Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Налоги на землю подкорректированы в сторону

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Налоги на землю подкорректированы в сторону

Палата представителей Национального собрания приняла во втором чтении проект Закона Республики Беларусь о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О платежах за землю". И если до конца декабря проект Закона будет принят Советом Республики Национального собрания и подписан президентом Республики Беларусь, то уже в следующем году ставки налога на землю в среднем по Беларуси увеличатся в четыре раза: примерно в 1,5-2 раза для граждан, в 4-5 раз - для юридических лиц. Исключение составляют ставки налогов на земли сельхозназначения, которые пока предложено оставить на уровне текущего года.

Для физических лиц, владеющих земельными наделами, предусмотрены ставки, установленные для каждого конкретного района. Их значения в целом по Беларуси приняты в пределах от 2,676 до 29,579 тыс. руб./га. Например, для

Минской области - от 7,302 тыс. руб. (в Мядельском р-не) до 29,579 тыс. в (Несвижском р-не). При этом 27,283 тыс. руб./га - в Клецком р-не, тогда как в Минском р-не - всего 20,508 тыс. руб./га и 16,834 руб./га - в Смолевичском р-не. Эти ставки установлены исходя из средних ставок налога на земли

сельхозназначения, принятых в зависимости от плодородности почвы и

прочих качественных характеристик земель. Вот почему в Минском районе

ставка намного ниже, чем в Несвижском и Клецком районах, в которых, кстати, вообще самые большие ставки в Беларуси.

Так называемые районные ставки применяются при установлении ставок земельного налога на земельные участки, "предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, ведения коллективного садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, дачного строительства, традиционных народных промыслов и в случае получения по наследству или приобретения жилого дома и для других целей, а также на служебные земельные наделы, предоставленные гражданам

районными исполнительными и распорядительными органами из земель запаса и земель лесного фонда". Но для получения конечных сумм налогов “районные” ставки умножаются еще на повышающие коэффициенты. Для Минска это 19,1, для других областных центров - 7,4, для городов областного подчинения с населением свыше 100 тыс. жителей - 5,8, от 50 до 100 тыс. - 4,2 и до 50 тыс. - 2,4, для городов районного подчинения, прочих городских поселений, сельских населенных пунктов, а также территорий, расположенных за пределами населенных пунктов - 1,6. Для наглядности приведем небольшой расчет. Если гражданин имеет участок 10 соток в Минске, то его годовой налог на землю составит примерно 39,17 тыс. руб. в год (20.508/100 х 19,1 х 10), такой же налог придется платить и за участки, находящиеся в деревнях и поселках, включенных в прошлом году в состав Минска.

Заметно увеличены ставки земельного налога на земельные участки, предоставленные во владение, пользование и в собственность юридическим

лицам в границах населенных пунктов (городов, городских, курортных и

рабочих поселков, сельских населенных пунктов). Ставка земельного налога на землю в Минске установлена в размере 15,031 млн. руб./га. Для других областных центров - 5,793 млн. руб./га, в городах областного подчинения с населением свыше 100 тыс. жителей - 4,208 млн., от 50 до 100 тыс. жителей - 2,893 млн., до 50 тыс. жителей - 1,613 млн., в городах районного подчинения - 1,046 млн., в прочих городских поселениях - 706 тыс. руб., сельских населенных пунктах – 558 тыс. руб./га. Эти ставки применимы для юридических лиц, не имеющих никаких льгот по налогам. Причем если раньше ставки налогов на земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, устанавливались путем трехкратного увеличения средних ставок налогов на земли сельхозназначения, то со следующего года предусматривается другой порядок. Ставки на земли населенных пунктов будут умножаться на понижающие коэффициенты, приведенные в дополнительном приложении 5 (согласно проекту): для участков, расположенных в пределах 5 км от Минска, установлен понижающий коэффициент 0,7, в 5-10 км - 0,5, 10-20 км - 0,3, более 20 км - 0,1; от областных центров - соответственно от 0,6 до 0,1, от города с населением свыше 50 тыс. жителей - 0,5-0,1, от районных центров - 0,4-0,1.

Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно закону (и эта норма не

меняется) местные Советы депутатов могут “в зависимости от оценки территории населенных пунктов, исходя из стоимости инженерных коммуникаций, а также с учетом доступности участка, его близости к центру населенного пункта, архитектурно-художественной, исторической и ландшафтной ценности застройки и территории, состояния окружающей среды, микроклиматических и санитарно-гигиенических условий, развитости функций культурно-бытового обслуживания населения и т.п., увеличивать или понижать ставки земельного налога, но не более чем в два раза”.

Как и раньше плательщиками земельного налога являются юридические и

физические лица (включая иностранные), которым земельные участки

предоставлены во владение, пользование либо в собственность. Перечень категорий граждан и юридических лиц, которые имели до последнего времени льготы по налогам на землю, остался прежним. Во всяком случае в комментируемом законопроекте об этом ничего не говорится.

За арендуемые земельные участки плата взимается в размере, определяемом

договором. При этом размер арендной платы не должен быть ниже ставок

земельного налога по соответствующим категориям земель. Основанием для исчисления земельного налога и арендной платы за землю является государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, договор аренды земельного участка или решение соответствующего исполнительного и распорядительного органа о предоставлении земельного участка, или сведения о наличии и качественном состоянии земель, предоставляемые ежегодно налоговым органам землеустроительной службой местных исполнительных и распорядительных органов".

В заключение важно отметить, что в проекте закона о бюджете на 2003 год

предложена норма, согласно которой местным Советам депутатов разрешается

устанавливать налоги на земли населенных пунктов в размере 1 процента от

кадастровой стоимости земли. Но применение этой нормы станет возможно

только после проведения кадастровой оценки земель каждого конкретного

населенного пункта. Пока же проведение кадастровой оценки находится на

начальной стадии. Завершиться она должна до 2005 года. Но если предложенная норма в проекте бюджета будет узаконена, то не исключено,

что в некоторых городах и поселках налог на землю будет изыматься исходя

из кадастровой стоимости уже в следующем году.

Елизавета БУЛАТЕЦКАЯ

23.12.2002

просмотров: сегодня 2, за последние 7 дней 26, за месяц 160

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 51/2002