Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Терминология в жилищной сфере

(Продолжение. Начало в № 1)

В нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления финансовой поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений, допускается применение практически в одном и том же смысловом значении таких терминов как «кредит», «ссуда», «заем».

Например, в статье 9 Жилищного кодекса Республики Беларусь предусмотрено, в частности, что граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке льготные кредиты, субсидии и иные формы государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14 апреля 2000 года № 185 установлено, что льготные кредиты предоставляются открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" гражданам, имеющим в соответствии с законодательными актами право на получение государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилых помещений.

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 31 декабря 2006 года № 1807/23 «О мерах по выполнению заданий на 2007 год по строительству жилых домов» при определении расчетных показателей по финансированию строительства жилья и объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки (приложение 3) предусмотрены в виде источников финансирования, в частности, средства кредитных ресурсов банков (в том числе льготных кредитных ресурсов) и средства организаций, включая займы. Аналогичные источники предусмотрены и в постановлении Совета Министров от 31 декабря 2006 года № 1808 «Об утверждении плана проектирования, строительства и финансирования жилья для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2006 – 2010 годы.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 года № 428 (пункт 1) рекомендовано руководителям организаций всех форм собственности обеспечивать выделение состоящим в штате этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

По Закону Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, имеют право на получение беспроцентной ссуды на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов с надворными постройками, кооперативное жилищное строительство с погашением 50 процентов размера ссуды за счет бюджета. Погашение ссуды осуществляется в течение 25 лет, начиная с третьего года после ее получения. Компенсация банкам потерь от предоставления указанных ссуд осуществляется за счет средств бюджета (пункт 20 статьи18).

Нормативными положениями Закона Республики Беларусь от 5 января 2006 года № 101-З «О внесении изменений и дополнений в Законы Республики Беларусь по вопросам обращения и использования именных приватизационных чеков «Жильё» предусмотрена возможность использования гражданами чеков «Жильё» для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо погашения кредита (ссуды), взятого на это строительство, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, при приобретении жилья путем его покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.

В разделе «Жилищное строительство. Постановка на учет и распределение жилья. Компенсации, льготы» макета коллективного договора (см. Методические материалы Федерации профсоюзов Беларуси для разработки коллективных договоров в 2007 году) предусмотрено, что наниматель, в частности, обязуется выдавать беспроцентные ссуды индивидуальным застройщикам, членам жилищно-строительных кооперативов, коллективов индивидуальных застройщиков, а также работникам, приобретающим (выкупающим) жилье в собственность.

Вместе с тем, в Гражданском кодексе Республики Беларусь каждый из указанных терминов имеет свое особенное смысловое значение.

Так, согласно статье 771 ГК по кредитному договору банк или иная кредитно-финансовая организация (кредитодатель обязуется предоставить денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а последний обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить за нее проценты.

В соответствии со статьей 760 ГК по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Что касается ссуды, то в статье 643 ГК определено, что по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Как видим, речь здесь идет не о деньгах, передаваемых на условиях возврата с выплатой процентов (как при предоставлении кредита), а о вещи, передаваемой в безвозмездное временное пользование.

Таким образом, если в финансовом законодательстве понятие ссуда по своему экономическому содержанию (как денежные средства, выданные временно для использования по целевому назначению) возможно и тождественно термину гражданского законодательства заем (статья 760 ГК), то оно в принципе не соответствует смысловому значению понятия ссуда, определенному в статье 643 ГК. А это уже можно расценивать как явное нарушение требования статьи 22 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» о том, что одни и те же термины в нормативных правовых актах, имея единую форму должны употребляться в одном значении.

Возникает вопрос о соответствии Закону «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и в случае использования в Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных бюджетных фондах» понятия бюджетная ссуда, как денежные средства, выданные временно и безвозмездно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению. По смысловому значению это также в принципе не соответствует содержанию понятия ссуды, определенному в статье 643 ГК.

Поэтому представляется, что при дальнейшем совершенствовании республиканского законодательства должны быть внесены в нормативные документы, регулирующие отношения в жилищной сфере, соответствующие изменения и дополнения, содержащие терминологию, предусмотренную Гражданским кодексом Республики Беларусь. Тем более что в статье 3 ГК установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать кодексу. В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с Гражданским кодексом или другим законом Кодекс или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В случае коллизии (расхождения) иных актов гражданского законодательства применяются правила, установленные законодательством Республики Беларусь о нормативных правовых актах.

В последнее время правоведами высказываются предложения о необходимости более тщательной научной экспертизы законопроектов и других нормативных правовых актов, а также выработки механизма реального осуществления независимой оценки проектов таких документов. При проведении такой экспертизы в проектах нормативных документов могли бы своевременно выявляться не только различия в терминологии, но и недоработки правового, социального, экономического характера, оперативное устранение которых обеспечило бы принятие юридически грамотных актов и способствовало бы эффективной их реализации в правоприменительной практике.

Ольга Зинкевич

14.01.2008

просмотров: сегодня 1, за последние 7 дней 2, за месяц 14

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 2/2008