расчете арендной платы специалисты столкнулись и с некоторыми другими трудностями. Учитывая все эти факты, 14 июня 2007 года президент подписал указ № 274, которым внесены дополнения и изменения в указ № 74.

Так, в частности, в новый указ внесено дополнение в отношении предоставления земельного участка в аренду для нескольких целей, в отношении которых предусмотрены разные коэффициенты к кадастровой стоимости. Документом определено, что базовые ставки ежегодной арендной платы для них определяются исходя из коэффициентов к кадастровой стоимости таких земельных участков. При этом размер арендной платы для каждого из арендаторов определяется соразмерно их долям в праве на земельный участок.

Кроме того, в приложении к указу № 274 расширено и уточнено целевое назначение земельных участков, для земельных участков с новым целевым назначением установлены коэффициенты к их кадастровой стоимости.

Так, в новом документе появились два новых целевых назначения земельных участков, которых не было в указе № 74. Это земельные участки для размещения объектов многоквартирной жилой застройки, для которых установлен самый низкий коэффициент - 0,001, и земельные участки для размещения автостоянок и гаражей, предоставленных гаражным кооперативам либо для целей индивидуального строительства. Для них установлен также низкий коэффициент – 0,002.

Кроме того, указом уточнено и целевое назначение иных земельных участков, которые были перечислены в указе № 74.

Так, для земельных участков для ведения товарного сельского хозяйства, ведения подсобного сельского хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения сельского хозяйства в исследовательских целях, ведения сельского хозяйства в учебных целях, огородничества, сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, дачного строительства, традиционных народных промыслов, ведения рыболовного и охотничьего хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, кроме многоквартирного, размещения объектов природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесохозяйственных и водохозяйственных объектов остался прежний коэффициент 0,003.

Для земельных участков для размещения объектов здравоохранения и предоставления социальных услуг, объектов образования и воспитания, научного назначения (научного обслуживания),
религиозного (культового) назначения, мест погребения, объектов физкультурно-оздоровитель­ного и спортивного назначения, культурно-просветительных, бытового обслуживания населения, коммунального хозяйства, обороны (государственной безопасности) – коэффициент 0,03.

Для земельных участков для размещения объектов промышленности, связи, энергетики, транспорта, кроме трубопроводного, объектов административного назначения, оптовой торговли, общественного питания без осуществления розничной торговли алкогольными напитками, материально-технического и продовольственного снабжения, заготовок, сбыта продукции, гостиничного назначения - коэффициент 0,06.

Для земельных участков для размещения объектов финансового назначения (банки, небанковские кредитно-финансовые и страховые организации), розничной торговли, общественного питания с осуществлением розничной торговли алкогольными напитками, театрально- зрелищных, по оказанию посреднических услуг, туристических услуг, автостоянок и гаражей, за исключением предоставленных гаражным кооперативам либо для целей индивидуального строительства – 0,09.

И для земельных участков для размещения объектов по ремонту и обслуживанию автомобилей, в том числе автомобильных заправочных и газонаполнительных станций, трубопроводного транспорта (газопроводы, нефтепроводы, продуктопроводы) остался прежний самый высокий коэффициент – 0,12.

Елена МАСЛОВСКАЯ.

25.06.2007

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 9, за месяц 61

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 25/2007