Газета «Недвижимость Белоруссии» издается с 1996 года и на сегодняшний день является крупнейшим аналитическим и информационным изданием о недвижимости в Республике Беларусь

Жилищные отношения регулируются законодательством

Главная страница » Публикации газеты «НБ» » Рубрики » Жилищное законодательство РБ » Жилищные отношения регулируются законодательством

С 1 января 2008 года в соответствии с Указом Главы государства от 20 сентября 2007 года № 439 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565» вступает в силу ряд новых нормативных положений по регулированию жилищных отношений.

Указом Главы государства, в частности, уточнен и конкретизирован действующий порядок квартирного учета для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также установлены сроки проживания иногородних граждан, прибывших на постоянное жительство в г.Минск, для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.

По общему правилу, установленному пунктом 1 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2005 года № 565) граждане имеют право самостоятельно состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня наступления совершеннолетия.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен особый порядок принятия на квартирный учет до наступления совершеннолетия. Так, с учетом внесенных изменений, те из них, кто не имеет в собственности или в пользовании жилых помещений либо не могут быть вселены в жилое помещение, из которого они выбыли, принимаются на учет нуждающимися в улучшении жилищных условий местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом – по месту предоставления им первого рабочего места. В прежней редакции этой нормы предусматривалось, что на такой учет принимают местные исполнительные и распорядительные органы, принявшие решение об определении детей на воспитание, что неоднозначно понималось и вызывало определенные сложности в правоприменительной практике.

В новом Указе четко определен порядок подачи заявлений о принятии указанных лиц на квартирный учет. Так, установлено, что заявление о принятии детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий подается опекуном (попечителем), лицом, на которое законодательством возложено выполнение обязанностей опекуна (попечителя), в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту предоставления им первого рабочего места. Под лицами, на которых законодательством возложено выполнение обязанностей опекунов (попечителей), понимаются руководители детских интернатных учреждений, государственных специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, детских деревень (городков), государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, родители-воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители в приемных семьях, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на государственном обеспечении.

Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае их эмансипации или вступления в брак до достижения совершеннолетнего возраста, подается указанными лицами в местный исполнительный и распорядительный орган по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо в местный исполнительный и распорядительный орган по месту предоставления им первого рабочего места.

Основания для приобретения и предоставления статуса детей-сирот и статуса детей, оставшихся без попечения родителей определены в главе 2 Закона Республики Беларусь от 21 декабря 2005 года № 73-З «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 1 этого Закона даны и следующие терминологические определения таких категорий детей:

дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей вследствие лишения родителей родительских прав, отобрания их у родителей без лишения родительских прав, признания родителей недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявления их умершими, нахождения родителей в розыске, в местах содержания под стражей, болезни родителей, препятствующей выполнению родительских обязанностей, отбывания родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы, лишения свободы, оставления их родителями в организациях здравоохранения, согласия родителей на усыновление (удочерение) детей при отказе родителей от детей и их раздельном проживании с детьми, а также которые обнаружены брошенными, и в других случаях отсутствия попечения родителей;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, имевшие к моменту достижения ими возраста 18 лет статус детей-сирот или статус детей, оставшихся без попечения родителей, либо основания для его приобретения и впоследствии не утратившие эти основания).

Необходимо также отметить, что основания для постановки на квартирный учет дополнены нормой о том, что лица, которые на день вступления в силу Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (8 апреля 2006 г.) обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования по дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий из-за отсутствия постоянного места жительства, признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Местным исполнительным и распорядительным органам вменено в обязанность уточнять ежегодно до 1 апреля данные о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По результатам уточнения этих данных должны формироваться списки указанных детей и лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями социального пользования в очередном календарном году и планироваться денежные средства на строительство (приобретение) таких жилых помещений.

Указом Главы государства дополнительно установлено, что документы, необходимые для общих ежегодных уточнений данных (с 1 февраля по 1 мая), являющихся основанием для сохранения права граждан состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (кроме сведений о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи) запрашиваются, также как и при постановке на квартирный учет, у соответствующих организаций местными исполнительными и распорядительными органами, иными государственными органами, другими организациями. Организации, получившие такой запрос, обязаны в десятидневный срок представить запрашиваемые документы без взимания платы.

Дополнены также и основания, когда граждане не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В частности, это дополнение касается лиц, прибывших в г.Минск из других населенных пунктов. Они не будут приниматься на квартирный учет в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г.Минске. По мнению специалистов, введение такого ограничения (кстати, оно применялось в столице и ранее, до вступления в силу с 1 июля 1999 г. Жилищного кодекса Республики Беларусь) позволит существенно уменьшить интенсивный рост в последние годы количества очередников за счет механического прироста населения в столице и тем самым снизить остроту жилищной проблемы.

Ольга ЗИНКЕВИЧ

03.03.2008

просмотров: сегодня 0, за последние 7 дней 1, за месяц 11

Комментарии:

Добавить комментарий

 

Аватарку можно добавить, зарегистрировав email на gravatar.com

CAPTCHA Image Reload Image

* — поле обязательное для заполнения

Материалы номера 9/2008